В конце октября минский автомобильный завод совместно с дивизионом «силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» и входящим в него ярославским моторным заводом провели презентацию грузовиков МАЗ, оснащенных рядными двигателями ЯМЗ, отвечающими экологическим требованиям ЕВРО-4
Михаил Бибичев
В конце октября минский автомобильный завод совместно с дивизионом «силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» и входящим в него ярославским моторным заводом провели презентацию грузовиков МАЗ, оснащенных рядными двигателями ЯМЗ, отвечающими экологическим требованиям ЕВРО-4. Мероприятие проходило на территории Дмитровского полигона нами, где в полной мере можно было оценить ходовые качества представленных грузовиков.
Фото автора
На мероприятии было представлено пять грузовиков МАЗ: три самосвала и два тягача
Ни для кого не секрет, что автомобильный завод МАЗ является одним из самых известных заводов по производству грузовиков на постсоветском пространстве. Однако в последнее время информации о новинках и вообще всего того, что происходит на самом предприятии, крайне мало, да и показы техники проводятся редко. Тем не менее на проходившей осенью в Москве выставке «Комтранс – 2013» Минский автомобильный завод представил сразу несколько новинок, в числе которых седельный тягач МАЗ-5440Е9 с обновленным интерьером кабины и самосвал МАЗ-6501В9, который назвали новым эффективным решением для строительного сегмента. Ну, и наконец, в конце октября Минский автозавод совместно с ярославским объединением «Автодизель» представил новую линейку грузовиков МАЗ, оснащенных современными российскими рядными двигателями ЯМЗ, отвечающими экологическим нормам Евро-4.
Рабочее место водителя достаточно просторное и неплохо организовано
Мероприятие проходило на испытательных дорогах подмосковного Дмитровского полигона НАМИ. Где, как не здесь, в полной мере можно оценить ходовые качества грузовиков на различных типах дорог. Для теста было предложено пять автомобилей: два тягача МАЗ-5440В9 в сцепке с трехосным полуприцепом МАЗ-975830, седельный тягач МАЗ-5440В5, а также три представителя строительного сегмента — самосвалы МАЗ-6501В5, МАЗ-6501В9 и МАЗ-5550В3.
Наше знакомство с минскими грузовиками мы начали с седельного тягача с полуприцепом МАЗ-5440В9, оснащенного 412-сильным дизелем ЯМЗ-651.10 и 16-ступенчатой механической КП ZF. Тягач рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 44 тонны, правда, во время заездов он был не загружен. Кабина грузовика с окраской металлик и высокой крышей имеет полный комплект аэродинамических обтекателей. Задняя подвеска и подвеска кабины пневматические.
Седельный тягач МАЗ-5440В5 для теста был представлен одной «головой», без полуприцепа
Вход в кабину вполне удобный. Благодаря высокой крыше внутри кабины очень просторно, не зря тягач получил имя собственное — «Простор», да и моторный тоннель не высокий, порядка 20 см. Передняя панель стильная и приятная на вид, правда, пластик, используемый при ее отделке, жестковат. Водительское кресло на пневмоподвеске имеет необходимый диапазон регулировок, что вкупе с регулируемой в двух положениях рулевой колонкой позволяет удобно устроиться за рулем. За креслами в спальном отсеке две широкие спальные полки. Конечно, уровень отделки не дотягивает до европейского, но для тех, кто привык к отечественным машинам, то, что нужно. А если сравнивать с тем, что было раньше, это существенный шаг вперед.
За креслами «спальник» с двумя полками, верхнюю при необходимости можно сложить
За рулем тягача чувствуешь себя вполне уверено, правда, рулевое управление не такое внятное, как на европейских аналогах, хотя сравнивать МАЗ-5440В9 с представителями «большой семерки», наверное, не совсем корректно, учитывая их стоимость. Тем не менее работа КП понравилась. Не эталон конечно, но с переключением проблем не возникло. Двигатель прекрасно тянет, к тому же остается значительный запас мощности, даже при движении в затяжной подъем на повышенной передаче. При этом во время движения в кабине постоянно что-то поскрипывало и попискивало, а так вроде звукоизоляция ничего.
Магистральный тягач МАЗ-5440В9 c трехосным полуприцепом МАЗ-975830
Второй представленный тягач был с низкой кабиной, с одним спальным местом, оснащен двигателем ЯМЗ-536.10 мощностью 310 л. с. и 9-ступенчатой механической КП ZF. Это, можно сказать, бюджетная версия тягача, и для заездов предлагалась только «голова» без прицепа, в результате, проехав пару кругов по маршруту с затяжными подъемами и спусками, каких-то явных недочетов мы не обнаружили.
Самосвал МАЗ-6501В5 6х4 с 15-кубовым кузовом U-образной формы
Самосвалов, как уже было отмечено, было представлено три. Все без исключения оснащены кабинами последнего поколения, включая и бюджетную версию МАЗ-5550В3 с колесной формулой 4х2. Наибольшее внимание гостей привлек МАЗ-6501В9 с 20-кубовым кузовом. Кстати, тот самый экземпляр, который был впервые показан на «Комтрансе». Допустимая полная масса грузовика 33,5 т, а грузоподъемность 20 т. Поскольку эта машина явно рассчитана на перегруз (этому способствует форма кузова), ее рама выполнена усиленной. Высота лонжеронов толщиною 8 мм увеличена с 280 до 310 мм, а рама имеет четыре дополнительные поперечины. Самосвал оснащен 412-сильным двигателем ЯМЗ-651 и 16-ступенчатой механической КП ZF. Кстати, такие коробки крайне редко встречаются на отечественных самосвалах.
Самосвал МАЗ-6501В5 6х4 с 15-кубовым кузовом U-образной формы
Во время заездов была возможность проехать сначала на порожнем самосвале по дорогам полигона, а затем загрузиться и повторить заезд на груженой машине с последующей разгрузкой. Ощущения остались весьма позитивные. Кабина со спальником достаточно просторная, правда, из новшеств здесь только улучшенный приборный щиток, а вот огромный руль с тонким ободом и архаичный угловатый интерьер — все это эхо былых времен. Тем не менее, хоть в груженом, хоть в порожнем состоянии, самосвал управляется отлично. Оптимальную скорость позволяет держать 16-ступенчатая КП, нижний ряд, верхний, половинки — все предельно просто и понятно, только схема переключения зеркальная.
Бюджетный двухосный самосвал МАЗ-5550В3 также оснащен современным ярославским дизелем
Что касается двух других самосвалов, представленных для теста, то здесь есть нарекания к работе 9-ступечатой КП китайского производства 9JS135TA, установленной на МАЗ-5550В3. Передачи включались с трудом и не без усилий, при этом сопровождались треском в зацеплении. Представители МАЗа сетовали на то, что она еще неприкатанная, но, как мы выяснили несколько позже, КП оказалась просто несинхронизированной. Доказательством послужило то, что на самосвале МАЗ-6501В5 была установлена точно такая же коробка, однако нареканий к ее работе не возникло.
Новинка «Комтранса–2013» самосвал МАЗ-6501В9 с 20-кубовым кузовом и спальной кабиной
Теперь собственно о двигателях, которые в настоящее время устанавливают на грузовики МАЗ. Речь идет о двух семействах современных моторов ЯМЗ-536 и ЯМЗ-651, которые представляют собой рядные 6-цилиндровые дизельные двигатели с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. ЯМЗ-536 это новое семейство двигателей, разработанное ОАО «Автодизель» совместно со специалистами австрийской компании AVL. Как известно, под этот проект в Ярославле построили новый современный завод. Двигатели семейства ЯМЗ-651 производятся по технологической лицензии Renault Trucks, для этого была выкуплена сборочная линия, которая находится в городе Тутаев. Для достижения норм Евро-4 на двигателях применяется система рециркуляции отработавших газов (EGR), то есть без использования пресловутой мочевины.
6-цилиндровый рядный дизельный двигатель семейства ЯМЗ-536 во всей красе
Что ж, проведенный на Дмитровском полигоне тест-драйв доказал, что МАЗ может производить технику хоть и не европейского, но достаточно высокого уровня, с простой конструкцией по адекватной цене. Ярославские моторы оказались весьма эластичными и тяговитыми. Ну, а сочетание линейки силовых агрегатов ЯМЗ с грузовиками МАЗ продемонстрировало завидный потенциал. В этом году на МАЗе ланируют выпустить 12 900 единиц техники, из которых 80% уйдет на экспорт, при этом 50% экспорта окажется на российском рынке.
6-цилиндровый рядный дизельный двигатель семейства ЯМЗ-536 во всей красе
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Необычно: Схема переключения передач на магистральном тягаче с 16-ступенчатой коробкой ZF зеркальная.
Удобно: На самосвале МАЗ-6501В9 чтобы поднять кузов, достаточно повернуть тумблер, на панели при этом загорается лампочка.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЯМЗ-536 | ЯМЗ-5361 | ЯМЗ-651 | ЯМЗ-651 | |
Число и расположение цилиндров | Р6 | Р6 | Р6 | Р6 |
Рабочий объем, л | 6,65 | 6,65 | 11,12 | 11,12 |
Мощность, л. с. при мин-1 | 312 при 2300 | 270 при 2300 | 412 при 1900 | 362 при 1900 |
Крутящий момент, Нм при мин-1 | 1226 при 1300–1600 | 1166 при 1300–1600 | 1911 при 1200–1400 | 1765 при 1100–1400 |
Масса, кг | 640 | 640 | 1030 | 1030 |
Межсервисный интервал, км | 30 000 | 30 000 | 15 000 |
15 000 |
Ресурс до капитального ремонта, км | 1 000 000 | 1 000 000 | 1 000 000 | 1 000 000 |
Гарантийный ресурс, км | 100 000 | 100 000 | 140 000 | 140 000 |
Подписка на рассылку материалов Автопарка