Спорт

Главная  /  Спорт  /  Шины Ф1. Монополия на скорость

Шины Ф1.
Монополия на скорость

Нет гербовой — пишем на простой. Если на объект презентации наложено эмбарго до весны, остается рассказывать о «культурной программе», мероприятию сопутствующей

Маленькие хитрости

Компания Pirelli столбит поле заранее. Пригласила журналистов в Валенсию на презентацию новой сверхскоростной шины, подробно о ней рассказала и даже дала попробовать на гоночном треке. А затем запретила упоминать о новинке до марта будущего года. Хорошо, что в Валенсии две трассы. Кроме стационарной загородной Ricardo Tormo, на которой проводили демонстрацию новинки, есть еще городская, принимавшая в те дни Гран-при Европы. О некоторых связанных с гонкой фактах и поведем разговор. Тем более что без участия Pirelli и там не обошлось.

 
Валенсия

Рассказывать о самой гонке смысла нет: желающие посмотрели телевизионную трансляцию. Наш Виталий Петров не порадовал и не расстроил. Скорее озадачил: очень хорошо, что он набирается опыта, но как этот опыт будет использован в дальнейшем? Рассчитывать на титулы, выступая за «второй эшелон», особо не приходится. До шумахеровских сорока трех лет пока еще далеко, но в двадцать восемь надо бы бороться за место на подиуме, а не под солнцем. Не будем судить строго: первопроходцам всегда тяжело. Важно, чтобы титанические усилия самого Виталия и его окружения не пропали даром, принесли пользу всему отечественному спорту.

«Раньше и девки были ядренее, и сахар слаще», — такая «свежая мысль» пришла в голову на подъезде к гоночной трассе. Семнадцать лет назад, когда я впервые попал на «Формулу-1», поразили увиденные из окна вертолета заставленные машинами свежевыкошенные поля вокруг Сильверстоуна. Парковки растянулись на километры. Еще подумалось, что масштаб гонки определяется суммарной мощностью моторов автомобилей ее зрителей, а не участников. Четыре года назад в Малайзии для того, чтобы пробиться сквозь пешеходно-автобусную толпу, пришлось воспользоваться помощью местной королевской охраны.

В Валенсии столпотворения не было. Единственное исключение — пикет антиглобалистов, протестующих против автогонок, в центре города. Во время «разогревающих» воскресных заездов («всего лишь» GP3 и Porsche Supercup) трибуны оставались почти пустыми. Не заполнилась и парковка для гостей паддок-клуба. А на прибрежном участке трассы, где, подобно Монте-Карло, наблюдать за гонкой положено с моря, удалось насчитать всего восемь яхт.


После гонки. Шины еще пригодятся для тренировок
Фото: Владимир Заборщиков

Энтузиасты «Формулы-1» начнут объяснять, что виной пониженного интереса к Гран-при Европы является несколько неудачная конфигурация трассы в Валенсии. Ее сравнивают с городским кольцом Гран-при Монако, что справедливо лишь в плане узости, серьезно затрудняющей обгоны. По сути же эта испанская трасса — не лучшее повторение канадской.

Не разделяю подобного оптимизма. Интерес к автоспорту в богатой событиями и развлечениями Европе падает повсеместно. Страдают от этого и ралли, и королевские гонки. Неудивительно, что все большее количество соревнований проходит в жадной до зрелищ Азии.

В извечном споре, что важнее в автоспорте, мастерство гонщика или совершенство техники, FIA отдает предпочтение человеку-одиночке, пренебрегая результатами коллективного труда. Отсюда и многочисленные новые технические ограничения, и переход на использование «моношин». Конкуренция конструкторов болидов, тем не менее, не прекращается. А вот создатели шин оказываются в довольно двусмысленном положении. С одной стороны, отсутствие соперников и строгости технического регламента не настраивают на боевой дух. С другой — критические высказывания таких автомобильных авторитетов, как чемпионы, инженеры и даже просто участники гонок «Формулы-1», могут серьезно навредить имиджу, снизить продажи серийной продукции. Надо выигрывать у себя самого. С недавних пор эту нелегкую роль эксклюзивного поставщика для «Формулы-1» взяла на себя итальянская компания Pirelli, один из мировых лидеров разработки и производства специальных спортивных и высокоскоростных дорожных шин.

 

Автоспорт и шины

О реальном влиянии спорта на технический прогресс спорят уже больше века. Компьютерное моделирование и тесты на полигонах позволяют сегодня получить результат при куда меньших материальных и временных затратах. Тем не менее вся большая семерка ведущих шинных производителей мира оказывает автоспорту техническую поддержку. Помимо «постоянных игроков» есть и новички, и те, кто когда-то «завязывал» с гонками. Примечательно, что производители отказались от прямых столкновений: каждый занимается своим видом или серией. Проигрыш конкуренту в гонке может привести к необоснованно большим материальным потерям. Все современные шины ведущих марок имеют высокие эксплуатационные показатели, а места на финише достаточно случайны и зависят далеко не только от шин.

Совсем другое дело для продвижения марки на рынке — техническое спонсорство с поставкой шин всем без исключения участникам. При любом раскладе (кроме отмены гонки) ваши шины принесут победу. Более того, появление любой рекламы конкурентов необоснованно и потому невозможно. Старик Маркс писал о подобных решениях как о разделе рынков. Понятно, почему появились антиглобалисты…

Введение моношин в автоспорте не только уравнивает шансы команд, повышая зрелищность в интересах зрителей, но и многократно усиливает эффективность рекламы. Циничный читатель заметит, что для пущей зрелищности стоило бы обуть все машины в шины низкого качества. Логично, но маловероятно. Гонщики Ф1 еще лет сорок назад начали борьбу за свои права и, в частности, за собственную безопасность на треке. Своеобразным лозунгом стали слова французского пилота Жака Севера: «Мы не камикадзе!» Помимо проф­союза протест гонщиков поддержали бы и конструкторы: стоит ли мудрить над двигателем, тормозами и подвеской, если результат смажут колеса? Да и среди зрителей есть те, кто не любит, чтобы их откровенно дурили.

Стало быть, работать над шинами для болидов Ф1 надо серьезно. И спецы Pirelli заработали.

 
Условия задачи

Общее правило: любой специальный инструмент лучше универсального. Создать шину на все случаи жизни, хотя бы в рамках гонок Ф1, возможно только теоретически. Слишком разнообразны и противоречивы эти самые «случаи».

Пятно контакта обычной легковой шины с поверхностью дороги сопоставимо с почтовой открыткой. Насколько позволяют кинематика подвески и аэродинамика, шину для болида Ф1 делают шире. Примем (условно) ее след на асфальте за два упомянутых почтовых отправления. Чудовищно мало для передачи возникающих в ходе гонки огромных усилий самых разных знаков и направлений. Неудивительно, что многие вполне успешные гонщики, впервые усевшись в машину Ф1, «дрифтуют» при трогании с места и заканчивают заезд в одном из первых поворотов.

Средний серийный автомобиль замедляется эффективнее (быстрее), чем разгоняется. У болидов Первой формулы благодаря огромной мощности и малой массе ситуация обратная. В той же Валенсии на 130-метровом участке болиды замедляются с 310 до 60 км/ч с перегрузкой до 5,2 g, но разгоняются еще быстрее. И такие усилия разгона передаются через четыре «открытки» задних колес. Хорошо хоть, что при торможении и в поворотах число работающих колес «удваивается». Заметим, что чисто продольные либо поперечные нагрузки возникают редко. Чаще приключаются их комбинации типа разгона или торможения в повороте. Попробуй рассчитай.

На характеристики шин влияет и их рабочая температура. Холодная шина не держит дорогу. Не случайно шины предварительно подогревают и держат в чехлах-термосах, а до старта самой гонки предусмотрен прогревочный круг. По той же причине за пейс-каром болиды следуют по «виляющей» траектории: важно, чтобы шины не остыли. Гран-при разыгрываются преимущественно летом, но в разных странах и погода разная: где-то плюс 15, а где-то и все 45. Эту разницу тоже приходится учитывать.

Сам асфальт бывает разным — от гладкого и скользкого до грубо-шершавого, работающего, как наждак. Более того, свойства покрытия зависят от его температуры и количества… проведенных заездов. Стертая с протекторов резина может как улучшить, так и ухудшить сцепление колес с дорогой.

Износ протектора — плата за высокие сцепные свойства шины. «Цепкая» шина лучше держит дорогу, позволяет быстрее разгоняться и проходить повороты, эффективнее тормозить. Но ее ускоренный износ приводит к необходимости более раннего заезда на пит-стоп. Выигранные на треке секунды бездарно теряются. С другой стороны, шина, способная выдержать всю дистанцию заезда, едва ли позволит бороться за место на подиуме.

Вывод прост: требования к шинам столь высоки и противоречивы, что одной универсальной моделью не обойтись. Правильнее было бы говорить не о моношине, а о «мономарке».

 
Технический спонсор

Компания Pirelli вернулась в «Формулу-1» монопольным поставщиком шин в 2011 году после 25-летнего перерыва в поддержке королевских гонок. Правила использования и технические требования к шинам со времен предыдущего поставщика не изменились. На каждую гонку компания предлагает два варианта шин (основной и дополнительный), которые выбираются из модельного ряда, включающего разные по составу резиновой смеси изделия: супермягкие, мягкие, среднежесткие и жесткие. На каждый гоночный уик-энд гонщику выделяется 11 комплектов «сухих» шин. Три должны быть использованы и возвращены в пятницу, остальные восемь предназначены для квалификации и самой гонки в два следующих дня. Пилот должен стартовать на том же комплекте шин, на котором проходил квалификацию, а в ходе гонки — использовать как основные, так и дополнительные шины. Особняком стоят «мокрые» и «промежуточные» шины, используемые по необходимости.

Pirelli использует цветовую маркировку своих гоночных шин семейства Zero. «Мокрые» — голубые, промежуточные — зеленые, сверхмягкие — красные, мягкие — желтые, среднежесткие — белые и жесткие — серые. Маркировка нанесена на боковины в виде английских слов соответствующего значения и цвета.

Судя по отзывам гонщиков и инженеров, с поставленными физическими законами и функционерами Ф1 задачами специалисты Pirelli справляются. Сами же участники стоят перед нелегкой проблемой выбора и тактики замены шин. Об их решениях перед каждой гонкой вы можете прочитать на сайте нашего журнала.