string(5) "22613"

F1 Виталий Петров. Уроки китайского

текст: Станислав Шустицкий / 11.06.2010
Процесс получения высшего образования в Академии «Формулы-1» продолжается. Не все просто, но «зачеты» Виталий Петров сдает успешно, и предпосылки к тому, что россиянин вскоре станет «дипломированным специалистом», увеличиваются с каждым Гран-при

Процесс получения высшего образования в Академии «Формулы-1» продолжается. Не все просто, но «зачеты» Виталий Петров сдает успешно, и предпосылки к тому, что россиянин вскоре станет «дипломированным специалистом», увеличиваются с каждым Гран-при

Виталий Петров

© Фото: Renault F1 Team

Ох, как заставил Виталий по­нервничать российских поклонников «Формулы-1» во время субботней квалификации на Гран-при Китая! Прошло уже десять минут первого сегмента сессии, а Петров все еще в боксе. «Мой мобильный телефон просто раскалился от SMS-сообщений, — рассказывала менеджер российского пилота Оксана Косаченко. — У всех только один вопрос: “Не успели?”». А волноваться было из-за чего: во время утренней свободной тренировки Виталий разбил автомобиль. Хотелось бы пожелать, чтобы у него эта авария была первой и последней в «Формуле-1», но… При условии, что в любой гоночной дисциплине существуют обязательные для посещения «уроки», аварии — это своеобразный, но, увы, столь же обязательный факультатив. Гонщик должен почувствовать ту самую грань, переходить которую не следует, познать предел собственных возможностей и возможностей автомобиля. Попробовать изменить точки торможения, чуть раньше «открыться» на выходе из поворота. Здесь никакая теория не поможет, нужно рисковать. И при этом помнить, что риск в «Форму-ле-1» может дорого обойтись как в прямом, так и в переносном смысле.

Времени для восстановления машины было очень мало, и за полчаса до начала квалификации для ремонта поврежденного болида к механикам Виталия присоединилась бригада Роберта Кубицы. Факт, подтверждающий утверждение руководителя команды Эрика Булье, что в Renault F1 Team нет деления на первого и второго пилотов. И когда за пять минут до окончания квалификации телевизионная камера выхватила статическую картинку из бокса Renault, ситуация, столь взволновавшая наших болельщиков, была полностью под контролем. Механики отлично справились с работой, и уже через три минуты после начала квалификации автомобиль Петрова был готов к выезду на трассу. Тем не менее, было решено не спешить: погодные условия не меняются, а соперники накатывают на трассу дополнительный слой резины, что делает ее более скоростной. Была уверенность в том, что на единственном круге Виталий наверняка покажет время, которое позволит ему выйти во второй сегмент квалификации. Так оно и вышло: Виталий зафиксировал 14‑й результат, что обеспечивало ему начало гонки с седьмой линии стартового поля. Но этот же результат в очередной раз показал, что над квалификацией нашему пилоту еще предстоит поработать.

Виталий Петров

© Фото: Renault F1 Team

А вот со стартом в гонке у Виталия все в порядке: он отыгрывает две позиции, а затем… вновь дает российским болельщикам повод для волнений. К каким бы техническим ухищрениям ни прибегали разработчики болидов, сколько бы копий ни было сломано в борьбе за пункты регламента королевских гонок, но нередко результат той или иной гонки определяет небесная канцелярия. Вот и в Шанхае капризы погоды серьезно повлияли на исход Гран-при. Картинки на экранах метео-радаров сигнализируют о возможном усилении дождя, и уже в самом начале гонки почти весь пелетон устремляется в боксы для замены сликов на шины с промежуточным рисунком протектора. Почти весь, за исключением Нико Росберга, Дженсона Баттона, Педро де ла Росы и дуэта Renault. Тактика, на которой настоял руководитель Renault F1 Team Эрик Булье. Но и он, и менеджер команды Стив Нильсен понимают, что это решение весьма рискованное, и, не доверяя радарам, постоянно поглядывают на небо. «Решающим в принятии этого решения стали постоянные консультации с пилотами, и те подтвердили, что в данных погодных условиях они вполне могут ехать на сликах.

Да, и Роберт, и Виталий показывали не лучшее время круга, но по суммарному времени это все равно получилось быстрее, чем заезд в боксы», — прокомментировал Эрик Булье. Тактика команды сработала, и благодаря этому решению Кубица оказался на третьей позиции, а Петров — на четвертой. Режиссуру гонки определяли не только тактические замыслы «штабов» команд, но и выезды на трассу пейс-кара. А интригу этого спектакля поддерживала погода, благодаря которой состояние шин стало решающим фактором. В полной мере в этом мог убедиться и Виталий Петров, когда на 33‑м круге он вылетел в гравийную полосу безопасности. По словам самого пилота, эта ошибка была вызвана недооценкой степени износа шин и попыткой пройти мокрый, скользкий поворот в привычном темпе. А многие ли в этой гонке не ошибались? Достаточно вспомнить дуэль Виталия Петрова и Марка Уэббера, в которой Виталий взял верх. А еще был обгон россиянином семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера, вызвавший бурные эмоции со стороны нашего замечательного комментатора Алексея Попова и абсолютно спокойную оценку этого момента самим автором. Виталий отметил, что это был обычный гоночный эпизод, в котором из-за значительного износа шин автомобиль Михаэля был медленнее.

Виталий Петров

© Фото: Renault F1 Team

Все так, но при этом нельзя не сказать о темпе самого Петрова. «До финиша оставалось десять кругов, и Виталий отставал от Михаэля на 14 секунд, — рассказывает Оксана Косаченко. — По моим подсчетам времени для того, чтобы догнать Шумахера и навязать ему борьбу, катастрофически не хватало. Но на первом же круге Петров отыграл у Михаэля четыре секунды!». А в финале гонки Виталий был самым быстрым в пелетоне: находясь в 17 секундах от Себастьяна Феттеля, он отыгрывал у него по 3 секунды на круге. И если бы дистанция гонки была чуть длиннее, мы могли бы стать свидетелем еще одной интересной дуэли. А так как в спорте сослагательное наклонение неприемлемо, то остается сослаться на мнение руководства команды о действиях Петрова в ходе «китайского урока». И Эрик Булье, и главный инженер Алан Пермейн отметили, что Виталий в полной мере реализовал тактические планы команды, сумел сохранить работоспособность шин и при этом провел гонку в очень хорошем темпе. Итогом Гран-при Китая стали первые оценки в «зачетной книжке» Виталия Петрова: впервые пройдена вся дистанция гонки, а финиш на седьмом месте принес ему первые шесть очков в «Формуле-1». После гонки в Шанхае Виталий занимает 12-е место в таблице чемпионата мира, а очередную сессию ему предстоит сдавать уже на европейских трассах.

Масло для королевы

Компания Elf, слияние которой с Total Group произошло в 2000 году, уже более 30 лет работает с командой Renault F1 Team. Бренд Elf и сегодня в списке технических партнеров команды. О сегодняшнем сотрудничестве рассказывает заместитель директора Total Group по науке, координатор проекта F1 Фелиппе Жирард.

Виталий Петров

© Фото: Renault F1 Team

— Трансмиссионные и моторные масла, топливо, гидравлические, охлаждающие и тормозные жидкости, консистентные смазки… Качество любого из этих компонентов может стать решающим в каждом из Гран-при, а сумма факторов — обеспечить успех в чемпионате. Нагрузки, которые испытывают узлы и агрегаты автомобиля «Формулы-1» несравнимы с теми, что присутствуют в обычном автомобиле: современные 2,4‑литровые моторы мощностью около 800 л. с. развивают 18 000 мин-1. При таком режиме работы поршни ускоряются от нуля до 34 м/с и вновь замедляются до нуля, проходя расстояние всего в 40 мм. И это происходит 600 раз за секунду! В двигателе «Формулы-1» на трение расходуется до 40% механической энергии, произведенной за счет сгорания топлива. Это тот показатель, который можно сократить благодаря качеству масел и смазок. И одна из возможностей снизить коэффициент трения деталей двигателя — уменьшить толщину масляной пленки. При этом она должна сохранять однородность, не допуская контакта металлических поверхностей, в то время как температура поршня достигает 300 градусов! Поэтому улучшение таких показателей, как вязкость и текучесть позволяет получить несколько дополнительных процентов мощности. А в гонках, где важна каждая мелочь, это может иметь стратегическое значение. Еще одним серьезным испытанием для масла являются механические нагрузки. Нужно подобрать такие основы и присадки, которые в условиях высоких сдвиговых нагрузок смогут сохранять устойчивые молекулярные связи. Качество масел может влиять и непосредственно на разработку автомобиля. Масло отводит температуру от нагретых деталей двигателя, и чем больший температурный предел оно может выдержать, тем меньшим по размеру может быть масляный радиатор. Это позволит снизить вес самой детали, а инженерам-аэродинамикам даст больше свободы в разработках.

А еще анализ масла предоставляет инженерам достаточно подробную информацию о состоянии двигателя. Непосредственно на трассе работает лаборатория, где инженеры с помощью экспресс-анализа масла могут оценить как процесс естественного износа, так и вовремя обнаружить неисправности и принять меры к их устранению. За сезон в ходе Гран-при моторы Renault, которыми укомплектованы автомобили «Формулы-1», проходят около 20 000 километров, и за этот период в лаборатории берется 800 проб. Получается, одна проба каждые 25 километров! 400 проб берется из коробок передач, что соответствует одной пробе на каждые 50 километров, пройденных в гоночном режиме.

Добавить комментарий

Статьи по теме
Популярное