Top.Mail.Ru
Выбор колес. Круглое на круглом?

Выбор колес. Круглое на круглом?

06.11.2011
Разумнее единожды установить «сезонные» шины на колеса, чем дважды в год ездить на шиномонтаж. Важно только «не промахнуться» с выбором

Владимир Заборщиков

Разумнее единожды установить «сезонные» шины на колеса, чем дважды в год ездить на шиномонтаж. Важно только «не промахнуться» с выбором

О выборе шин пишется и говорится много и повсеместно, куда меньше — о колесах, именуемых в просторечии «дисками». (Пути развития языка неисповедимы, но диск — это лишь часть колеса: нужен еще обод. Мы придерживаемся «старомодной» терминологии.) Наиболее распространены сегодня стальные и легкосплавные колеса. Первые, как правило, штампуются и свариваются, вторые отливаются или «куются», точнее — формуются из расплава под большим давлением. Существуют и комбинации материалов и технологий.

Колесный диск. Заусенцы нипельного отверстия
© Фото: TUV 

При заведомо хорошем качестве отдать предпочтение тому или иному типу колес сложно. У каждого свои достоинства и недостатки. Самыми совершенными считаются «кованые» легкосплавные. Они легче и прочнее прочих, но при ударе о препятствие обод не гнется, а прорезает боковину шины. Для производства «ковки» требуются сверхмощные прессы, которыми располагала только советская оборонка. В широкой продаже «кованых» колес практически не осталось — оставим диковинки за рамками беседы.

Колесный диск. Неровный шов
© Фото: TUV

Главное достоинство литых колес — дизайн. Если используются правильные сплавы и технологии, добавляется меньший, чем у стальных, вес. Но легких сплавов и технологий литья столь много, что предугадать качество изделия по внешнему виду не сможет ни один специалист. Тем более что почти все они покрыты очень красивой краской. Что станет с колесом, если прижаться им к бордюрному камню? Треснет ли обод? Разрастутся ли от нашей дорожной соли в больше не защищенных местах белые «лишайники» коррозии? Не развалится ли после удара колесо в другом месте и на другой скорости?

Колесный диск. Несоответствие профиля шаблону
© Фото: TUV 

Единственный возможный совет: покупайте литые колеса только у надежного продавца. Лучше — изделия европейских или отечественных производителей.

Многие годы мы рекомендовали на зиму покупать стальные колеса. Скорости зимой меньше: преимущества более легких деталей практически не реализуются. Зато вероятность «поймать» яму значительно возрастает. Наша дорожная грязь придает любым колесам одинаково непрезентабельный вид. Сталь ржавеет, но и некоторые сплавы без краски коррозируют. Заново красить стальные колеса проще. Да и править их в случае деформации допустимо. Теоретически, можно «разогнуть» и легкосплавный диск, но без предварительного просвечивания на рентгеновском аппарате ставить их на машину безрассудно.

В том, что лучший зимний вариант — стальная штамповка, мы были безоговорочно уверены до тех пор, пока в распоряжении нашей редакции не оказались результаты сравнительных испытаний немецких и китайских стальных штампованных колес, проведенных германским «Союзом по техническому надзору» (TUV). В качестве эталонов немецкие эксперты взяли изделия компании KFZ, известные своим качеством даже в России.

Колесный диск. Результат теста — разбитое крепежное отверстие
© Фото: TUV 

Рассказ о стендовых испытаниях, которые китайские образцы дружно не выдержали как не имеющие практической пользы для стоящего перед прилавком покупателя, отложим до лучших времен. Основной вывод — и стальные колеса могут быть опасны для жизни. Рассмотрим только те параметры, которые могут помочь отличить добротное изделие от «левака». Некачественная окраска и отсутствие маркировки на внешних, т.е. не закрываемых шиной поверхностях, не опасны, но дают основание насторожиться. А вот ниппельное отверстие с заусенцами приведет когда-то к падению давления. Сварные швы, объединяющие заготовки в единое целое, не должны иметь дефектов типа неравномерностей, ступенек, непровара и т.п. Очень важны геометрические размеры изделий. Диск с неправильным профилем может задевать за тормозной суппорт, а то и препятствовать установке колеса.

Как оказалось, и хамп, кольцевой выступ, удерживающий бескамерную шину на ободе, может иметь «не те» размеры. «Съехавшая» с обода в повороте покрышка управляемости автомобилю не добавит.

Колесный диск. Ступенчатый шов
© Фото: TUV 

Удивительно, но на одном из китайских образцов был «провален» даже посадочный диаметр обода. То, что неплотно сидящая шина может стравливать воздух, — полбеды, а вот провернувшаяся при экстренном торможении или резко сбросившая давление — уже беда. Полезно проверить диаметры отверстий. Большое центральное обеспечивает правильную фиксацию колеса на ступице или полуоси. Те, что поменьше, по периметру диска, отвечают за вентиляцию (охлаждение) тормозов. А через самые маленькие ближе к центру проходят крепежные болты или шпильки. При неправильном диаметре или форме отверстий (конусной вместо сферической) колесо с большой вероятностью отвинтится на ходу. В лучшем случае отверстия разобьются, и колесо придется выбросить.

Для оценки качества колесо полезно… взвесить. Вес, больший, чем у штатного, скорее всего свидетельствует не о прочности изделия, а о применении обычной углеродистой стали взамен высокопрочной.

Рассказанное вовсе не означает, что все китайские автомобильные комплектующие нужно прямым путем направлять на переплавку. Наши восточные соседи научились выпускать и вполне приличную продукцию. А энергичных бракоделов предостаточно во всех развивающихся странах, включая нашу.

Если же технические премудрости вам в тягость, воспользуйтесь здравым смыслом. Качественное колесо любого типа не может стоить дешево: своего стоят и материалы, и оборудование. А рабочая сила серьезным образом на цену не влияет. Это правило не абсолютно, т.к. дорого может стоить и негодное изделие.

Крайне желательно наличие сертификации TUV, авторитетнейшего независимого технического контролера. РосТест скорее выдает разрешения на продажу, чем проводит полнообъемные испытания. Да и можно ли доверять госструктуре в погрязшей в коррупции стране? И здесь есть оговорка: нанести любую маркировку и на упаковку, и на колесо проще, чем изготовить качественную деталь.

Так что будьте благоразумны, и храни вас господь.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное