Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Как делают полуприцепы Wielton

Как делают
полуприцепы Wielton

На полуприцепы приходится наибольшая масса грузоперевозок в мире. Чтобы ознакомится с особенностями их производства мы посетили завод польской компании Wielton, которая занимает третье место по импорту полуприцепов в Россию

.

Фото автора и Wielton

Компания Wielton является крупнейшим производителем полуприцепов в Польше. Основные рынки сбыта — сама Польша и страны Восточной Европы. На долю экспорта приходится свыше 60 %. Причем российский рынок стоит на первом месте. В сущности, это и обусловило наш визит на предприятие.

В производственной программе Wielton насчитывается более 80 моделей полуприцепов, и с каждым годом этот показатель только возрастает. Наибольшую долю занимают тентованные полуприцепы. Сюда входят непосредственно тентованные и шторные полуприцепы, полуприцепы-фургоны, бортовые полуприцепы и полуприцепы для перевозки стали в рулонах.

На Wielton высокая доля сварочных работ отведена роботам

Вторая группа — наиболее интересная для российских перевозчиков — самосвальные полуприцепы. Они изготавливаются как со стальными, так и алюминиевыми кузовами. Могут иметь прямоугольное сечение, полукруглое (так называемые half pipe), с недавних пор и коническое сечение самосвального кузова. К последнему мы еще вернемся. Дополняют эту группу полуприцепы-металловозы.

Достаточно широко представлены полуприцепы-контейнеровозы, полуприцепы со сдвижным полом, полуприцепы-рефрижераторы и изотермические фургоны, а также тралы. Отдельной строкой идут крупногабаритные составы с центрально-осевыми прицепами, тентованные и ботовые прицепы, самосвальные прицепы и прицепы-контейнеровозы.

Сказав о самосвальных полуприцепах, нельзя не сказать несколько слов и о самосвальных надстройках – их у Wielton превеликое множество. Причем компания не только осуществляет прямые поставки самосвальных кузовов на первичную комплектацию российским автопроизводителям, но и сам участвует в установке самосвальных надстроек на своей производственной базе в Подмосковье.

Процесс установки самоcвального кузова в кондуктор роботизированного комплекса. Хорошо видно, что основные элементы кузова выполнены из цельного листа

 

Все производство Wielton включает две сборочные площадки, отстоящие недалеко друг от друга. Одна из них сосредоточена на раскрое металла, сварке и окраске компонентов будущей продукции (рамы, кузова и т. п.). Оно включает автоматизированный крытый склад стали суммарной вместимостью до 10 тыс. тонн. Причем раздача стали по участкам осуществляется с помощью робота-манипулятора. Кстати, поставщиками стали являются две известные шведские компании.

Раскрой производится на специализированных комплексах заготовительного цеха. Пять лазерных установок предназначены для раскроя металлического листа 1500х3000 мм, один — для раскроя листа размером 2000х6000 мм. Еще один комплекс представляет собой плазменную резку листов размером 2000х12 000 мм толщиной до 20 мм. Кое-что поставляется субпоставщиками в виде полуфабрикатов. Здесь же осуществляется резка металлических и алюминиевых профилей в заданный размер. После раскроя заготовки поступают на прессово-штамповочный и гибочный участки.

Процесс окончательной сборки самосвального полуприцепа

Готовые детали передаются в цех сварки. Здесь установлены четыре сварочных робота, а также линии сварки в среде защитного газа и аргонодуговой сварки. Ручная сварка осуществляется там, где роботу, грубо говоря, не подлезть, либо элементы слишком мелки для него. Борта самосвальных кузовов выполняются из единого листа. Это касается и всех элементов жесткости производимых на заводе конструкций.

Здесь уже можно видеть привезенные по кооперации опорные стойки Jost, оси BPW (гарантия 1 год) либо SAF (в Россию в основном поставляются они, поскольку гарантия 3 года). После сварки конструкции подвергаются дробеструйной обработке. Кстати, ее производят дважды. Окнчательная дробеструйка готового изделия это своеобразное ноу-хау Wielton. Далее наносятся герметик, грунт и лакокрасочное покрытие. Нельзя не отметить, что и здесь достаточной большой объем работ переложен на плечи роботов-манипуляторов.

Готовые полуфабрикаты отправляются спецтранспортом на завод окончательной сборки, где они принимают вид тентованных полуприцепов, самосвалов и прицепов к ним и всего того, чем так богата производственная программа марки Wielton. Если не принимать во внимание всю производственную линейку, поскольку она велика, то в смену ворота завода покидает одних только полуприцепов до 12 единиц.

Приемка готовой продукции в контрольно-измерительном центре

До недавнего времени все операции по проверке готовой продукции производились в контрольно-испытательном центре. Однако со временем это стало наиболее слабым местом, существенно нарушающим такт предприятия, и нерациональным использованием производственных площадей. Тогда-то и было решено часть контрольных функций отдать отдельным  подразделениям. К примеру, геометрия установки осей осуществляется непосредственно на сборке перед сдачей. И так по всей цепочке. Данное решение позволило тратить на контроль сдаваемого продукта порядка 20 мин. В пункте контроля, в соответствии с инструкцией, поэтапно проверяется внешний вид, пневматика, электрика, крепление осей, давление в шинах, тормозные свойства. В последнем случае пункт сдачи готовой продукции оснащен тормозным стендом. После проверки наносятся VIN-код и данные производителя прицепа, полуприцепа либо надстройки.

Стандартный заказ держится в производстве не больше 4–5 недель. Однако свою толику в этот процесс вносят поставки комплектующих, в частности осей, на которые при заказе приходятся сроки до 6 недель. Сроки поставки после оплаты готовой продукции могут быть как максимально сжатыми, так и растягиваться на продолжительный период. Поскольку многие из клиентов не прибегают к оплате собственными денежными средствами, а ищут финансирование на стороне (под заказ транспортной работы, софинансирование и т. п.).

Самосвальные надстройки — одно из приоритетных направлений марки Wielton на российском рынке

На площадке готовой продукции обычно имеется месячный запас, не исключение и российский сток, ко всему прочему аналогичные запасы имеются и у дилеров. Так, в Москве и Питере на стоке сейчас находится до 100 единиц техники. Плюс на заводской стоянке находится еще 150 ед. техники для отправки в Россию. Поставка готовой продукции в Россию осуществляется автомобильным транспортом. Одно из самых перспективных направлений по доставке — использование тягачей, предназначенных для российского рынка. К «голове» цепляется полуприцеп Wielton, и таким образом осуществляется доставка продукции конечным потребителям. Есть ряд компаний, которые начали специализироваться на подобном бизнесе.

С самосвальными кузовами поступили следующим образом. Монтаж доставленных из Польши кузовов осуществляется либо на собственном производстве в подмосковном Шереметьево (кстати, этому проекту уже почти три года), либо на конвейере в Калуге (Volvo Trucks и Renault Trucks). Самосвальные надстройки только стальные. Самосвальные полуприцепы: 80 % стальные кузова, 20 % — алюминиевые. Подогрев днища кузова и бортов осуществляется по требованию заказчика.

Один из множества самосвальных полуприцепов Wielton

В планах развития предприятия — всемерное использование новых технологий, а не перенос производства туда, где меньше зарплаты. В Польше пока зарплата еще не столь высока, как в Евросоюзе, но и она постоянно растет. Именно поэтому на предприятии выступают за повсеместное использование роботов, естественно там, где это экономически оправданно. Второй глобальный шаг — создание собственного технического центра. Его сдача в эксплуатацию намечена на 2015 год.

В настоящий момент происходит обновление линейки самосвальных продуктов. Это найдет отражение на выставке «СТТ — 2014», в которой примет участие марка Wielton. Будут представлены два новых самосвальных полуприцепа. Полуприцеп с конусным самосвальным кузовом, хотя и сложное в техническом плане решение, зато отвечающее специфике экплуатации в России. Полуприцеп же с прямоугольным кузовом облегченной конструкции — надежный и неприхотливый продукт, пользующийся устойчивым спросом у российских перевозчиков. Третьим экспонатом станет тяжелый самосвальный прицеп, предназначенный для работы как с самосвалами с колесной формулой 6х4, так и 8х4.

Высокотехнологичный продукт от Wielton — самосвальный полуприцеп с коническим профилем кузова, специально ориентированный на российский рынок