Top.Mail.Ru
Легкие автоприцепы: выгода очевидна

Легкие автоприцепы: выгода очевидна

фото: автора и фирм-производителей / 31.01.2015
Затевая развитие малого бизнеса, европейцы сразу покупают прицеп — чтобы сэкономить на транспортных расходах. Аналогичным путем должна пойти и Россия, хотя сейчас рынок легких прицепов у нас в 4 раза меньше, чем в Европе

Михаил Невзгодин

Людям, занятым мелким и средним бизнесом, присуще считать деньги, и делают они это тщательнее, чем обычные потребители. А потому предприниматели давно перешли от простого увеличения парка коммерческих автомобилей к увеличению количества прицепного состава. Многие частные фирмы, например, в Европе покупают пару автомобилей или грузовиков с бортовым кузовом, а вдобавок к ним формируют и содержат линейку прицепов различного назначения. Так, сегодня у них есть заказ на окраску фасада дома, для чего как минимум нужны большие лестницы, штанги-удлинители и бидоны с краской. Для этого подойдет простой бортовой прицеп.

Эксплуатировать авто с прицепом выгоднее, чем задействовать для решения транспортных задач две машины при той же грузоподъемности

На следующий день понадобится каркасный прицеп для перевозки стекла и оконных рам, и никто не станет мудрить, пытаясь приспособить обычную платформу для специфической транспортировки. Доставку катеров, моторных лодок и аэропланов в разобранном виде вообще можно осуществлять только на предназначенных для этого вида перевозок моделях.

Крепежная оснастка — атрибут универсального прицепа

Рынок прицепов для легких коммерческих автомобилей очень неоднороден как в Европе, так и в России. Независимо от того, каково назначение той или иной модели, в каждой стране свои особенности и пристрастия. Например, в Италии доминируют туристические домики на колесах, в Польше преобладают автовозные платформы, а в Германии на пике спроса коммерческие модели.

Если говорить о рынке, то в странах Евросоюза ежегодно продается порядка миллиона новых автомобильных прицепов полной массой 750–3500 кг (категории О2, согласно Женевскому соглашению и российскому ГОСТ Р52051-2003). Из них почти 750 тыс. единиц составляют бортовые прицепы общего назначения. Примерно 100 тыс. единиц в указанном количестве — туристические модели (дома на колесах, прицепы-дачи, прицепы-кемперы). До 50 тыс. единиц — специализированные модели для доставки дизельных электростанций, малой и средней коммунальной техники, мини экскаваторов, погрузчиков с бортовым поворотом, машин для нанесения дорожной разметки. Сюда же относятся автовозные платформы для транспортировки автомобилей и мотоциклов, планерные, лодочные прицепы, фургоны для перевозки лошадей и других животных. Крупнейшие производители прицепной техники категории О2 на просторах Европы — это компании Humbaur (Германия), Algema&Fit-Zel (Германия), Respo (Эстония), TiKi (Эстония), Boro (Польша). Ежегодные объемы выпуска и продажи у каждого из этих игроков доходят до сотни тысяч единиц.

По сравнительной статистике, в России легких прицепов производится и используется в 4 раза меньше, чем в Европе (из расчета на 1 тыс. населения) — около 65 тыс. единиц в год. Список основных российских производителей прицепов таков: Московский завод специализированных автомобилей (МЗСА); Курганское производственное предприятие (ПП «Курганские прицепы»); компания «Мосдизайнмаш»; завод «Трейлер» (Ступино, Московская обл.); Курганмашзавод (КМЗ); ООО «Вектор» (Санкт-Петербург).

Практически все новые модели имеют небольшую массу, прочную металлическую конструкцию и хорошую антикоррозионую защиту

Производимые этими компаниями прицепы различаются по назначению (универсальные грузовые и специального назначения), а также по следующим критериям: снаряженная масса и грузоподъемность, тип подвески, тип тормозной системы и количество осей.

Легкие прицепы бывают одно- или двухосными. Если оси расположены близко, они называются спаренными

Уместно сказать несколько слов о конструкции легких прицепов. Рама универсальных грузовых прицепов обычно выполняется в виде металлической сварной конструкции, состоящей из двух продольных лонжеронов и двух-четырех поперечин. Прицепы для перевозки техники имеют пространственную раму.

Поскольку легкие прицепы создаются не для красоты, а для практического использования, большинство из них имеют серебристый вид — так выглядит металл, обработанный цинкованием

Кузова универсальных грузовых прицепов бывают металлическими сварными или сборными оцинкованными или окрашенными. Существуют также модели с металлическим каркасом и деревянным полом и бортами. Задний борт, а иногда и остальные, может откидываться, облегчая погрузку и разгрузку прицепа. Некоторые модели имеют надставные борта, увеличивающие полезный объем кузова. Большинство универсальных прицепов снабжено съемным прорезиненным тентом, который монтируется на разборном металлическом каркасе. Прицепы для перевозки техники вместо кузова оснащаются специальными, как правило, регулируемыми ложементами (полозьями), на которые укладывается перевозимый груз. Наиболее дорогие модели имеют пол и крышу из стеклопластика, а также снабжаются лебедками и опускающейся платформой для удобства погрузки-разгрузки техники.

Прицепы категории О2 могут быть одно- или двухосными. Прицеп с двумя осями, расстояние между которыми меньше 1 м, называют прицепом со спаренной осью. На одноосных прицепах наибольшее распространение получили следующие виды подвесок: рессорная зависимая, пружинная зависимая, рычажно-пружинная независимая и торсионная независимая. Прицепы со спаренными осями обычно оснащаются рессорной зависимой или резино-жгутовой независимой подвеской. Последняя практически не требует обслуживания, но используется в основном в прицепах для перевозки животных или в жилых модулях.

Один из вариантов узкой специализации легких прицепов

Прицепы категории О2 могут оснащаться тремя видами тормозных систем: рабочей, стояночной и аварийной. Рабочая тормозная система предназначена для торможения прицепа при буксировке. Она не увязывается с рабочей тормозной системой автомобиля, а вступает в работу в зависимости от нагрузки, действующей на узел сцепки (так называемый тормоз наката инерционного типа). Система состоит из устройства управления, расположенного на узле сцепки, и колесных тормозных механизмов. Стояночная тормозная система предназначена для затормаживания прицепа на стоянке — как вместе с автомобилем, так и отдельно от него. Состоит из рычага стояночного тормоза, аналогичного ручному тормозу автомобиля, который действует на привод рабочей тормозной системы. Аварийная система предназначена для аварийного затормаживания прицепа при нарушении сцепки с тягачом. Она выполняется в виде дополнительного страховочного троса, включающего привод колесных тормозных механизмов в случае обрыва тягово-сцепного устройства во время движения. Для справки: согласно ПДД, тормозной путь автомобиля с прицепом, как оборудованным рабочей тормозной системой, так и без нее, при торможении на ровном сухом асфальте со скорости 40 км/ч до полной остановки должен быть не более 14,5 м3. Все прицепы категории О2 оснащаются приборами световой сигнализации: указателями поворота, стоп-сигналами, габаритными фонарями и светоотражателями.

Установив на легкий прицеп бочку, можно получить… передвижную заправку

В шасси полуприцепов используются современные передовые технологии применения облегченной конструкции, что позволяет сделать шасси значительно легче, не теряя при этом прочности. Кроме того, применение облегченных конструкций позволяет существенно увеличить грузоподъемность.

В качестве заключения вернемся к статистике. Согласно последним данным по рынку, в нашей стране значительно выросли продажи специальных прицепов для перевозки лодок, катеров и гидроциклов — российские показатели здесь даже превысили европейские. Остается надеяться на увеличение и других показателей статистики использования прицепов категории О2 нашими соотечественниками. Тем более что предложений на рынке достаточно.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное