Top.Mail.Ru
Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

03.04.2009
По мере износа шины работают все хуже и хуже. «Совсем необязательно!» — утверждают инженеры Goodyear

Владимир Заборщиков

По мере износа шины работают все хуже и хуже. «Совсем необязательно!» — утверждают инженеры Goodyear

На пути к идеалу

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear PtiGrip

© Фото: Goodyear

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear PtiGrip

© Фото: Goodyear

Теоретически создать идеальный рисунок протектора возможно, и рано или поздно инженеры-конструкторы с такой задачей справятся. Но ездить надо уже сейчас, поэтому мы радуемся каждому новому шагу в правильном (нужном нам) направлении. Все было бы просто, если бы протектор оставался неизменным на протяжении всего срока службы шины. На плоской развертке специалист легко «прочитает» зоны и элементы, ответственные за курсовую устойчивость, стойкость к аквапланированию, четкость реакций на поворот руля и т. д. Проблема в том, что протектор — трехмерный. Помимо ширины и длины (окружности) он имеет и глубину, причем изменяющуюся по мере износа. Укороченные ламели прогибаются меньше, чем новые, высокие. Пропускная способность отводящих воду канавок при уменьшении их глубины снижается. Примеры можно продолжить. Но главный вывод: шины с одним и тем же рисунком, но с разной глубиной протектора — это, по сути, две разные шины, совсем неодинаково ведущие себя на дороге. Как правило, с уменьшением глубины канавок характеристики шины ухудшаются. Отсюда масса проблем — от общего снижения уровня безопасно­­сти до частной непредсказуемо­сти эффекта совместной работы новых и изношенных шин одной модели.

Разработчики новых шин Goodyear нашли свое решение такой задачи, сделав шину изменяющейся при износе и по рисунку протектора, и, что совсем неожиданно, по составу используемой в нем смеси. Некоторые аналогии просматриваются в зимних шинах последнего десятилетия. Известны «хитрые», например, Y-образные сайпы, с помощью которых число ламелей изношенной шины увеличивается вдвое. Встречаются протекторы с двумя слоями резиновой смеси разного состава и «подушечками» под шипами. Но в летних шинах о таких нововведениях слышать доселе не приходилось.

Умный износ

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear PtiGrip

© Фото: Goodyear

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear PtiGrip

© Фото: Goodyear

Свою новую технологию в Goodyear назвали SmartWear («Умный износ»), а первую серийную шину, по ней сработанную, — OptiGrip, т. е. оптимальное сцепление (с дорогой). О «вечной молодости» шины на протяжении нескольких лет думали свыше полусотни ученых и инженеров. Им помогала команда испытателей из более 800 человек. Одни только тесты шин OptiGrip в лабораторных условиях (более 150 имитационных стендовых испытаний) и на полигонах в Германии и Испании, и собственных в Люксембурге и Южной Франции (свыше 2000 эксплуатационных испытаний) заняли полтора года. По их завершении заводских тест-пилотов сменили независимые. Выдающиеся качества новых шин были подтверждены экспертами немецкой независимой компании TUV SUD Automotive.

Чем же должны привлечь потенциального покупателя шины Goodyear OptiGrip? Во-первых, отличными эксплуатационными характеристиками новых, неизношенных шин. Впрочем, этим никого не удивишь. Все ведущие производители, борясь за клиента, участвуют в нескончаемой конструкторской гонке, регулярно, в среднем раз в три-четыре года предлагая новинки в том или ином сегменте. В результате новые модели появляются ежесезонно и каждая, как правило, превосходит и своих предшественниц, и ранее появившихся на рынке «конкуренток». Соответственно, шина, представленная публике минувшей осенью, должна быть лучше тех, что дебютировали год-два назад. Возможны, конечно, и относительные неудачи, но побед случается значительно больше. И процесс этот бесконечен. По крайней мере, продлится он до создания идеальной шины, при условии, что она не будет слишком дорогой.

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear PtiGrip

© Фото: Goodyear

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear PtiGrip

© Фото: Goodyear

Просто хорошей шиной сегодня не удивишь. Куда важнее, что OptiGrip, как подтверждают эксперты TUV, после пробега 20 тыс. км демонстрируют лучшее сопротивление аквапланированию на прямой, чем абсолютно новые шины конкурентов. Пробежав еще 10 тыс. км, шины OptiGrip имеют на мокрой дороге тормозной путь, на 20% меньший, чем все те же новые соперницы, а также вдвое лучшие параметры управляемости, чем конкуренты. Звучит привлекательно.

Проектирование шины — процесс многотрудный. В ней используется 20 и более компонентов, общее число слоев доходит до 25. Технология Smart Wear касается лишь одной, но наиболее важной и сложной для проектирования части шины — ее протектора.

Неизношенная шина OptiGrip имеет традиционный, если не сказать консервативный, направленный V-образный рисунок: два сплошных (точнее, похожих на сплошные) продольных центральных ребра и косые канавки в плечевых зонах. Ничего удивительного. При максимальном износе общий характер рисунка не изменяется, но прорабатываются его детали: изменяются ширина и кривизна канавок в плечевых зонах. Ребра, ранее состоявшие из взаимозацепляющихся в верхней своей части блоков, распадаются на отдельные шашки. По мере износа постепенно проступают скрытые под верхним слоем ламели и канавки, которые, отводя воду из пятна контакта, повышают стойкость шины к аквапланированию. Тот факт, что блоки и ламели утратили взаимозацепляющиеся наружные (верхние) участ­ки, уже не имеет принципиального значения: потеряв значительную часть своей высоты, они почти перестают изгибаться под воздействием внешних сил.

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear PtiGrip

© Фото: Goodyear

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear PtiGrip

© Фото: Goodyear

Другая составляющая новой технологии спрятана еще надежнее, чем раскрывающиеся со временем скрытые полости. Для ее демонстрации разработчики изготовили и безжалостно нарезали на узкие сегменты «показательную» шину. Внутренний слой резиновой смеси протектора окрасили в синий цвет. Стало видно, что наружный, оставшийся черным слой образует достаточно толстую оболочку, которая, постепенно стираясь, подключает к работе слой внутренний. Такое сочетание двух сменяющих друг друга слоев гарантирует, по мнению создателей OptiGrip, высокий уровень сцепления и управляемости автомобиля на мокром и сухом покрытии даже при износе шин.

Наружный слой протектора — более жесткий, что обеспечивает хорошую управляемость на сухой дороге, высокую износостойкость и некоторое снижение расхода топлива. По мере износа верхнего слоя на поверхности протектора проступает нижний слой более мягкого состава. Он лучше приспособлен к мокрой дороге, что оказывается крайне своеврменным: вместе с расширившимися канавками и открывшимися ламелями мягкая резиновая смесь противодействует аквапланированию и улучшает сцепление с мокрой дорогой. Все выступавшие на презентации OptiGrip специалисты Goodyear и TUV SUD в один голос утверждали, что новая шина получилась на удивление прочной и долговечной, но назвать слой, отвечающий за эти показатели, затруднились, ограничившися утверждением, что работает вся конструкция.

Пробуем сами

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear PtiGrip

© Фото: Goodyear

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear PtiGrip

© Фото: Goodyear

Полигон Goodyear proving grounds неподалеку от Монпелье для многих журналистов уже почти дом родной. Летние легковые и грузовые шины представляют здесь пишущей братии с завидной регулярностью. Задуманная в 80-е годы как место проведения гонок «Формулы-1», трасса с годами обросла инфраструктурой и специальными испытательными участками, в том
числе внедорожными.

Нам довелось оценить шины OptiGrip в сравнении с уже присутствующими на рынке конкурентами и субъективно, и объективно. Дать волю собственным впечатлениям и эмоциям позволили заезды по сухому и мокрому кольцам. Длина тормозного пути и противодействие поперечному и продольному аквапланированию оценивались инструментально, с помощью оригинальных измерительных систем и спутниковой навигации GPS.

Нет нужды описывать собственные эмоции. Скажем кратко: шина OptiGrip, особенно изношенная, сыграла с некоторыми участниками тестов злую шутку. Проехав с ветерком по несколько кругов на шинах Goodyear и приспособившись к трассе, иным «тест-пилотам» пришлось изрядно попотеть, «затягивая» в поворот машину, обутую в шины конкурентов. Превосходство OptiGrip подтвердили и бесстрастные приборы. Тормозной путь на мокром асфальте неизменно оказывался самым коротким, а снос машины в сторону при движении по мокрому кругу — наименьшим.

Goodyear OptiGrip. Молодеющая с годами

Goodyear PtiGrip

© Фото: Goodyear

«Противники» были положены на лопатки. Но, как всегда, когда речь заходит об испытаниях новых шин, вынуждены заметить: базой для сравнения с новинкой служили шины, уже присутствующие на рынке и запущенные в производство ранее OptiGrip. Это не злая воля и не подтасовка организаторов презентации. Таковы законы жанра: каждый производитель «стартует», когда обретает наивысшую форму. Даже минувшей осенью, когда две новинки разных фирм дебютировали во Франции почти одновременно, «прямого столкновения» не произошло: воровать чужие изделия чуть ли не из лаборатории в приличном обществе не принято.

Так что в очередной раз обойдемся фразой «время рассудит». Но лично я от OptiGrip не отказался бы.

Премия за инновации

Шина Goodyear OptiGrip, созданная с применением технологии SmartWear, стала лауреатом премии «Промышленная инновация — 2008», учрежденной Люксембургской ccфедерацией бизнеса (FEDIL). Жюри, рассмотрев 21 поданную заявку, признало шину OptiGrip и применяемую в ней технологию SmartWear главным достижением за ее превосходные характеристики в течение всего срока жизни шины, значительно превосходящие конкурентов.

Жюри заключило, что такой инновационный продукт, как шина Goodyear OptiGrip, усиливает лидирующие позиции Goodyear в области технологий и инноваций и является великолепной демонстрацией возможностей Технического центра Goodyear в Люксембурге (GTC*L) в области исследований и разработок.

Люксембургская федерация бизнеса основана в 1918 году и на сегодняшний день состоит из более чем 500 компаний; награда
за промышленное новшество существует с 1983 года и вручается раз в два года.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное