Top.Mail.Ru
На пороге фантастического завтра

На пороге фантастического завтра

08.07.2011
На полигоне близ крошечного немецкого городка Боксберг корреспонденту журнала "5 Колесо" удалось заглянуть в ближайшее будущее автомобиля, футуристичность которого особенно подчеркивали пасторальные пейзажи федеральной земли Баден-Вюртемберг

Михаил Медведев

На полигоне близ крошечного немецкого городка Боксберг корреспонденту журнала "5 Колесо" удалось заглянуть в ближайшее будущее автомобиля, футуристичность которого особенно подчеркивали пасторальные пейзажи федеральной земли Баден-Вюртемберг

На пороге фантастического завтра

Благодаря радару система превентивного торможения позволит избежать аварии или заметно уменьшит ее последствия

© Фото: Bosch

С БОЛЬШИМ ОПОЗДАНИЕМ
Писатели-фантасты середины 20 века, как оказалось, весьма оптимистично прогнозировали темпы развития технологий ближайшего будущего. Почитайте Азимова, Шекли или Кларка, и вы убедитесь, что, по мнению истинных гуру сайнс-фикшн, человечество к началу 21 века давно уж колонизировало всю Солнечную систему, а роботы, созданные людьми, запросто читают мысли. Реальность представляется куда более приземленной. По факту сегодня большинство обывателей не видят смысла в полете к Марсу, а едва ли не самый продвинутый робот мира - Asimo, разработанный инженерами Honda, умеет лишь спускаться по лестнице и неуверенно подавать свою механическую клешню для рукопожатия. Негусто, да...

Что говорить, если даже автомобиль за 125 лет своей официальной истории по большому счету не слишком изменился. Ведь сегодня точно так же, как и в 1886-м, когда Карл Бенц, запатентовал свою трехколесную самобеглую коляску, машине необходимы бензин, дороги и водитель. Конечно, автомобиль остепенился, стал удобнее, безопаснее и быстрее, но принципы работы все те же, согласитесь. Впрочем, похоже, совсем скоро автомобилестроение ждет поистине революционный скачок. Если верить инженерам фирмы Bosch (а не верить им нет особых оснований), уже к 2030-му автомобиль сможет обходиться без водителя, попутно научившись избегать ДТП как таковых, и при этом станет на 100% экологически чистым.

На пороге фантастического завтра

По характерному для засыпающего водителя нервному рулению электроника распознает степень усталости человека за рулем

© Фото: Bosch

БУДУЩЕЕ В ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ
Вообще, пресс-брифинг Bosch в Боксберге - мероприятие не столько презентационно-премьерное, сколько отчетно-итоговое. В караване официальных речей, статистических отчетов и перспективных планов нет и намека на секретные технологии будущего. Но в том-то и дело, что даже нынешние реалии позволяют специалистам немецкой фирмы, отмечающей в этом году 125-летний юбилей, заявлять, что не сегодня, так завтра автомобиль изменит свое привычное лицо.

На пороге фантастического завтра

Система ночного видения особенно полезна на загородных плохо освещенных трассах

© Фото: Bosch

Во-первых, это касается силовых агрегатов. Все спикеры из высшего менеджмента Bosch, мнение которых мне удалось услышать в Боксберге, не сомневаются: будущее за электромоторами. Согласен, на сегодняшний момент в это довольно сложно поверить. И неудивительно, в прошлом году в мире произведено всего порядка 30 тысяч машин на электротяге (это либо чистые электромобили, либо подзаряжаемые, так называемые "плаг-ин гибриды"), что на фоне общего рынка в 71 миллион автомобилей представляется каплей в море. Однако уже к 2020-му картина изменится, и весьма существенно.

Аналитики предполагают, что годовой выпуск автомобилей превысит 100 миллионов штук в год, и уже 3% от общего числа - то есть свыше 3 миллионов машин - будут приводиться в движение энергией электричества. Скептики, конечно, возразят, мол, доля ДВС в любом случае куда более впечатляющая - порядка 100 миллионов. Однако с ростом производства стоимость компонентов электромобилей, и в первую очередь аккумуляторных батарей, комплект которых сегодня обходится примерно в 6000 евро, будет стремительно снижаться. По оценкам независимых экспертов себестоимость базового городского хетчбэка с электромотором через девять лет опустится до 11 000 евро, то есть до уровня сегодняшней модели того же класса, оснащенной ДВС. Сравните это с текущим прайс-листом, где электромобиль Mitsubishi i-Miev в три раза дороже бензинового хетча Colt! Ну а чем ниже стоимость электромобиля, тем быстрее он будет находить покупателей.

На пороге фантастического завтра

Полигон в Боксберге

© Фото: Bosch

Впрочем, инженеры Bosch в ожидании 2020-го не сидят сложа руки. Уже в конце прошлого года совместное предприятие Bosch и Samsung SD - LiMotive приступило к выпуску литий-ионных аккумуляторов. Кроме того, немецкая компания выпускает полный перечень компонентов для электромобилей, от инверторов до оборудования для "дозаправки" электромобилей.

КУРС НА АБСОЛЮТНЫЙ НОЛЬ
Еще более завораживающими выглядят перспективы так называемого автономного вождения, когда автомобиль сможет передвигаться из пункта А в пункт Б без участия человека. Скажете, абсолютная фантастика? Ничего подобного! Уже сегодня Bosch предлагает на рынке целый спектр систем, которые, будучи объединенными в комплекс, могут полностью управлять автомобилем. Не верите? Давайте разберемся вместе.

На пороге фантастического завтра

Пока многофункциональная камера распознает лишь знаки с ограничением скорости, но скоро ее "словарный запас" существенно расширится

© Фото: Bosch

Итак, что в принципе необходимо для того, чтобы машина ездила самостоятельно? Умение ориентироваться в пространстве и прокладывать маршрут, способность "видеть" дорогу и других участников движения, а также реагировать на их действия - разгоняться, тормозить, поворачивать. Кроме того, автомобиль должен быть разумным, дабы не создавать аварийных ситуаций и не нарушать правила дорожного движения.

И что же здесь невозможного? Современные навигационные системы умеют не только находить кратчайшую, но и, благодаря обмену данных через Интернет, оптимальную с учетом трафика или возможных ремонтных работ дорогу к цели. Радары ближнего и дальнего действия позволяют распознавать препятствия перед автомобилями и при необходимости тормозить и вновь разгоняться даже без участия водителя. Вот вам глаза и ноги "автономной машины". Ее руки - электроусилитель руля, который благодаря датчикам, отслеживающим рядность движения, может держаться в своей полосе, при необходимости возвращаясь на нужную траекторию. Наконец, мозг и разум автомобиля завтрашнего дня - многофункциональная видеокамера, которая уже умеет различать знаки дорожного движения и специфическую разметку. Таким образом, "автономка" не превысит допустимый скоростной режим, зато без тени сомнений затормозит перед перекрестком и железнодорожным переездом и ни при каких обстоятельствах не позволит пересекать двойную сплошную.

Попробовав все перечисленные системы в действии на полиго не Bosch в Боксберге, лично я не сомневаюсь: вопрос перехода на автономную езду из области технологий сместился в другую, более деликатную плоскость - проблему психологии и этики. Готов ли современный человек к тому, что электроника полностью заменит его за рулем? Пусть даже ради достижения столь благородной и еще недавно казавшейся невероятной цели - нуля в графе "количество ДТП".

ВЧЕРА - ФАНТАСТИКА, СЕГОДНЯ - РЕАЛЬНОСТЬ

Системы активной и пассивной безопасности, серийно выпускаемые фирмой Bosch

AUTOMATIC EMERGENCY BRAKING
C помощью радара предупреждает водителя о приближении к препятствию, и если водитель не реагирует на сигнал, тормозит самостоятельно. Помогает избежать наезда на препятствие при скорости порядка 20 км/ч, в остальных случаях значительно уменьшает ущерб.

ADAPTIVE CRUISE CONTROL
С помощью радара рассчитывает расстояние до впереди идущего автомобиля и в зависимости от скорости поддерживает минимально-безопасное расстояние. ACC может остановить машину без участия водителя и самостоятельно продолжить движение.

ROAD SIGN RECOGNITION
Благодаря видеокамере определяет дорожные знаки с ограничениями скорости и передает информацию о них на экран борт-компьютера. Если водитель превышает разрешенный порог, система информирует об этом звуковым сигналом. В перспективе RSR сможет распознавать и другие типы дорожных знаков.

DRIVER DROWSINESS DETECTION
Определяет степень усталости водителя. Основана на обычном поведении засыпающего за рулем человека: руки на руле замирают на несколько секунд, после чего следует легкая корректировка направления. После серии подобных "звоночков" система выводит на дисплей борт-компьютера информацию о необходимости остановиться.

LANE KEEPING SUPPORT
Камеры отслеживают границы полосы движения и при их пересечении без включенного поворотника возвращают автомобиль в свою полосу с помощью электроусилителя руля или через подтормаживание колес.

NIGHT VISION PLUS
Система ночного видения. Кроме штатных световых приборов, дорогу "подсвечивают" инфракрасные огни, транслирующие картинку на экран борт-компьютера. Благодаря Night Vision Plus пешеходы в темноте видны на расстоянии, втрое большем, чем с обычными фарами.

INTELLIGENT HEADLIGHT CONTROL
Использует "картинку" с видеокамеры, распознавая встречные и попутные автомобили и самостоятельно регулируя работу ближнего и дальнего света.

SIDE VIEW ASSIST
Ультразвуковые датчики улавливают объекты в так называемых мертвых зонах по бокам автомобиля, сообщая водителю об опасности с помощью мигающих светодиодов или звуковым сигналом.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное