Top.Mail.Ru
Шина Michelin X-Ice North. «Икс» второго поколения

Шина Michelin X-Ice North. «Икс» второго поколения

29.10.2009
Michelin рассказал о новой шине всю правду. Или почти всю

Владимир Заборщиков

Michelin рассказал о новой шине всю правду. Или почти всю

Условия задачи

Шина Michelin X-Ice North. «Икс» второго поколения

Шины Michelin X-Ice North
© Фото: Michelin

Зима — не лучшее время для автомобилиста. Погодная чехарда вызывает постоянную смену дорожного покрытия. Между крайностями в виде чистого сухого асфальта и голого льда располагаются самые разнообразные варианты от снежно-водяной каши («слаша») до многослойных комбинаций наста, сухого и мокрого снега и воды. Да и под водой (во всех агрегатных ее состояниях) могут «прятаться» и асфальтобетон, и гравий, и раскисшая глина (хорошо еще, если это голубая кембрийская глина). Добавим недостаток солнечного света, холод, не «поощряющий» какие-либо манипуляции вне салона автомобиля, снег, дождь и пронизывающий ветер, проблемы с пуском двигателя и разрушительную соль на дорогах, и начинаем понимать, почему треть отечественных, белорусских и казахстанских автовладельцев сокращает количество поездок зимой, а каждый двадцатый и вовсе ставит машину на прикол. Даже в благополучных по погоде Швеции и Германии, где без автомобиля порой просто не обойтись, многие водители опасаются ездить по талому снегу, т. к. под ним может скрываться лед. Наши же соотечественники не без оснований считают самыми опасными дороги, покрытые льдом и укатанным снегом.
 

Шина Michelin X-Ice North. «Икс» второго поколения

Шины Michelin X-Ice North
© Фото: Michelin

Компания Michelin — общепризнанный специалист в области зимних шин. Многие ее изделия становились победителями самых разнообразных независимых испытаний. Популярности бренда способствует не только вековой опыт, отмеченный многочисленными эпохальными изобретениями, но и внимание к деталям. Зима на Севере отличается от зимнего сезона в горах. С учетом свойственных регионам эксплуатации мельчайших нюансов Michelin на протяжении многих лет производит и развивает два независимых семейства зимних шин — Alpin и Nordic. В феврале этого год «дома» у Санта-Клауса прошла презентация новой «нордической» шины Michelin.

Характер — нордический

Michelin X-Ice North второго поколения — шипованная направленная зимняя шина, предназначенная для суровых зим северной Скандинавии, России, СНГ и Балтии. Ее предшественница долгое время ходила в лидерах своей категории. Но время идет, конкуренты не дремлют, благо что у конструкторов компании появляются новые плодотворные идеи и решения. В плане безопасности новинка превосходит «старую» X-Ice North сразу по четырем базовым показателям.
 

Шина Michelin X-Ice North. «Икс» второго поколения

Шины Michelin X-Ice North
© Фото: Michelin

На 10% сократился тормозной путь, на столько же возросли тяговые свойства на глубоком (свыше 10 см) снегу, устойчивость автомобиля на льду и управляемость в поворотах повысились соответственно на 5 и 7%. Работоспособность шины обеспечивается в температурном диапазоне от 0 до -60°С. Конструкторам удалось также придать шине энергосберегающие способности. На шинах X-Ice North второго поколения автомобиль расходует меньше топлива, следовательно, снижаются выбросы СО2 и прочих вызывающих парниковый эффект в атмосфере газов. Об экологической «направленности» новых шин свидетельствует значок Green X на их боковинах.

Как это делается?

Едва ли не впервые за полтора десятка лет опыта контактов нашего журнала с французским производителем шин презентация новинки не сводилась к перечислению ее достоинств. Пока трудно сказать, является ли подобная открытость изменением PR-политики компании или результатом привлечения к работе над пресс-материалами ее русских специалистов, знающих о технической «продвинутости» наших автомобилистов. Но факт остается фактом: технические вопросы обсуждались непривычно (для Michelin) открыто и подробно.
 

Шина Michelin X-Ice North. «Икс» второго поколения

Шины Michelin X-Ice North
© Фото: Michelin

Разработку шины начали с шипов. Несмотря на новомодные веяния, они оставлены круглыми, двухфланцевыми. Их разместили в 12 рядов, а не в 10, как у предшественницы. Шипы не подбирались из выпускаемых, а разрабатывались согласно техническому заданию Michelin (оптимальная твердость вставки, форма корпуса, плотно садящаяся в гнездо). Вероятность выпадения шипов сведена к минимуму. Помогает их удержать и двухслойный протектор. Первый, внутренний фланец (основание) корпуса «якорится» в специальной жесткой резине, второй же (тело) охватывается эластичной резиной из смеси Flex-ICE, о которой чуть позже. Процесс посадки шипов с помощью специальных станков полностью контролируется компанией. Не менее 95% шипов выступают из протектора на 1,2 мм. Такая величина считается оптимальной: при большей высоте шипы легко вырываются из протектора, при меньшей — не обладают достаточной цепкостью. Баланс между сцеплением и долговечностью позволяет поддерживать высокую эффективность шипов на протяжении нескольких зимних сезонов.

Высокой износостойкостью обладает и резиновая смесь протектора новой шины — Flex-ICE. Ее наполнитель почти полностью состоит из силики — традиционное для лидеров отрасли решение, обеспечивающее «приспосабливаемость» резины протектора к изменению температуры (выше — жестче, ниже — эластичней), хорошее сцепление с мокрой дорогой и высокую ходимость шины.

Оставив достаточно «тела» для плотной посадки шипов в гнезда, конструкторы с тщательностью, характерной скорее для работы над фрикционными шинами, приступили к нарезке протектора. Задача формулировалась просто: заставить работать каждый миллиметр поверхности. Ее решением стала технология Full Active Tread — «Полностью активный протектор».

На 7% увеличили количество ламелей, кромки которых, цепляясь за микронеровности дорожного покрытия, играют роль мягких шипов, пусть менее эффективных, чем твердые, зато куда более многочисленных. Общеизвестно, что чем мельче посечены блоки протектора, тем больше шина «плывет» на дороге. Чтобы совместить гибкость ламелей с жесткостью блоков, прорези (сайпы) сделаны трехмерными. Система выступов и впадин под внешней нагрузкой обеспечивает взаимозацепление отдельных пластин в единый массив. Поскольку в пятне контакта действуют как продольные (при разгонах и торможениях), так и поперечные (при поворотах и маневрах) силы, ламели располагаются под «просчитанными» углами от 0 до 45°, что создает кромки, цепляющиеся во всех направлениях. Сайпы, именуемые также ножевыми канавками, выполняют еще одну важную работу. Они — первые маленькие «ручейки» большой водоотводящей системы. С «половодьем» им не справиться, зато остатки влаги из-под блоков они выводят вполне эффективно.
 

Шина Michelin X-Ice North. «Икс» второго поколения

Шины Michelin X-Ice North
© Фото: Michelin

Центральные крупные блоки протектора работают по принципу танковой гусеницы, улучшая тяговые свойства на снегу даже при крайне низком сцеплении шины с дорогой. Большое количество независимых блоков усиливает «эффект гусеницы».

Наружные стенки блоков выполнены зубчатыми. Зубцы цепляются за снег, улучшая эффективность торможения и устойчивость в поворотах. Помимо того они помогают вытолкнуть снег из канавок, способствуя самоочищению протектора.

Но главную работу по удалению воды и слаша (каши) из пятна контакта выполняют V-образные канавки, расширяющиеся от середины протектора к бортам шины.

Нашли «занятие» даже боковине. На переходе от плеча к борту разместились лопатки-снегозацепы. Они помогают разнонаправленным кромкам блоков плечевой зоны обеспечивать тяговые свойства даже в глубоком снегу, устойчивость на снегу укатанном и легкий выезд из накатанной колеи.

«Скальпель» конструктора не оставил живого места на поверхности протектора. Чтобы последний не стал слишком «зыбким», пришлось пойти на его укрепление. Michelin разработал уникальную двойную систему повышения стабильности элементов протектора.

Z-System — это мостики между центральными блоками, которые усиливают тормозные свойства шины. Более устойчивой и предсказуемой в поворотах и при торможении шину делает способность блоков к взаимной блокировке, обеспечиваемая перегородками между ними.

Большое внимание было уделено равномерности распределения давления в пятне контакта, что сделало поведение шины более предсказуемым.
 

Шина Michelin X-Ice North. «Икс» второго поколения

Шины Michelin X-Ice North
© Фото: Michelin

Особенность протектора — отсутствие продольных пустот. Если посмотреть в зону контакта спереди, просветов в резине не обнаружишь. У Michelin X-Ice нет продольных канавок. Хорошо это или плохо, пока судить не беремся. С одной стороны, увеличивается эффективная ширина пятна контакта. Шина не реагирует на продольную насечку, которую иногда оставляет на поверхности дороги снегоуборочная техника. Машина «не гуляет» по дороге, повторяя траекторию движений скребка. Но возникает сразу два других неприятных вопроса. Насколько устойчива бесканавочная шина при прямолинейном движении по сухому асфальту? И не будет ли автомобиль при буксовании на поперечном уклоне сползать в сторону? Подобное случалось с шинами, лишенными явно выраженных продольных элементов.

Был и третий вопрос, об эффективности дренажа. При наличии продольных канавок часть воды пропускается протектором сквозь себя назад, их отсутствие вынуждает прокачивать весь объем по поперечным. Но потрясающая способность шины к самоочищению, наблюдавшаяся в ходе тестов, дала основание не считать это вопрос актуальным.

Насколько обоснованы высказанные опасения, покажут время и погода.

Остается добавить, что 15 типоразмеров Michelin X-Ice North второго поколения (от 185/60R15 до 235/40R18) с индексами скорости Q и T уже появились на российском рынке. Часть из них сработана в России.

Полигон
 

Шина Michelin X-Ice North. «Икс» второго поколения

Шины Michelin X-Ice North
© Фото: Michelin

Полигонов французы приготовили два. По два теста на каждом плюс два 40-километровых перегона от объекта к объекту.

В который уже раз приходится говорить об условности подобных тестов. Конкуренты для сравнения — серийные шины, давно присутствующие на рынке. Одна немецкая, другая финская. «Семерка?», — спрашиваю провокационно. «Пятерка! — отвечают устроители. — Но и у них нашей новинки пока нет: взять негде!». И в этом они абсолютно правы. Три недели назад здесь же в Ивало вообще никаких сравнений не было. Даже с предшественницей. И это тоже перебор.

Петля по льду с равномерной скоростью 50 км/ч повода для размышлений не дала. Едешь себе и едешь, без позывов на занос. На большей — вроде бы ESP срабатывает раньше у новинки, но времени перепроверить нет.
На кольце из снега и льда с продольной волнистой насечкой экспериментально подтвердилось, что продольные канавки шины сродни реборде трамвайного колеса. Явное преимущество новинки доказано.

Движение в колонне по дорогам общего пользования тестом и считать неудобно, а катание по паре вертлявых «раллийных» трасс в парке активных развлечений стало испытанием не для шин, а для глаз. В заполярном полусвете приходилось постоянно искать белую дорогу на фоне столь же белых сугробов, что удобнее делать притормаживая, а не разгоняясь.

Лично мне новые шины понравились, но все ли готовы довериться моему вкусу и опыту? Это не упрек в адрес хозяев мероприятия. Спасибо им за то, что они сумели организовать. Просто для того чтобы оценить шину по достоинству, нужны не один день и не одна сотня километров. А у вас, дорогие читатели, вся зима впереди.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное