Top.Mail.Ru
Вопрос на засыпку

Вопрос на засыпку

07.07.2011
У какой машины мотор круче? Не торопитесь с ответом: в этом году даже экспертам международного конкурса пришлось поломать голову

Владимир Заборщиков

У какой машины мотор круче? Не торопитесь с ответом: в этом году даже экспертам международного конкурса пришлось поломать голову

В этом году двигатель TFSI, став пятицилиндровым, победил в категории от 2,0 до 2,5 литра
© Фото: 5 колесо

Силовую установку Nissan Leaf и двигателем-то не назовешь
© Фото: 5 колесо

Итоги конкурса Engine of the Year 2011 можно было бы назвать триумфом BMW: баварские моторы были отмечены в четырех категориях. Лучшим двигателем с рабочим объемом от 3 до 4 литров назвали 4-литровый V8, устанавливаемый на BMW M3, а от 2,5 до 3 л — DI TwinTurbo, встречающийся чуть ли не на всех моделях концерна. 2-литровый дизель от BMW 123d и Х1 признали победителем в категории "1,8—2,0 литра". В категории "1,4—1,8 литра" первенствовал четырехцилиндровый турбированный мотор объемом 1,6 л, который баварцы создавали совместно с французами из PSA. Ставят его на Mini и целый ряд Peugeot и Citroen.

Баварские моторы (и как конкретные агрегаты, и как производитель, и как конструкторская школа) заслуживают отдельного большого рассказа. Надеемся, с помощью компании нам удастся его написать. А пока немного расстроим почитателей марки: взяв больше всех призов в отдельных номинациях, компания упустила главный.

Куда скромнее результат у Volks wa gen Group: у Audi и VW по одной победе. Audi 2.5 TFSI, как и годом ранее, стал "Двигателем года — 2011" в категории моторов с рабочим объемом от 2 до 2,5 л. В 2,5-литровом агрегате, устанавливаемом на Audi RS 3 Sportback, Audi TT RS Coupe и Audi TT RS Roadster, применяется традиционное для Audi сочетание турбонаддува и непосредственного впрыска FSI. Двигатель рабочим объемом 2480 см3 развивает мощность 250 кВт (340 л.с.) в диапазоне 5400—6500 мин-1 и максимальный крутящий момент 450 Нм в диапазоне от 1600 до 5300 мин-1. Отметили эксперты и великолепный… звук.

Фольксвагеновский 1.4 TSI полюбил природный газ в качестве топлива
© Фото: 5 колесо

Двигатель McLaren больше похож на судовой. А что? Мощи хватило бы
© Фото: 5 колесо

Audi TT RS Coupe способен разгоняться до 100 км/ч за 4,3 секунды (Audi TT RS Roadster — за 4,4). Максимальная скорость обеих моделей может достигать 280 километров в час (при отсутствии электронного ограничителя, предлагаемого в качестве опции). Разгон Audi RS 3 Sportback до 100 км/ч занимает 4,6 секунды — наилучший показатель для данного класса автомобилей. Максимальная скорость ограничена на уровне 250 километров в час.

Это уже седьмая победа технологии Audi TFSI в своем классе в номинации "Двигатель года". С 2005 по 2009 гг. двигатель Audi 2.0 TFSI уже становился лучшим двигателем года в категории 1,8—2,0 литра. Мы подробно рассказывали о них год назад.

В категории "Двигатели объемом от 1,0 до 1,4 л" премию за 1.4 TSI вновь получил концерн Volkswagen. Основная особенность мотора — технология Twincharger, сочетающая турбонагнетатель и механический компрессор.

Бензиновый 1.4 TSI стал базовым двигателем для моделей Eco-Fuel, работающих на природном газе. Жюри высоко оценило работоспособность, низкий уровень шума, отсутствие вибраций и экономичность немец кого мотора.

Porsche 911 G2 RS: какая "полка" крутящего момента!
© Фото: 5 колесо

Установленный на машину двигатель почти не разглядеть
© Фото: 5 колесо

4,5-литровая V-образная "восьмерка" Ferrari 458 Italia мощностью 570 л.с. получила почетное звание Best Performance Engine 2011, что в шутку, но близко к истине можно перевести как "Лучший из крутых моторов".

Было еще три номинации "Лучший". Продолжим "Лучшим новым двигателем". Обратный отсчет "горячей шестерки" начнем с McLaren V8. Суперкару и двигатель нужен "супер". К таковым, без сомнения, можно отнести силовой агрегат V8, устанавливаемый на McLaren MP4-12C 2012 модельного года: 3,8 литра, 592 л.с. (кстати, это одна из самых крутых машин 2011 года). Располагаемый сзади агрегат, сблокированный с семиступенчатой коробкой передач Graziano с двойным сцеплением, даже внешне больше похож на двигатель гоночного болида, чем на серийное изделие. Родословная обязывает.

Литровую мощность в 156 л.с. удалось получить благодаря высокому давлению наддува, впрыску в коллекторы и оборотам до 8500 в минуту. "Полка" крутящего момента в 600 Нм простирается от 3 до 7 тысяч оборотов коленчатого вала в минуту.

Оценив по заслугам достоинства двигателя, многие эксперты утверждают, что наибольший интерес для автомобильных инженеров представляет не он, а технологии, заимствованные из "Формулы-1", в частности, подтормаживание заднего внутреннего колеса в скоростных поворотах, снижающее недостаточную поворачиваемость и риск заноса на выходе. Отдают должное и коробке передач.

Абсолютный победитель в разрезе
© Фото: 5 колесо

У Fiat в головке цилиндров добавилось гидравлики
© Фото: 5 колесо

Новый Porsche 911 GT2 RS — самый мощный из Porsche, эксплуатируемых на дорогах общего пользования. Но его двигатель, по своим характеристикам превосходящий McLaren V8, не только не был признан лучшим в категории от 3 до 4 литров рабочего объема, но и оказался лишь пятым в борьбе за главный приз — звание двигателя года. Впрочем, итальянский мотор, имеющий на 200 "кубиков" больше, оказался и вовсе шестым.

Почему новый 911-й был обделен призами и титулами, не совсем понятно. Битурбинный шестицилиндровый Boxer с водяным охлаждением и четырьмя клапанами на цилиндр среди прочих достоинств мог бы похвастать такими диковинами, как изменяющаяся геометрия турбины (VTG) и регулируемые фазы газорас пределения (VarioCam Plus). Имея рабочий объем 3,6 л, он выдает 456 кВт (620 л.с.) при 6500 мин-1! А на крутящий момент в 700 Нм выходит уже при 2250 оборотах. Разгон автомобиля до 100 км/ч занимает 3,5, до 200 — 9,8, а до 300 — 28,9 секунды! Давление наддува растет до достижения максимальной скорости 330 км/ч. Динамика как у самолета вполне объяснима: на одну лошадиную силу приходится всего 2,21 кг массы автомобиля.

Во избежание масляного голодания в поворотах применена система смазки двигателя с сухим картером, отдельным масляным баком и масло-водяным теплообменником. Задача последнего — предотвратить термическую деструкцию смазывающего материала.

В отличие от традиционной конструкции, выхлопные газы подаются на турбину управляемыми электроникой направляющими лопатками. Изменяя их угол относительно потока газов, можно регулировать момент на валу турбины, обеспечивая необходимое давление наддува даже на небольших оборотах двигателя. Максимальное давление также повышено (до 1,6 бар).

На четвертом месте среди новинок — уже упомянутый нами в качестве победителя категории "1,8—2,0" 2-литровый дизель BMW.

Впуск может работать по любому закону
© Фото: 5 колесо

Устройство привода клапанов Multi Air
© Фото: 5 колесо

Толковой информации о "бронзовом призере", четырехцилиндровом турбомоторе Ford рабочим объемом 1,6 л с непосредственным впрыском, мы пока не нашли. Известно, что разработан он с прицелом на европейский рынок, устанавливается на Ford Fiesta, Focus, Mondeo, S-Max, C-Max и Galaxy, Volvo S60, V60, V70, XC70, S80, а производится на специально построенном заводе в Уэльсе. Это один из двигателей нового семейства Ecoboost, созданного на ярко выраженных принципах даунсайзинга. Имея мощность, равную мощности двигателя большего литража, новый агрегат расходует на 20% меньше топлива, выбрасывает на 15% меньше углекислого газа и превосходит аналог по рабочим характеристикам.

Второй результат в списке можно назвать прелюдией к сенсации, а можно и самой сенсацией. Электрический силовой агрегат Nissan Leaf оказался среди кандидатов на почетный титул после того, как журнал Ward’s включил его в свою ежегодную "горячую десятку". И впервые за время проведения конкурса чуть было не стал "Двигателем года", не имея привычного двигателя и в помине.

Leaf — "чистый" электромобиль. Его синхронный тяговый электромотор мощностью 80 кВт питается исключительно от литий-ионной батареи емкостью 24 кВтч. Мощность мотора в привычных для нас единицах составляет 107 л.с., а крутящий момент на уровне 280 Нм обеспечивается во всем диапазоне частот вращения вала. На одной зарядке электромобиль может проехать до 160 км со скоростью до 145 км/ч. Машина получилась достаточно динамичной в сравнении как с традиционными по конструкции, так и с электрическими, а тем более с гибридными аналогами.

А теперь сядьте: такую информацию опасно получать стоя. "Лучшим новым двигателем", "Лучшим зеленым двигателем" (опередив электрические Nissan и Mitsubishi), "Лучшим до 1 литра" и просто "Двигателем года 2011" авторитетное жюри назвало 2-цилиндровый Fiat Twin Air рабочим объемом 875 см3! Получается, что малыш Fiat 500 "объехал" и BMW, и McLaren, и Porsche.

Кажущийся курьезом результат объясняется с легкостью: итальянские конструкторы в последние годы закрепились на лидирующих позициях в мировом моторостроении. Сначала "пошла в гору" дизельная тематика, затем некоторые удачные технические решения применили на двигателях Отто. Последняя обширная статья, посвященная именно двигателю-победителю, была опубликована еще прошлой осенью ("5 колесо" №9, 2010).

У Audi только два режима открытия клапанов. Изменение — ступенчатое
© Фото: 5 колесо

У Audi только два режима открытия клапанов. Изменение — ступенчатое
© Фото: 5 колесо

Вкратце напомним суть фиатовской технологии MultiAir. В привод впускных клапанов встраивается гидроцилиндр, заполняемый моторным маслом и по сути мало отличающийся от знакомых всем гидрокомпенсаторов. Цилиндр связан с дренажным клапаном, по конструкции схожим с дизельной электромагнитной форсункой. Кулачки распределительного вала сделаны максимально "широкими". Такой профиль работоспособен только на высоких оборотах. Изменяя объем масла в цилиндре (т.е. несжимаемого рабочего тела) мы можем регулировать высоту и время открытия впускного клапана, обеспечивая оптимальные режимы работы цилиндра. Излишек масла выпускается дренажным клапаном по сигналу электронного блока управления двигателем. Возможна плавная регулировка в очень широких пределах, в т.ч. многократное открытие и закрытие клапана в течение одного рабочего такта. В других известных механизмах регулирования фаз газораспределения изменения происходят ступенчато, их диапазон узок. Несколько лучшие результаты показывает электромагнитный привод клапанов, но пока он громоздок и ненадежен. Система MultiAir способна если не совершить революцию в моторостроении, то хотя бы продлить эпоху старых добрых ДВС.

Специалисты оценили новую идею: "Лучшим двигателем года 2010" они назвали "старшего брата" нынешнего лауреата — двигатель Fiat MultiAir рабочим объемом 1,4 литра. В нем помимо электрогидравлического регулирования фаз газораспределения вызывает интерес и приводная цепь, не требующая никакого обслуживания. Двухцилиндровые двигатели не отличаются уравновешенностью. Для гарантированного избегания вибраций на любых режимах на двигатель установили балансирный вал, вращающийся в противоположную от коленвала сторону.

Регулирование фаз газораспределения позволяет снизить расход топлива и выбросы в атмосферу. За километр пробега Fiat 500 выпускает всего 95 г углекислого газа. А благодаря трехступенчатому каталитическому нейтрализатору и двум лямбда-зондам экологическая нагрузка сведена к абсолютному минимуму.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное