Главная  /  Тесты  /  Nissan GT-R. Как обуздать зверя

Nissan GT-R.
Как обуздать зверя

Все злее и злее» — именно таким хотят видеть прогресс суперкаров большинство их почитателей. Пусть кокпит будет спартанским, пусть подвеска крушит позвоночник – главное чтобы очередная модификация добавила мотору пару десятков «лошадей», а разгон улучшился хотя бы на десятую долю секунды. Чего-то подобного ждали и от обновленного Nissan GT-R

«Все быстрее и быстрее» — вот истинная идеология развития настоящего суперкара. Однако на презентации обновленного Nissan GT-R была провозглашена абсолютно иная концепция, поставившая журналистов в тупик: «Всегда, везде и кто угодно». Вот так. «Расшифровка» ясности не добавила. Ну, с первым тезисом все более-менее понятно: GT-R совершенствуется из года в год, и разработчики этой модели не собираются останавливаться на достигнутом. «Везде»? Пожалуй, и это верно: Nissan GT-R можно встретить и на «пыльных тропинках» в Арабских Эмиратах, и на покрытых льдом дорогах Финляндии. Рассказывали, что этот автомобиль весьма популярен и среди частных врачей, практикующих на севере Японии, — на GT-R можно в любую погоду (благодаря полному приводу) быстро добраться до пациента. А вот лозунг «кто угодно» невзначай может и обидеть — мол, обладатель суперкара априори должен быть человеком особой касты. Но в случае с GT-R все гораздо проще: этот автомобиль действительно весьма доброжелательно относится к новичкам, прощая им ошибки. Ну а если вы разговариваете с ним на равных, то он в ответ подарит вам незабываемые впечатления. А насладиться есть чем. Достаточно сказать, что заводской пилот Nissan Майкл Крум на GT-R в спецификации Nismo промчал круг по Северной петле Нюрбугринга за 7 минут 0,86 секунды, уступив лишь Radical SR8 и Porsche 918.

Итак, перед нами обновленный Nissan GT-R. Если говорить об обновлениях «косметических», то это и светодиодные фары с эффектным росчерком-молнией и системой адаптивного освещения, и задние фонари, свет которых вместо предыдущих светодиодных вкраплений представляет собой равномерные кольца. В салоне стало больше кожи, а в гамме расцветок интерьера появился новый цвет — бежевый. Но главное, разумеется, не в этом: инженеры Nissan серьезно поработали над технической составляющей. Казалось бы, что еще можно улучшить в состоявшемся суперкаре? Повысить мощность? И это тоже. Кроме того, к серийному производству готовится версия Nismo... Ответ на риторический вопрос (мол, всегда найдется, что улучшить) был неожиданным: самое главное в том, что GT-R стал... комфортней. Ох, как встрепенулись коллеги-журналисты!

Обновленный Nissan GT-R стал «добрее», но на гоночной трассе его повадки не сделались более мирными

Комфортнее — значит медленнее? «Нет, — жестко отрезали организаторы тест-драйва. — Стали бы мы проводить тест на гоночной трассе (а проходил тот самый тест на очень интересном автодроме Kazanring), если бы хоть на секунду сомневались в обратном. А вот зона режима «комфорт» значительно расширена, и в этом вы сможете убедиться во время испытаний на дорогах общего пользования». Причем убедиться предлагалось в сравнении с предыдущей версией. А ведь и в самом деле, если абстрагироваться от эмоций, то много ли владельцев Nissan GT-R используют свой автомобиль в большей степени для трек-дней? Езда в «гражданском» режиме явно превалирует. Отсюда и векторы направления инженерной мысли. Главным образом это коснулось настройки подвески. Во-первых, были изменены жесткость пружин, характеристики амортизаторов и программа блока управления ими, что позволило  оптимизировать переменные вертикальные нагрузки на колеса, улучшив тем самым контакт шин с дорогой. С этой же целью инженеры чуть увеличили крены машины в комфортном режиме. Изменили и жесткость переднего стабилизатора. При этом не забыли про сами шины: в конструкции Dunlop SP Sport Maxx GT600 появилось дополнительное ребро жесткости, препятствующее смещению блоков протектора при высоких боковых нагрузках. Говорят, что изменился и компаунд. Доработки коснулись и тормозов, которые теперь при «гражданских» скоростях обеспечивают более линейную зависимость между нажатием на педаль и замедлением автомобиля. Что касается трека, то в гоночных режимах работа тормозов по-прежнему заслуживает самых высоких похвал. Опять же для более комфортной езды в городских условиях изменились настройки рулевого управления, делающие руль более легким при маневрировании на невысоких скоростях. И еще о комфорте: на обновленном Nissan GT-R улучшена шумоизоляция. Сделано это как за счет применения новых материалов, так и с помощью системы активного шумоподавления — микрофоны, использующиеся для системы громкой связи, улавливают повышение шума в салоне и через штатные динамики активируют звуковую волну, направленную в противофазе. Благодаря этой системе, уже широко применяемой в автомобилях представительского класса, в Nissan GT-R можно спокойно разговаривать на скорости свыше 200 км/ч. И вновь ропот из передних рядов: «Это же суперкар! Как же без рева двигателя!» Организаторы только развели руками: «В GT-R стало тише, но не настолько, чтобы настоящие ценители перестали получать удовольствие от звука мотора». Здесь они в чем-то правы. Именно «в чем-то»… Совершив короткий пробег по окрестностям Казани, я смог убедиться, что обновленный GT-R в «гражданской» жизни быстро позволяет абстрагироваться от спартанской жесткости и собранности спорткара, разгоняющегося до сотни за три секунды. Достаточно лишь перещелкнуть тумблер настройки амортизаторов в комфортный режим. А вот предыдущая версия GT-R в том же режиме ощутимо жестче будет… Ну а внимание других участников дорожного движения к вашей персоне будет неплохим бонусом к комфорту. Особенно если вы за рулем ярко-красного с золотистым отливом автомобиля — это новый цвет в гамме Nissan GT-R. Достигается такой оттенок добавлением в краску и лак стеклянного порошка. Но это уже так, на уровне эмоций. А эмоций в тот день было предостаточно.

Да и как же без эмоций, если вы сидите за рулем 540-сильной машины, а перед вами стартовая прямая гоночной трассы! А как сделать так, чтобы удовольствие от вождения было максимальным? На первый взгляд, все просто: перевести тумблеры настроек трансмиссии, подвески и системы стабилизации в «гоночный» режим, а селектор АКП — в режим ручного управления. Казалось бы, все верно. К примеру, в режиме R передачи переключаются очень быстро, за 0,15 секунды, с предварительным выбором передачи, а обороты двигателя держатся в зоне максимального крутящего момента. Правда, в этом случае довольно высоки ударные нагрузки на механизм АКП. И еще. Этот режим исключительно для атакующего стиля вождения — если нажатие на педаль газа не превышает 20%, настройки трансмиссии перейдут в экономичный режим, и для их возвращения в режим гоночный потребуется время даже после нажатия на педаль газа. Кстати, если при движении по дорогам общего пользования использовать экономичный режим Save, то вполне можно уложиться в расход 10 литров на 100 км. Для сравнения: если двигаться с постоянной максимальной скоростью в 315 км/ч, то бак выжигается за 15–20 минут. Этот режим хорош и при движении по скользкой дороге, поскольку реакция двигателя на нажатие педали газа в этом случае будет демпфирована, и мощность будет плавно увеличиваться без риска пробуксовки колес. А вот «гражданский» режим отлично подходит и для городской езды, и для трека. В нем переключения передач происходят быстро, но более плавно, нежели в режиме R, экономя ресурс и сцепления, и АКП.

В интерьере обновленного Nissan GT-R стало больше кожи и появился новый цвет

Поэтому инструкторы советовали при движении по треку использовать нормальный режим настройки трансмиссии. То же самое касалось и подвески, для адекватной работы которой даже на треке вполне достаточно нормального режима. Режим R хорош для трасс с идеальным покрытием, а там, где присутствуют неровности, автомобиль будет скакать. Что касается системы стабилизации, то и у нее есть особенности. В нормальном режиме она принципиально работает так же, как все системы ESP, ESC и т. п., которые, как правило, «душат» мотор и, используя тормозную систему, стабилизируют автомобиль. Но при этом система стабилизации Nissan GT-R допускает определенные вольности в управлении автомобилем — настройки-то у нее спортивные. В режиме R используются полный привод с самоблокирующимся дифференциалом и муфта, распределяющая крутящий момент между передней и задней осями. Есть и функция полного отключения системы стабилизации, но использовать ее не рекомендуется под страхом снятия автомобиля с гарантии. Отключить систему можно лишь для того, чтобы на небольшой скорости можно было, к примеру, выехать из сугроба. Обмануть сервисменов не удастся, ибо все ходы записываются в «черный ящик» системы сбора данных. Да и управлять этим автомобилем на гоночной трассе с полностью отключенной системой стабилизации под силу лишь тренированным гонщикам. В противном случае заезд превратится в перманентную борьбу не со временем, а с автомобилем.

На презентациях GT-R акцент всегда делают на «инновациях, которые восхищают». Но встречают-то по одежке. И Nissan GT-R действительно красив. И при всех обновлениях узнаваем

Но мы вновь погрузились в технические дебри (согласитесь, о Nissan GT-R есть что рассказать), а автомобиль-то на стартовой прямой. Итак, настройки в рекомендованных инструкторами «нормальных» режимах (справедливость рекомендаций я отметил, переключая настройки и в режим R), селектор АКП в ручном режиме управления коробкой, пальцы на подрулевых лепестках. И тут же вспоминаю призыв инструктора о том, что лучше пользоваться автоматическим режимом работы АКП, который, по словам того же инструктора, «сверхадекватен». Убедился и согласился и с этой рекомендацией — работа с «лепестками» требует серьезной тренировки, а при езде по незнакомой трассе начисто лишает концентрации — перебрал с оборотами, мотор «повис» на отсечке и время круга ухудшилось, а для того чтобы своевременно переключаться вниз, нужно опять же досконально знать геометрию трека. А посему работу по переключению передач и вправду лучше доверить автомату GT-R. Итак, стартовая прямая, селектор АКП в режиме Drive… Как-то мне довелось проехать за рулем болида «Формулы-1», а затем данные моей телеметрии подверглись критике Виталия Петрова, российского пилота в королевских гонках. На телеметрии Виталия — длинные остроконечные зубцы, на моей — пологие холмики. И не удивительно — в «Формуле-1» лишь два режима: разгон и торможение. Езды в «полгаза» нет. Так вот, тот же самый ритм характерен и для Nissan GT-R. Разгон по стартовой прямой, торможение… Не зря инструктор упоминал о том, что тормоза на GT-R имеют гоночный алгоритм (несмотря на «линейность» их работы на обычных скоростях) — удалось их продавить до срабатывания ABS, значит добился оптимального торможения перед входом в поворот. К примеру, слишком быстрый вход в медленный поворот заставит дотормаживать практически до апекса поворота и лишь затем, прокатившись по всей дуге, начать разгон. А Nissan GT-R при правильном торможении позволяет начать разгон еще до апекса поворота. Ознакомительный круг, затем два зачетных, на время. Подсказки сидящего рядом инструктора не сдерживают, а помогают в выборе траектории, мест торможения и открытия газа. И вот что интересно: уже на втором круге поведение Nissan GT-R становится понятным и предсказуемым, хотя ясно, что реализовать его гоночный потенциал можно лишь после того, как основательно поработаешь над собой. Так каков же ответ на вопрос, вынесенный в заголовок? Nissan GT-R одомашнили? Лично я бы ответил так: его сделали быстрее и… дружелюбнее.

ДЕТАЛЬНО

СОКРАТИЛИ

Информации телеметрии, выводимой на дисплей, стало меньше. Но этого достаточно.

ПОМЕНЯЛИ

Задние светодиодные фонари на обновленном GT-R выглядят эффектней.

Вождение От вождения Nissan GT-R и раньше получали истиное удовольствие. 10 балов
Салон С одной стороны, к салону быстрого суперкара особых требований не предъявляют. С другой стороны, работа продолжается. Вот цвет слоновой кости появился... 8 баллов
Комфорт Несомненно, обновленный GT-R стал значительно комфортней своегопредшественника. 9 баллов
Безопасность Системы стабилизации позволяют определенные вольности, но при необходимости вовремя вмешиваются в процесс. 10 баллов
Цена На первый взгляд может показаться достаточно высокой, но для автомобиля такого уровня вполне приемлема. 9 баллов

Плюсы

Отличная управляемость, великолепная динамика разгона и, конечно, прекрасные тормоза

Минусы

Есть ли минусы у Nissan GT-R? Если подходить с точки зрения «суперкар на каждый день», то они отсутствуют

ВЕРДИКТ

На самом деле Nissan GT-R на каждый день — это не иллюзия. Во всяком случае, мне подобные примеры встречались. А о спортивных качествах этого автомобиля и говорить нечего. И решающим фактором здесь, скорее всего, будет цена. А вот она-то как раз весьма привлекательна.