В Европе перевозка листовых материалов полуприцепами-инлоудерами давно является обычной практикой, а России этот вид подвижного состава еще малоизвестен. Разбираемся в особенностях такой конструкции на примере новинки компании «Тонар»
Михаил Невзгодин
В Европе перевозка листовых материалов полуприцепами-инлоудерами давно является обычной практикой, а России этот вид подвижного состава еще малоизвестен. Разбираемся в особенностях такой конструкции на примере новинки компании «Тонар».
Тонар-9987. Начало продаж: май 2014 г. Цена: 3 980 тыс. руб.
Фото Олега Сухова и МЗ «Тонар»
Инлоудер (англ. inloader) — это специальный полуприцеп для перевозки крупного листового материала большого размера. Существуют специальные исполнения для перевозки листового стекла и железобетонных панелей. В Европе специализированный подвижной состав, конструкция которого позволяет существенно упростить погрузочно-разгрузочные работы, выпускается уже более 30 лет и пользуется устойчивым спросом. Сегодня львиная доля рынка в этом сегменте принадлежит брендам Faymonville и Landendorf. В России до недавнего времени этот вид подвижного состава был малоизвестен. Но времена меняются. Растущие объемы сборного домостроения требуют быстрых и надежных перевозок. Теперь панелевоз с внутренней загрузкой может предложить и отечественный производитель — МЗ «Тонар» из подмосковного Губино.
Основное отличие инлоудера от стандартного полуприцепа заключается в конструкции рамы, осей и способах погрузки/разгрузки. Рама панелевоза с внутренней загрузкой представляет собой П-образную конструкцию, внутри которой на специальных пазах фиксируется сменный поддон. В панелевозе Тонар-9987 используется так называемая независимая подвеска одиночного колеса Tridec. Ее особенность заключается в фактическом отсутствии осевой балки между колесами, что дает возможность снизить высоту платформы до 365 мм от уровня проезжей части. Каждый из шести колесных модулей крепится по отдельности к раме полуприцепа, чтобы внутри него на уровне колес оставалось свободное пространство для размещения груза. Предусмотрена установка шин размерностью 385/65R22,5.
Второй важный конструктивный элемент инлоудера — грузовая платформа. Если в стандартном полуприцепе место фиксации груза обычно располагается над осями или между осями (например, на низкорамном тяжеловозе), то в инлоудере она фактически размещена между колесами. И эта платформа не что иное, как возвратная палета, которую используют в качестве обменной тары. Длина грузового пространства Тонар-9987 составляет 9,5 м при габаритной длине транспортного средства 13,5 м. На трехосном губинском панелевозе можно размещать панели массой до 24 т (технически допустимая грузоподъемность — 34 т). Это могут быть стены из кирпича, деревянных стоек, железобетона и прочих материалов.
В боковых частях П-образной рамы полуприцепа установлены колесные блоки на гидравлической подвеске
Конструкция обычных российских панелевозов требует загрузки четного числа панелей с двух сторон во избежание перегруза осей на одной из сторон. На инлоудер можно грузить нечетное число панелей. Другая особенность инлоудера — крайне быстрая погрузка и разгрузка. Если груз как следует подготовлен, то для его принятия на борт потребуется всего несколько минут. Такое же время потребуется и для выгрузки. Важно, что с загрузкой и разгрузкой полуприцепа водитель может справиться самостоятельно, без помощи посторонних людей, не отрывая коллег от работы. Весь процесс со стороны выглядит следующим образом. Подъехав к месту загрузки, полуприцеп вначале освобождается от возвратной тары: водитель открывает задний борт, снимает поперечину, играющую роль фиксатора платформы, и опускает раму посредством гидравлической подвески. Полуприцеп, «приседая», бережно опускает платформу на землю, а затем медленно выезжает из-под нее. Теперь надо подъехать под палету, установить торцевые упоры (чтобы при резком торможении панели не сместились) и подвести к грузу боковые гидравлические зажимы, в задачу которых входит надежная фиксация груза от поперечного смещения. Есть возможность перевозить как крупногабаритные панели, так и небольшие блоки, собранные в пакеты. Благодаря гидравлической фиксации (используется шесть фиксирующих устройств) панели ЖБИ находятся в устойчивом положении и абсолютно не двигаются. Остается приподнять подвеску в транспортное положение и зафиксировать заднюю противооткатную балку. Все? Да! Теперь можно в путь. Разумеется, при соблюдении дополнительных мер предосторожности. Транспортная скорость и устойчивость полуприцепа Тонар-9987 возрастает за счет более низкого центра тяжести, в сравнении с панелевозами с центральной опорной фермой, а увеличенный ход гидравлической подвески улучшает геометрическую проходимость автопоезда на строй-площадке. Кстати, плита сцепного устройства снабжена гидравлическим механизмом, что дает возможность использования полуприцепа с различными модификациями тягачей, при условии, что высота седельно-сцепного устройства находится в пределах 1150–1300 мм.
Отсутствие осевой балки между колесами дает возможность снизить высоту платформы до 365 мм от уровня проезжей части
Из зарубежного опыта известно, что один-два панелевоза-инлоудера и 20–30 палет могут заменить 10 обычных панелевозов с центральной опорной фермой. Плюс к этому важна универсальность панелевозов с внутренней загрузкой, которые могут перевозить как плоскостные конструкции, так и фигурные.
В будущем ожидается активизация рынка инлоудеров, причем как стекловозов, так и панелевозов. На это есть сразу несколько причин. Во-первых, переход крупнейших производителей стекла на международные стандарты позволяет изготавливать большие форматы стекла, цена которых уменьшается, а технология работы с ними упрощается. Таких грузов становится все больше на рынке международных перевозок. Во-вторых, как уже отмечалось, для крупнолистовых грузов не требуется наличие специального погрузочно-разгрузочного оборудования. А это значит еще и то, что снижается риск повреждения панелей непосредственно на стройплощадке. Также стоит отметить, что пока еще не все транспортные компании знакомы с подобной техникой.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
УДОБНО. Гидравлическая система фиксации включает в себя шесть опор.
ПРАКТИЧНО. Плита сцепного устройства имеет регулировку по высоте.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габариты (д/ш/в), мм | 13 530 / 2550 / 3200 |
Масса перевозимого груза, кг | 24 000 |
Собственный вес, кг | 11 000 |
Полная масса, кг | 35 000 |
Высота ССУ, мм | 1150–1300 |
Колесная база, мм | 2770 |
Размеры бункера под палету, мм | 900/1400 |
Погрузочная высота, мм | 365 |
Оси | Tridec |
Тормоза | барабанные |
Конкуренты | Landendorf Floatliner, Faymonwille Prefamax |
Подписка на рассылку материалов Автопарка