Конкуренция среди автомобилей малого класса порой более жесткая, чем в «высших эшелонах». В нашем сравнении — самые сильные дизельные соперники-европейцы: Opel Corsa, VW Polo, Ford Fiesta и Renault Clio
Игорь Владимиров
Конкуренция среди автомобилей малого класса порой более жесткая, чем в «высших эшелонах». В нашем сравнении — самые сильные дизельные соперники-европейцы: Opel Corsa, VW Polo, Ford Fiesta и Renault Clio.
В биологическом мире правит «закон джунглей»: побеждает сильнейший. Как определяется сила? В первую очередь, по комплекции — кто крупнее, тот и сильнее! Похоже, в мире автомобилей этот принцип тоже работает.
В нашей «стае» самый крупный — Corsa. Его длина в трехдверной версии — почти 3,82 метра, что всего на сантиметр меньше, чем у Fiesta, но при этом Corsa выше и шире. «Протяженность» Clio — всего 3,77 м, а Polo со своими 3,74 метра — явный аутсайдер.
Впрочем, длина — не самое важное. Внутренний объем — вот параметр, по которому сегодня отдают пальму первенства тому или иному автомобилю. Здесь Corsa вновь опережает остальных.
Начнем с того, что сюда легко вмещается багаж объемом 260 или 1060 (при сложенных задних сиденьях) литров. Тут Corsa переплюнул даже Clio, долгое время считавшийся неоспоримым лидером. Polo и Fiesta держатся в традиционных рамках компакт-класса — их грузовая вместимость даже при «свернутом» заднем сиденье не превышает 1000 л (975 и 930 соответственно).
Ладно, багаж — предмет неодушевленный. А как чувствуют себя в машинах те, кто обладает именами собственными и способен автономно перемещаться в пространстве?
На задних сиденьях пассажиры компактных автомобилей обычно испытывают множество мук: тесно, трясет, стучит… Больше всего утомляет «поза эмбриона», в которой приходится провести немало времени, добираясь до пресловутого «пункта Б».
Самым недружелюбным к задним пассажирам оказался VW Polo, за что и получил в этой номинации низший балл. Лучше обстоят дела в Renault, но ненамного. Opel и Ford поделили первое и второе места с оценкой «3+». Получить удовольствие от езды на заднем сиденье этих малолитражек тоже нелегко, но выжить и остаться полноценным членом общества вполне возможно.
О сидящих впереди производители позаботились больше. По комфорту — лидерство за Polo. Причем бесспорное: самые удобные кресла с хорошо развитой боковой поддержкой, самое большое и грамотно сформированное пространство. 5 баллов. Corsa вынужден довольствоваться вторым местом — из-за не самых удобных сидений и нехватки места (по сравнению с Polo). Clio и его радушие, оказываемое передним седокам, можно оценить на «троечку»: тесно, к тому же постоянно соскальзываешь с плосковатых сидений. Последний, с оценкой «три с минусом», — Fiesta: еще более тесно и неудобно, особенно если рост выше среднего. Но что вы хотите от модели, практически не изменившейся с начала 90-х?
По управляемости и обзору с водительского места все четыре малыша примерно одинаковы. Подкачал лишь Clio, который с момента появления на свет страдает некоторыми проблемами с управляемостью. Недостаточна пассивная безопасность у «старичка» Fiesta и «аскета» Polo, правда, показавшего относительно неплохие результаты при проведении крэш-теста.
Polo имеет наиболее упругую подвеску, которая неплохо держит автомобиль на дороге и не издает посторонних звуков при переезде препятствий. Он также не склонен к кренам при перестроениях из ряда в ряд на большой скорости. Однако в силу некоторой излишней жесткости подвеска передает через свой механизм шумы, издаваемые резиной, особенно когда под колесами не слишком гладкое дорожное покрытие (щебенка, к примеру).
Corsa и Clio в этом отношении оставляют более приятное впечатление, которое, впрочем, портят слишком большие крены при резких маневрах и пробои подвески при полной загрузке.
Экипаж Fiesta страдает в основном от избыточного шума, производимого деталями отделки салона не только при переезде мелких препятствий, но и при движении по шероховатому асфальтовому покрытию. Причина — в материалах отделки, а не в конструкции и настройках подвески. Возникает «эффект пустой бочки», с которым жесткий пластик справляется с трудом. Думаем, не один обладатель переднеприводного универсала, родившегося до середины 80-х годов, знает об этой напасти не понаслышке.
Несмотря на то, что малыши оснащены дизелями, их в данном случае не назовешь источником повышенного шума: все моторы — нового поколения, даже у Fiesta, получившего 1.8 DI в конце прошлого года.
Динамика нашего «квартета» не впечатляет. Но и не огорчает. Для своего класса автомобили разгоняются недурно, даже лучше, чем их бензиновые аналоги с двигателем рабочим объемом менее 1,2 литра.
Максимальная скорость, в принципе, неплоха, но у Fiesta и Polo достигается с большим ущербом для водительских нервов — шум и не очень ровная работа мотора в некоторых режимах иногда невыносимы. И если для VW оправданием может служить наличие всего трех цилиндров, то у Ford этой «отмазки» не существует.
Двигатель Renault Clio, имеющий более солидный рабочий объем, также страдает повышенным шумом на высоких оборотах, но работает мягче. Opel пересмотрел свое отношение к нервозному поведению 1,7-литрового дизеля прошлых лет выпуска. Доводка мотора обеспечила достаточно ровную во всем диапазоне оборотов работу; исчезли и подозрительные звуки, издаваемые им прежде.
При меньшем, чем у Volkswagen, значении максимального крутящего момента силовые агрегаты Renault и Opel более эластичны и, по ощущениям, обладают более ровной тягой.
В номинации «средний расход топлива» VW с небольшим отрывом опережает Opel. Похоже, конструкторы из Вольфсбурга в первую очередь ориентировались на экономичность двигателя, нежели на культуру его работы. Renault и Ford потребляют солярки чуть больше, однако не переходят рубеж в пять с половиной литров на 100 километров.
Кто же в итоге «молодец», а кто «овцы»? Первое место, согласно упомянутому в начале материала «закону джунглей», — за Opel Corsa, который крупнее своих соперников, лучше перевозит грузы, неплохо ведет себя в городе и на шоссе, обладает хорошим мотором и сравнительно дешев.
Второй — Volkswagen Polo, проигравший турнир из-за нервозности силового агрегата, тесного заднего сиденья, а главное, высокой стартовой стоимости — в среднем на тысячу долларов большей, чем у конкурентов.
Renault Clio получил в нашем сравнительном тесте третье место — из-за хронических проблем с управляемостью и передней подвеской, а также своеобразной работы силового агрегата.
Аутсайдером, как и предполагалось, стал Ford Fiesta. Годы берут свое. Недаром в Кельне давно поговаривают о том, что модель пора модернизировать. Поговаривают, видимо, не зря: в прессу уже просочилась информация, что в ближайшее время должен появиться преемник Fiesta, значительно отличающийся от нынешнего. Разумеется, в лучшую сторону.