Военная автотехника. Ват: курс на импорт?

ГАЗ-233014 Тигр 4x4
© Андрей Карасев


Основной замысел строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на 2011‑2015 гг. был изложен в Государственной программе вооружения — ГПВ-2015, утвержденной Министерством обороны РФ 13 июня 2009 г. На основании этого документа, а также опыта армий зарубежных стран, перспективных видов и родов войск, с учетом имеющегося научно-технического задела Военно-научным комитетом Генерального штаба была разработана «Концепция развития военной автомобильной техники на период до 2020 г.».*

*По материалам доклада руководителя группы экспертов Военно-научного комитета Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации С.В. Копченова.

Главной целью концепции является определение направления развития основных классов военной автомобильной техники (ВАТ). Концепция предусматривает уменьшение номенклатуры армейских автомобилей, повышение защищенности специальной военной техники и создание на базе коммерческих автомобилей тыловой ВАТ. Для реализации этих целей предполагается использование частно-государственного партнерства при разработке и закупке ВАТ. Концепцией предусматривается сокращение затрат на жизненный цикл ВАТ. Реализация концепции должна обеспечить техническое и технологическое превосходство над ВАТ вероятного противника.

Iveko LMV M65
© Андрей Карасев


Анализируя развитие зарубежных бронированных автомобилей, можно заметить значительное усиление противопульной и противоминной защищенности. Защита участвующей в военных конфликтах бронированной техники возросла примерно в четыре раза по сравнению с той, которая принимала участие, к примеру, в войне с Ираком.

Сегодня отечественный парк ВАТ представляет собой достаточно пеструю картину: 41 базовая модель и более 60 модификаций. За последние годы количество автомобилей марки ЗиЛ в армии снизилось с 40% до 33%. Доля автомобилей с бензиновыми двигателями составляет 71%, с дизелями — 29%. При этом автомобилей старше 12 лет в Вооруженных Силах находится 80%.

На этом фоне характеристики отечественных бронированных автомобилей Урал и КАМАЗ значительно уступают моделям Cougar (США) и Yak (Германия).

Для развития отечественной ВАТ в количественном отношении планируется сократить ее номенклатуру. В качественном отношении требуется создание автомобильных платформ нового поколения. К 2015 г.
будет закуплено не менее 30%, к 2020 г. — не менее 50% принципиально новой техники. Одновременно будет осуществляться вывод из состава ВС РФ физически и морально устаревшей ВАТ. Для поддержания технического состояния поступающей на вооружение новой ВАТ будет организован технический надзор ее производителей на сервисных мощностях автопроизводителей.

КамАЗ-5386 6x6
© Андрей Карасев


До 2010 г. типаж военной автомобильной техники предусматривал шесть классов автомобилей многоцелевого назначения следующих грузоподъемностей: 1,0 т (УАЗ); 1,5 и 2,5 т (ГАЗ); 4,0 т (ЗиЛ, КАМАЗ, Урал); 6,0 т (КрАЗ, КАМАЗ, Урал) и 10,0 т (КрАЗ, КАМАЗ, Урал). На период с 2011 до 2020 гг. в армии останутся автомобили многоцелевого назначения УАЗ (гп. 1 т), КАМАЗ и Урал (гп. 3/4/6/10/15 т). КАМАЗы и Уралы создадут новую группу: «Автомобили повышенной грузоподъемности» (18/24/30 т).

В классе «Специальные колесные шасси и тягачи» тоже произойдут изменения. Сейчас он представлен группами 14‑18 т (БАЗ), 22‑24 т (МЗКТ), до 80 т (МЗКТ, КЗКТ). В следующем десятилетии останется две группы: 14‑40 т (БАЗ) и 50‑80 т (МЗКТ, КАМАЗ).

В структуре ВАТ появится новый класс: «Тактические автомобили». Он будет представлен автомобилями ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, Урал пяти групп: 1,0; 2,0; 4,0; 8,0 и 13,0 т (с бронекабинами).

Раньше военно-гусеничные машины (ВГМ) были представлены в структуре Вооруженных Сил четырьмя транспортно-тяговыми классами: особо легкие 1,25 т (ЗЗГТ), легкие 2‑4 т («Муромтепловоз»), средние 14‑18 т («Метровагонмаш»), двухзвенные 10, 20 и 30 т (МК «Витязь», РМЗ). В следующем десятилетии в армии останутся ВГМ трех транспортно-тяговых классов: легкие — 2/4 т, средние — 14/18 т, двухзвенные — 3/10/20/30 т.

Таким образом, семейство ВАТ по замыслу Министерства обороны сократится примерно в два раза.

КамАЗ-43269 4x4
© Андрей Карасев


Для военных автомобилей, согласно концепции, в ближайшее время будет разработана единая унифицированная автомобильная платформа нового поколения. Ее технический облик будет существенно отличаться от современных моделей («Мустанг», «Мотовоз», «Выстрел», «Медведь»). Каркасно-панельная кабина будет оборудоваться противопульной и противоминной защитой. Военные рассчитывают получить дизель нового поколения, автоматическую гидромеханическую коробку передач, бортовую информационно-управляющую систему, независимую управляемую подвеску, боестойкие шины регулируемого давления. На шасси нового поколения должны устанавливаться бронированный функциональный модуль, кузов-контейнер, грузовая платформа.

Планируется разработка унифицированной средней гусеничной платформы для военно-гусеничных машин. Она будет использоваться как для ВАТ, так и для бронетанкового вооружения и техники). В качестве ВАТ платформа предназначена для установки различных модулей (медицинский, пункт управления, для перевозки личного состава и грузов), а также вооружения.

Министерство Обороны планирует разработать модельный ряд легких двухзвенных гусеничных транспортеров (ДТ-3ПБ). Он будет включать бронированный вариант для мотострелкового отделения (ДТ-3ПМ), небронированный ДТ-4П и шасси под монтаж ВВТ.

В планах значатся два класса специальных колесных шасси массой 14‑40 т и 50‑80 т. Шасси массой 14 т будут иметь колесную формулу 6х6, 25 т — 8х8, 33 т — 10х10, 40 и 60 т — 12х12, 70 т — 14х14 и 80 т — 16х16.

Армия рассчитывает получить автомобили повышенной грузоподъемности, имеющие уровень унификации с коммерческими автомобилями до 98%. Это автомобили грузоподъемностью 18 т (6х6), 24 т (8х8) и 30 т (10х10).

Предложенной концепцией развития военной автомобильной техники на период до 2020 года предусмотрена рационализация структуры парка ВАТ. 40% составят автомобили возрастом от 6 до 12 лет, 35% — до 6 лет, 25% — старше 12 лет. Заверяется, что в армии будет паритет между отечественной и зарубежной автомобильной техникой. Если иностранные военные автомобили будут обслуживать компании, их производящие, то им еще нужно создать сервисную и ремонтную базу. Это существенные затраты, которые должны быть компенсированы стоимостью обслуживания. При этом эксплуатационные затраты на поддержание ВАТ, в соответствии с концепцией, должны снизиться в два раза, как утверждается, до рационального уровня.





К слову...

С 2004 г. Россия из страны, экспортирующей научно-технические разработки, превратилась в страну покупающую: импорт превысил экспорт. В настоящее время Россия является крупнейшим в мире экспортером американских технологий двойного назначения. Страна уже давно в интеллектуальной зависимости от тех, кого она считала потенциальным врагом.

Первая «ласточка» применительно к ВАТ — закупка итальянской бронетехники. По словам Сергея Когогина, генерального директора КАМАЗа, его предприятие может разработать аналогичную технику, но этот процесс займет пять лет. Это время, в течение которого жизни российских военных будет угрожать потенциальная опасность, и поэтому он не может взять на себя такую ответственность.

Итальянская бронетехника, как и вся современная зарубежная бронетехника, значительно лучше противостоит взрыву. Дело не в толщине брони, а в распределении бронекорпусом энергии взрыва. Подобные технологии позволили легковым автомобилям проходить крэш-тесты на пять звезд.





Вас опекаешь и растишь*

Из всего озвученного становится непонятно, а как же быть с концепцией собственной безопасности, которой столько времени нам промывали мозги. Выходит, теперь это не актуально?

Но позвольте! В свете рассекреченных данных, представленных на сайте WikiLeaks, дела в действительности идут не столь оптимистично. Мы по-прежнему в стане потенциальных противников (хотя и не во всеуслышанье), а за нашей спиной прорабатываются планы соответствующего поведения стран НАТО на случай кризисных ситуаций.

Ко всему прочему наша последняя техника, как утверждают сами военные, не так уж и плоха в сравнении с зарубежными аналогами. Вот если бы еще не снедаемые страстями рыночной экономики отечественные производители, совсем было бы даже ничего.

С другой стороны, обещание сделать боевую единицу только через 5 лет наводит на смутные размышления. А что, о «тендере» или необходимости такой машины стало известно только сейчас? А где же инициатива снизу? Когда не надо, она прямо-таки брызжет через край…

Нехорошо всуе поминать советские времена, но ведь делали, в сжатые сроки, на коленках, почти самое лучшее в мире! При нынешних-то возможностях можно было бы и подсуетиться. Конечно, проще всего кричать о том, что отечественный автопром изживается, просить льготы и преференции и при всем при этом оставаться там, где мы были лет 10, а может, и более, назад.

Почему-то никто из автопроизводителей не показал достойную машину, сказав при этом, что у нас есть конкурентоспособный продукт, но для его запуска в серию нам нужна помощь. До сего дня все оперируют мифическими объектами, существующими лишь в умах об этом говорящих. Да и имеющиеся в запасе разработки мы так и не смогли поставить на вооружение.

Очень многое прояснилось после ответа на вопрос одного из автомобильных журналистов, который посетовал на то, что если мы все-таки будем проектировать собственную ВАТ, то кто этим будет заниматься (специализированные НИИ расформировываются, специалисты уходят в другие отрасли).

Ответ, да и весь доклад в целом, подспудно подводил к тому, что произойдет частичное ориентирование на импортную военную технику. Разработку и производство отечественной техники для ВС России отдадут производителям автомобильной техники. Приемка (на тендерной основе) и постановка на вооружение будет производиться уже военными специалистами.

По всей вероятности, эти самые специалисты теперь не прочь поучаствовать в тендерах на закупку импортной техники. Как показала практика того же Daimler — это золотое дно.

Грустно все это, когда вам десятилетиями промывают мозги, а потом в одночасье говорят, что это, мол, нерационально, так будет более выгодно с экономической точки зрения. Вот только с точки зрения собственной безопасности и тезиса «о техническом превосходстве над военной автомобильной техникой вероятного противника» — вряд ли.

* От редакции.





СТРУКТУРА ПАРКА ВАТ



Prev/Next links

Читайте также:

Весной этого года в Москве состоялось открытое мероприятие Комитета производителей дорожно-транспортной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), посвященное

Несмотря на усилия Минэкономразвития остановить сползание экономики России в рецессию, этот процесс, похоже, неотвратим, что не может не отражаться на состоянии дел в о

В Москве прошла Международная конференция по транспортной телематике «Навиторинг-2013».

Грузоперевозки на МКАД были ограничены по принципу: «Ноги уже побежали, а голова только сейчас глубоко задумалась».


От партнеров

Партнер Рамблера