В ближайшие пять лет объем продаж высокоскоростных шин должен вырасти на четверть. Michelin продемонстрировал готовность к переменам
Андрей Машнин
В ближайшие пять лет объем продаж высокоскоростных шин должен вырасти на четверть. Michelin продемонстрировал готовность к переменам
Скоросная шина Michelin Pilot Super Sport
© Фото: Michelin
Тестирование шин Michelin Pilot Super Sport
© Фото: Michelin
Посмотреть на новую сверхскоростную шину Michelin Pilot Super Sport журналистов пригласили в Дубаи на гоночную трассу Dubai Autodrome. Где еще в начале зимы найдешь чистый сухой асфальт?
Трасса в «хороших кондициях» потребовалась не случайно: французская новинка призвана дарить опьянение скоростью водителям мощных суперкаров, а для такого удовольствия нужна и соответствующая погода. По лужам и колдобинам езда не в радость. На этом, собственно, в описании новой шины можно было бы поставить точку: главное сказано.
F1x10
Скоросная шина Michelin Pilot Super Sport
© Фото: Michelin
За 122 года своего существования французская компания поучаствовала во всех видах моторного спорта. Причем на высочайшем уровне чемпионатов мира. Не были исключением ни гонки «Формулы-1», ни мировой раллийный чемпионат. В последние годы фирма сконцентрировала свои усилия на не столь статусных, но даже более знаменитых, если не сказать легендарных, «24 часах Ле-Мана» и других гонках на выносливость — ле-мановских американской, европейской и азиатской сериях и чемпионате FIA GT. В самом Ле-Мане на шинах Michelin одержано уже 19 побед, в т.ч. 13 подряд, в остальных соревнованиях собрано более 20 кубков в зачетах пилотов и производителей.
24 Heures Du Mans по скорости автомобилей-участников и правилам проведения схожи с «Формулой-1», но как минимум десятикратно умноженной.
За сутки непрерывной гонки победители проходят более 5 тыс. км (в 2010 г. — рекордные 5410,71 км). Средняя скорость лидера на четырех дневных этапах — 243 км/ч.
В течение суток автомобили останавливаются только для смены пилотов, дозаправки и замены шин, причем одновременное проведение двух последних действий запрещено правилами соревнования. В 2010 году комплекта шин победителю хватало на 500 км, заезжать переобуваться пришлось 10 раз. Для сравнения: в 2009 году лучший экипаж проехал 5206 км, укатав 14 комплектов шин.
Последнее время победы в гонках на выносливость связывают прежде всего с экономичным дизельными двигателями, позволяющими реже заезжать на пит-лейн для пополнения запаса топлива. Но не меньший вклад в победы вносят и шины, способные выдержать лишние десятки километров. Столь продолжительный экскурс в гоночные конюшни предпринят с единственной целью — показать, что инженеры Michelin скоростные шины делать умеют.
Кстати, и действующий мировой рекорд скорости для серийных автомобилей (431 км/ч) принадлежит Bugatti Veyron на шинах Michelin.
Знания и умения
Тестирование шин Michelin Pilot Super Sport
© Фото: Michelin
Гоночная трасса Dubai Autodrome
© Фото: Michelin
Сами создатели определяют Michelin Pilot Super Sport как высокоскоростную серийную шину для трасс, обеспечивающую безупречную управляемость на сухом покрытии. О доставляющей удовольствие сухой дороге мы уже говорили. Отметим, что и на мокрой дороге новая шина намного превосходит предшественницу —
Michelin Pilot Sport 2. Разберемся с «шиной для трасс».
Покупать суперкар и не использовать его возможности — глупая распальцовка. Уважающие себя владельцы Ferrari, Bugatti и прочих чистокровных рысаков время от времени собираются на гоночных трассах, чтобы в клубной гонке выявить искуснейшего, а главное — получить удовольствие от управления хорошей машиной на соответствующей ее способностям трассе. Но праздники скорости продолжаются недолго, а ездить надо каждый день, желательно не переобуваясь на гоночные выходные. Шины для трасс — это то, что им и нужно. Спортивные по характеру, они не создают неудобств на обычной дороге. Более того, превышая по своим характеристикам потребности ежедневной эксплуатации, они гарантируют четкость управления в экстремальных ситуациях. Создать которые, к слову, несложно и самостоятельно при наличии табуна под капотом.
Pilot Super Sport — далеко не первая шина Michelin для суперкаров. Напомним, что с 1990 года шины Michelin Pilot SX MXX3 использовались для первичной заводской комплектации McLaren F1,Bugatti EB110, Dodge Viper, Porsche 911 и Ferrari F550. С 1997 года Pagani Zonda, Ferrari 360 Modena и Maserati Quattroporte комплектовались шинами Pilot Sport. Список применяемости Pilot Sport PS2, первой шины с протектором из двух разных резиновых смесей, появившейся в 2003 году, занял бы слишком много места. Как-никак, более 200 омологаций.
Гоночная трасса Dubai Autodrome
© Фото: Michelin
Гоночная трасса Dubai Autodrome
© Фото: Michelin
Michelin Pilot Super Sport создавалась в сотрудничестве с Porsche, BMW Motorsport и Ferrari в соответствии с заводскими спецификациями. Она уже получила престижную премию Ferrari Technology Award 2010 и омологацию Ferrari (для 458 Italia и 599 GTO) и Alpina (для В5).
Помимо гоночного, при создании новой шины был востребован и авиационный опыт компании. Отдельного упоминания заслуживает процесс испытаний новинки: 50 000 км в экстремальных условиях при двукратной пиковой перегрузке, 10 000 км по дорогам с низким сцеплением, 1000 часов на скорости 300 км/ч. В общей сложности 100 000 км на самых сложных дорогах (Европа, США, Япония и Таиланд) и престижных гоночных трассах (Фиорано, Моточи, Эшторил, Маньи-Кур, Нарда, Шараде, Нюрбургринг).
Технологии
Автомобильный GPS-логгер (регистратор) DriftBOX
© Фото: Michelin
Gumpert Apollo Sport
© Фото: Michelin
Основываясь на гоночном (и не только) опыте, при разработке Pilot Super Sport инженеры Michelin использовали целый ряд новых технологических решений. При движении на высоких скоростях под воздействием центробежных сил изменяется форма колеса. Центральная часть боковой дорожки вытягивается наружу, скругляется. Изменение наружного диаметра и износ по центру протектора — не самые опасные последствия. Куда страшнее, что пятно контакта, и так не превышающее размеры почтовой открытки, катастрофически уменьшается, снижая возможность передачи сил во всех направлениях. По мере того, как пятно сокращается до точки, теряется сцепление автомобиля с дорогой. Что для скоростного автомобиля смерти подобно. Протекторный слой необходимо усиливать. В свое время с такой проблемой уже сталкивались. Решением стало массовое внедрение металлокорда. С ростом скорости прочности металла стало не хватать: пояс из металлической ткани, способный держать форму, стал бы слишком тяжелым. Новый материал для корда позаимствовали у военных. Материал высокой прочности под торговой маркой Twaron изначально использовался для изготовления бронежилетов, позднее он нашел применение при производстве спортинвентаря (теннисных ракеток, парусных мачт, горных велосипедов и т.д.). «Твароновый» брекерный слой стягивает центральную зону протектора сильнее, чем плечевые. Поскольку новый материал впятеро прочнее стали, металлический брекер он заменяет вполне успешно.
Не обошлось и без «колдовства» над самим протектором. Гоночная технология Bi-Compound (двойная смесь) предусматривает использование разных составов в наружной и внутренней зонах протектора.
2011 Koenigsegg Agera
© Фото: Michelin
2011 Ferrari 458 Italia
© Фото: Michelin
Наружное плечо содержит усиленный техническим углеродом (carbon black) уникальный эластомер, такой же, какой применяется в шинах для 24-часовых гонок. Наружное плечо испытывает повышенные нагрузки в поворотах, смесь этой зоны протектора приспособлена именно к таким воздействиям. Результат — курсовая устойчивость и управляемость при прохождении поворотов любой крутизны на высокой скорости. Во внутренней зоне, отвечающей за движение и торможение на прямой, а главное, за поведение шины на мокрой дороге, используется другая смесь с другим эластомером.
Надо признать, что подобное «заигрывание» для высокоскоростных шин — не новость. Правда, обычно оно касалось не смеси, а рисунка протектора.
О третьем новшестве — технологии Variable Contact Patch 2.0 (технология изменяемого пятна контакта второго поколения) разработчики говорили мало. Ее суть в более равномерном распределении давления и, следовательно, температуры в протекторе. В частности, изменение формы пятна контакта под воздействием поперечных сил в повороте не приводит к изменению площади контакта. За счет чего это происходит, можно только догадываться. Ответ, скорее всего, надо искать в конструкции каркаса.
Продажа шин Michelin Pilot Super Sport началась еще в январе. Предлагается 31 типоразмер: от 225/45ZR18 95Y XL до 345/30ZR20 106Y и 265/30ZR22 OPEN ZR. Пытающимся самостоятельно разобраться в маркировке подскажем, что индекс скорости Y допускает движение со скоростью до 300 км/ч при загрузке, не превышающей 85% от номинальной, определяемой индексом нагрузки. OPEN ZR допускает скорость свыше 300 км/ч.
А нашим читателям, которые пока не могут похвастаться обладанием новым суперкаром, напомним, что годом ранее в продаже появилась более демократичная скоростная шина Michelin Pilot Sport 3, подходящая как для небольших спортивных родстеров и купе, а также для мощных спортивных модификаций городских автомобилей, так и для «рядовых» машин с 18- и 19-дюймовыми колесами.
Бенефис
Допустим, вы стали победителем некой лотереи, и вам нужно взять один из призов: «тест автомобиля» или «тест шин». Что выберете? Наверно, автомобиль. Шины — это как-то скучновато. Однако же все зависит от организаторов мероприятия. Michelin устроил для нас настоящий праздник. Увидеть «живую» Ferrari или Lamborghini вообще всегда приятно. Просто посидеть в таких машинах — уже мечта для многих.
Прокатиться на них — ого! — прекрасно! А теперь представьте, что утром вас привозят на автодром, для начала предлагают сделать несколько кругов на великолепных Audi TT и BMW М3, а затем вы попадаете на пит-лейн, где до самого вечера в ваше распоряжение предоставляются почти два десятка суперкаров, причем среди этого богатства те самые Ferrari и Lamborghini оказываются, пожалуй, не самыми интересными на фоне Koenigsegg Agera и Gumpert Apollo.
Если вернуться к нашей выдуманной лотерее, то, наверно, проще было бы выбирать между «тестом суперкара» и «тестом супершин». Уж тут однозначно надо хватать вторую бумажку, ведь суперкар, а то и не один, вы и так получите —
приложением к супершине.
Michelin Pilot Super Sport — это отличная резина!