Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Олимпийский низкопольник. ЛИАЗ-5292.30

Олимпийский низкопольник.
ЛИАЗ-5292.30

В конце 2013 года Ликинский автобусный завод приступил к производству принципиально новых низкопольных автобусов ЛиАЗ-5292.30 с применением самых передовых технологий. Первые 30 машин были задействованы в транспортном обслуживании Олимпийских и Паралимпийских Зимних Игр в Сочи. В начале марта мы отправились на ЛиАЗ, чтобы познакомиться с новой серийной моделью городского пассажирского автобуса

Ни для кого не секрет, что разработка новой модели автобуса требует больших финансовых затрат. Кроме того, для работы низкопольных автобусов нужна хорошая инфраструктура, и они достаточно дороги, поэтому средние города отдают предпочтение более дешевым моделям. Несмотря на это, внедрение автобуса нового поколения ЛиАЗ-5292.30 в основной поток выпуска продукции главного конвейера Ликинского автобусного завода стало возможным благодаря проведенной модернизации производственной площадки, включая линию катафорезного грунтования, закупке нового сварочного оборудования и лазерного комплекса для заготовительного производства. В общей сложности на эти цели было выделено свыше 120 миллионов рублей. И это не удивительно, ведь на кону домашняя Олимпиада, а модель 5292.30 специально разрабатывалась к Играм.

Вот такое количество приборов над головой водителя в современном городском лайнере

Дебют городского низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292.30 состоялся еще в апреле на международном фестивале «Мир автобусов» в подмосковной Коломне. Там же стало известно о подписании контракта на поставку 30 таких машин, которые будут обслуживать городские маршруты в прибрежном кластере Сочи. Осенью стартовало серийное производство и, как известно, первые 30 машин были в срок поставлены для обслуживания зимних Олимпийских и Паралимпийских игр.

Рабочее место водителя проектировалось с учетом требований международных стандартов по эргономике и комфорту

Итак, ЛиАЗ-5292.30 представляет собой глубокую модернизацию серийно выпускаемой низкопольной городской модели. Кузов машины — несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки, длиною 12,3 метра. Внешне новинка вышла достаточно удачной. Машина получила новые переднюю и заднюю маски, состоящие из нескольких элементов, что существенно облегчает проведение ремонтных работ, головную оптику Hella, увеличенное панорамное ветровое стекло и большие электронные маршрутоуказатели. При осмотре автобуса обращает на себя внимание доступность практически всех основных и вспомогательных агрегатов, доступ к которым осуществляется через навесные люки, включая крышку моторного отсека. Понравилась компоновка и самого моторного отсека, доступ к узлам двигателя не вызывает нареканий, все компактно, но не плотно. Предусмотрена и автоматическая система пожаротушения отсека, а вот снизу двигатель не имеет никакой защиты.

Справа от водителя клавиши открывания дверей и блок управления АКП

Вход в пассажирский салон осуществляется через три двухстворчатые двери, причем передняя поворотно-распашного, а 2 и 3 — прислонно-сдвижного типа. Низкий уровень пола и отсутствие ступеней делают удобным вход в салон в любую из дверей, а это в свою очередь позволяет упростить ротацию пассажиров на городском маршруте; наличие системы книлинга, наклоняющей автобус в сторону дверей на 7 градусов, только ускорит этот процесс. Кроме того, при необходимости во время посадки можно использовать механическую выдвижную аппарель, которой оборудована средняя дверь машины.

Салон светлый и просторный, с изогнутыми стильными поручнями

Салон вмещает 112 пассажиров, имеет 27 посадочных мест плюс 3 места оборудовано для людей с ограниченными физическими возможностями. Салон автобуса светлый и просторный. Обшивка боковых стенок и потолка выполнена из светло-серого пластика, который не только радует глаз, но и приятен на ощупь. Пассажирские сиденья пластиковые, с мягкими вставками, вполне удобные. То же самое можно сказать про поручни. Для освещения предусмотрены два ряда ламп по всей длине салона. Не обошлось и без новаторских решений, таких как наливной пол. Данная технология используется на ЛиАЗе с 2013 года. Вкратце выглядит это так: с помощью специального оборудования наносится химический состав, который в течение нескольких часов сохнет, в результате образуется нескользкое износостойкое покрытие, которое хорошо моется. Помимо всего прочего, в салоне олимпийского низкопольника дополнительно установлены датчики задымления и камеры видеонаблюдения.

Накопительная площадка с местами для инвалидных колясок и двумя откидными банкетками

За отопление отвечают жидкостные обогреватели, равномерно расположенные по обоим бортам и под пассажирскими креслами по всей длине салона, плюс отопитель в кабине водителя, а также автономный отопитель. Вентиляцию обеспечивают кондиционер, форточки и два люка в крыше.

За тепло в салоне отвечают жидкостные обогреватели под пассажирскими креслами

Рабочее место водителя спроектировано в соответствии с требованиями международных стандартов по комфорту и эргономике, оснащено новой электронной комбинацией приборов и специальным боксом для дополнительного оборудования. Рулевая колонка регулируется по углу наклона и по вылету. Все органы управления расположены в оптимальной зоне досягаемости. Водительское кресло на пневмоподвеске с высокой спинкой и необходимым количеством регулировок вполне комфортное. В правой верхней части кабины появилось внутреннее салонное зеркало, которое гораздо удобнее обычного. Машина, естественно, оборудована цифровым тахографом, системой ГЛОНАСС и системой «Говорящий город», которая позволит слабовидящим и лишенным зрения людям на городских остановках через специальные наушники получить информацию о том, по какому маршруту движется подошедший автобус и открыты ли его двери для посадки.

Новая модификация низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292.30 оснащена двигателем Scania DC09 91A стандарта Евро-4. Это 5-цилиндровый рядный дизель объемом 9,2 литра и мощностью 275 л. с. В качестве трансмиссии используется 6-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF. Подвеска на машине полностью пневматическая, тормозная система — с дисковыми тормозными механизмами на обеих осях.

Низкопольник имеет систему книлинга и способен присесть на 7 градусов, средняя дверь оборудована механической выдвижной аппарелью

За рулем 12-метрового автобуса каких-то сверхъестественных ощущений не было, все предельно просто и понятно. Порадовало отсутствие необходимости переключения передач, просто переводишь клавишу блока управления автоматической КП в положение Drive, и машина плавно начинает движение. Плавность хода отменная, мелкие неровности дорожного полотна пневматическая подвеска проглатывает так, что перестаешь обращать на них внимание. Достаточно острое рулевое управление прекрасно дополняет неплохая динамика автобуса, звукоизоляция также на уровне. Отличный обзор, как водителю, так и пассажирам, обеспечивают панорамное ветровое стекло и увеличенная площадь бокового остекления.

Двигатель снизу не имеет никакой защиты. Моторный отсек оборудован автоматической системой пожаротушения

В заключение хочется отметить, что низкопольный городской автобус ЛиАЗ-5292.30, принимавший участие в транспортном обслуживании Олимпийских игр в Сочи, заслуживает высокой оценки. Конечно, то высокотехнологичное оборудование, которым он напичкан, может и не пригодиться в повседневной жизни, однако такие вещи, как удобство входа и выхода и комфорт пассажиров, а также высококачественное исполнение салона и рабочего места водителя, позволяют сделать вывод, что модель практически ни в чем не уступает зарубежным аналогам. Остается добавить, что поставки ЛиАЗ-5292.30 уже начались. После работы в Сочи 30 машин отправятся на ПМЖ в Санкт-Петербург, в декабре прошлого года 25 машин было отгружено ГУП «Мосгортранс», при этом заказы постоянно продолжают поступать.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

УДОБНО

Внутреннее салонное зеркало на практике оказалось гораздо удобнее.

ПРАКТИЧНО

Бачок омывателя ветрового стекла находится за передней маской машины.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Пассажировместимость, чел. 112
Количество мест для сидения 27+1
Снаряженная масса, кг 11 250
Полная масса, кг 18 000
Габариты (длина/ширина/высота), мм 12 310/2500/2880
Колесная база, мм 5960
Объем топливного бака, л 220
Двигатель: модель Scania DC09 91A Евро-4
тип дизельный, рядный, 5-цилиндровый
рабочий объем, см3 9291
мощность, л.с. при мин-1 275 при 1800
крутящий момент, Нм при мин-1 1283 при 1200
Коробка передач автоматическая ZF 6HP504C
Подвеска: передняя/задняя пневматическая
Тормоза дисковые
Шины 275/70R22,5

ЦЕНА

Базовая/тестируемого автомобиля, руб. — 7 000 020/8 500 000

СЕРВИС

Заводская гарантия — 1,5 года или 150 тыс. км пробега

Межсервисный пробег, км — 30 000 км

КОНКУРЕНТЫ

МАЗ-203, Volgabus СитиРитм-12, НефАЗ-5299

Плюсы

Просторный салон с удобными креслами, неплохо организовано рабочее место водителя с сиденьем на пневмоподвеске, плавность хода, возможность перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.

Минусы

Отсутствие защиты картера двигателя.