Top.Mail.Ru
Нет кадров – есть проблемы

Нет кадров – есть проблемы

09.12.2008
Сервисные концепции ведущих производителей автокомпонентов могут оздоровить наш автосервис

Владимир Заборщиков

Сервисные концепции ведущих производителей автокомпонентов могут оздоровить наш автосервис

 

Три российских революции

Нет кадров – есть проблемы

Диагностика автомобиля

© Фото: Delphi

Нет кадров – есть проблемы

Сцепление Sachs

© Фото: Sachs

В удивительное время мы живем. И немного странное. Те, кто постарше, помнят рождение нашего первого (и единственного) автогиганта в Тольятти и последовавшую за ним первую (в советские годы) автомобильную революцию. Страна покрылась сетью автоцентров и станций технического обслуживания, началась активная подготовка специалистов.

Первый блин в условиях плановой экономики вышел комом. Прилично заработав на продаже автомобилей, государство дальнейшей их судьбой особо не интересовалось. Если автосервис еще худо-бедно справлялся со своей задачей (даже на сложный кузовной ремонт очередь не превышала нескольких месяцев), то с запчастями и агрегатами проблем было множество. Точнее, их (наиболее ходовых позиций запчастей) не было в продаже годами. Поговорка тех лет: «Ничто не стоит так дешево и не ценится столь дорого, как запчасти к автомобилю».

Вторая революция пришлась на годы социальных потрясений. Железный занавес пал, в страну повезли все, что еще было способно к передвижению. Автопарк удваивался чуть ли не ежегодно. И в основном за счет «древностей». Запчастей по-прежнему (или по-новому) не было, зато был избыток довольно квалифицированной рабочей силы. Закрывались заводы и проектные институты. Автомобильные и прочие инженеры крутили гайки и торговали запчастями, благо послабление законодательства допустило такую возможность.

Нет кадров – есть проблемы

Диагностика автомобиля

© Фото: Delphi

Нет кадров – есть проблемы

Диагностика автомобиля

© Фото: Delphi

Третья русская автомобильная революция вершилась буквально в последние годы и скорее всего по мере углубления кризиса уйдет в историю. Не поспевающий за ростом цен на недвижимость, но в остальном преуспевающий за счет дутых нефтяных денег средний класс в попытке улучшить качество своей жизни бросился покупать иномарки.

Те же казавшиеся неразменными нефтедоллары позволяли банкам предоставлять автокредиты под смешные для России (хоть и драконовские по цивилизованным меркам) проценты. Счет ежегодно продаваемых машин пошел на миллионы. Сервис в очередной раз отстал. Авторизованные фирменные (дилерские) СТО получили возможность безнаказанно поднимать цены, большинство их клиентов убегало сразу по окончании гарантийного срока. У «серого» сервиса, принимавшего в свои объятия всю массу «перебежчиков», не было и почти нет до сих пор ни соответствующего оборудования, ни нормально организованных поставок запчастей, ни необходимого информационно-технологического обеспечения. К тому же фирменный сервис с высокой ставкой нормо-часа смог прибрать значительную часть дефицитных квалифицированных рабочих.

Начала складываться тревожная ситуация. Страна вышла на 2–3 место в Европе по продажам новых автомобилей, требующих квалифицированного обслуживания и почти лишенных возможности это обслуживание получить. В дефиците оказалась рабочая сила. А демографическая ситуация не дает повода для оптимизма. Отсюда пренебрежение к клиенту. Лозунг дня — «жри, что дают».

Надежды на то, что с проблемой справится дилерский сервис, нет. (Если не предположить, что менее обеспеченные граждане пересядут на метро.) Неофициальный автосервис все равно будет доминировать и определять общую картину. Но автозаводы его не балуют ни технологически, ни информационно.

Выход для нас (и за нас), похоже, нашли производители автокомпонентов, поставляющие свою продукцию как комплектующие для оригинальной сборки и как запчасти для вторичного рынка.

Первопроходцем в России стал крупнейший в мире поставщик запчастей Robert Bosch GmbH. Сеть Bosch Service сегодня охватила уже почти всю территорию России. На любой из станций Bosch Service обслужат топливное, электрическое и прочее оборудование своего бренда, независимо от марки автомобиля, на котором оно установлено. «Серый» сервис благодаря усилиям Bosch становится авторизованным.

Пример немецкого концерна нашел последователей.

Силой двух букв

Нет кадров – есть проблемы

Sachs

© Фото: Sachs

Концерн ZF ни новичком, ни аутсайдером мирового рынка не назовешь. Сложная многоступенчатая и разнонаправленная структура производителя агрегатов, систем и элементов трансмиссии и ходовой части сказалась и на деятельности ZF в России. С одной стороны, уже успешно действует совместное с КамАЗом автоагрегатное предприятие. С другой, реорганизуется действующая у нас уже многие годы система поставок запчастей и предоставления сервисных услуг. До начала 2008 года этими двумя направлениями в России и в мире занимались две независимые структуры ZF Trading (рынок запчастей — aftermarket) и ZF Sales & Service Organization (гарантийное и послегарантийное обслуживание, техническая поддержка).

Теперь повсеместно происходит объединение двух структур в единую компанию ZF Service. Началось слияние и в России. О коробках передач ZF знают, наверное, все. Куда меньше тех, кто ассоциирует амортизаторы и сцепления Sachs, элементы подвески и рулевого управления Lemforder и амортизаторы Boge с именем ведущего специалиста по трансмиссиям. В этом отношении в выигрышном положении оказываются рулевые рейки и гидронасосы торговой марки ZF Parts, также принадлежащей концерну. Вся названная продукция идет и на конвейеры основных европейских автозаводов, и в запчасти.

Всю производимую предприятиями концерна номенклатуру продукции не могут перечислить по памяти даже многие ее сотрудники. Что уж говорит о работниках автосервиса.

Кстати, в стареющей Европе с проблемой кадров столкнулись раньше. Но в отличие от нашего правительства, решившего позакрывать вузы и таким образом загнать молодежь сначала в солдаты, а потом в рабочие, там вложились в автоматизацию производства и повышение производительности труда в сервисе.

Квалификация — это прежде всего знания. Делясь ими с потребителями, производитель (для которого потребитель — предприятие сервиса и дистрибьютор) решает сразу две выгодные себе задачи. Во-первых, делает потребителя лояльным, то есть привязанным к своей продукции, а во-вторых, принимая на себя часть работы и расходов клиента: помогая ему правильно организовать производство, поддерживая рекламой, он повышает эффективность работы СТО или склада. А чем больше конечных потребителей обслужит клиент, тем больше запчастей ему придется заказать в следующий раз. Логика железная, выгода обоюдная. Неудивительно, что построенные на принципах франшизы либо партнерства сервисные сети все плотнее опоясывают всю Европу. Развиваются они и у нас.

Сервисные концепции Original Sachs Service (OSS) и Boge Service начали внедрять на Западе еще в прошлом веке. Сейчас их применяют в своей работе более 7000 СТО в разных странах мира. В этом году в тестовом режиме заработали первые 23 российские станции.

Нет кадров – есть проблемы

Lemforder

© Фото: Lemforder

В чем суть сервисной концепции? В ее рамках ZF Service предлагает техническое обучение по диагностике и монтажу своей продукции, презентацию ее новых видов, техническую и маркетинговую поддержку, а также оказывает консультативную помощь работникам СТО, предоставляет гарантию фирмы-производителя и дает сотрудникам СТО право самим определять гарантийные случаи.

В свете нашего разговора наибольший интерес представляет желание ZF Service обучать персонал станций техобслуживания. Не только и не столько дилерских, но и независимых. С учетом того, что детали, узлы, агрегаты и целые модули производства ZF используют BMW, MB, Porsche, Nissan и Toyota (насыщенность среднестатистического европейского автомобиля узлами и агрегатами ZF достигает 30%), а на рынке запчастей активно разворачивается «азиатская» программа, возможности для развития бизнеса в партнерстве с ZF Service у сервиса оказываются достаточно широки.

Как считают в компании, для обслуживания современных автомобилей уже недостаточно обычной подготовки механиков (от себя добавим: многие из именующих себя механиками не имеют подготовки вовсе). Сервисные концепции OSS и Boge Service дают реальный шанс повысить уровень профессионализма нескольких тысяч сотрудников российских СТО. Плюс к тому, защищают потребителя от поддельных и контрафактных изделий. Все это благотворно сказывается на техническом состоянии парка, т.е. на безопасности движения.

Анализ работы 23 первых СТО, внедривших концепции ZF, позволил адаптировать их к российским условиям. Широкомасштабная работа начнется уже в первом квартале будущего года, а к 2014 году число партнеров планируется довести до 5000. Простой статистический анализ, проведенный российским представительством ZF Service, показал, что на одно предприятие автосервиса у нас приходится 1800 автомобилей, в Европе — 600. Вывод ZF оптимистичен: есть огромные возможности для расширения бизнеса. Наш вывод другой: значительная часть парка не имеет возможности быть обслуженной надлежащим образом.
Тем не менее, ничего, кроме похвалы, планы ZF Service вызвать не могут: хоть кому-то повезет.

Привет из Трои

Фразой «America! Go!» из художественного фильма о предшественнике Абрамовича поприветствуем активизацию на нашем рынке деятельности другого крупного игрока — корпорации Delphi.

Сама компания без лишней скромности называет себя ведущим мировым поставщиком мобильной электроники и транспортных схем, в том числе систем контроля и безопасности, компонентов трансмиссии, систем охлаждения и кондиционирования, электрической/электронной архитектуры и встроенных мультимедийных технологий. Головной офис Delphi находится в городе Троп, штат Мичиган. Около 163 500 сотрудников занято на 152 производственных предприятиях в 34 странах мира. Объем продаж в 2007 году составил $22,3 млрд.

Об истории компании, начинавшей как подразделение GM и пережившей разное, и о ее продукции и разработках можно написать отдельную книгу. Для нас важнее, что пришедший в Россию в 1990 году индустриальный гигант уже имеет в стране два производства и горит желанием приложить усилия для развития нашего автосервиса.

Перечень клиентов Delphi, в который входят все основные производители легковых и коммерческих автомобилей и даже прицепов, занимает страницу в три колонки, что сулит «подружившемуся» с американцами сервису широкую клиентуру. Производство и разработка новых компонентов для конвейера дают компании знания и возможности для предоставления своим клиентам обширного пакета инструмента и оснастки, диагностического оборудования, обучающих материалов и тренинговых программ. Партнеры Delphi получают доступ к святая святых — инструментам обслуживания и запатентованным системам. Примечательно, что среди клиентов могут быть и дилерские сети автопроизводителей, и независимые предприятия сервиса.

Концепция Delphi Service Center предполагает поставки компонентов и комплектных систем кондиционирования, ходовой части, управления двигателем. Особый упор в России делается на обслуживании и ремонте дизельной аппаратуры на специализированных постах DieselPoint. Тема, важная для России: пока ею всерьез занимается только Bosch Service, но одной сети не охватить весь дизельный парк страны, а вероятная конкуренция между гигантами отрасли должна пойти на пользу и рынку в целом, и отдельным конечным потребителям. Программа Delphi позволит нашим предприятиям и работникам автосервиса получать современные профессиональные знания, предоставит им доступ к новейшим технологиям, обеспечит поддержку со стороны компании.

Сотрудничество

Обучением наших специалистов готовятся заняться и другие ведущие компании. Значит, у российских СТО появляется возможность «собрать пакет» из не конкурирующих друг с другом производителей, позволяющий обслуживать не отдельные узлы и агрегаты, а весь автомобиль. Примечательно, что о такой кооперации задумываются и сами производители комплектующих.

А что же наша «самая-самая» система профессионального образования? Убита она не окончательно, но, похоже, безвозвратно отстала от жизни. А грядущее сокращение числа вузов, задуманное нашим «мудрым» правительством и предполагающее создание на их базе техникумов и ПТУ, ситуацию с кадрами скорее ухудшит. Закроются экс­периментальные учебные программы, осуществляемые в ряде институтов при под­держке ино­странных компаний (Toyota, Continental и т.д.). Нет уверенности, что умудренные профессоры смогут и захотят преподавать слесарное дело. Где взять кадры для подготовки кадров?

И главное. В мире уже давно сложилось убеждение, что современному автомобилю нужен не слесарь, а инженер.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное