Главная  /  История  /  История. И все-таки мы победили!

История.
И все-таки мы победили!

Автомобиль — такое же оружие Победы, как и танк, пушка или самолет. Без автомобиля все перечисленные боевые единицы становятся бесполезным железом, так как воевать невозможно без горючего и боеприпасов, основной подвоз которых осуществлялся автот

И все-таки мы победили! «Катюша» БМ-31-12 на шасси Studebaker в одном из городов освобожденной Европы.<br />
© из архива Вадима Матвиенко


Автомобиль — такое же оружие Победы, как и танк, пушка или самолет. Без автомобиля все перечисленные боевые единицы становятся бесполезным железом, так как воевать невозможно без горючего и боеприпасов, основной подвоз которых осуществлялся автотранспортом.

Статистика потерь в период Великой Отечественной войны учитывает наряду с вооружением и автомобили. Всего за время войны наша страна потеряла около 351 800 автомобилей всех типов, из которых 159 000 в 1941 г. В то же время на всех автозаводах СССР было изготовлено около 205 000 автомобилей, что в тех условиях было подчас великим подвигом.
В первые месяцы войны Московский автозавод продолжал выпускать грузовики. 25 июня 1941 г. был досрочно завершен полугодовой план. 7 июля был прекращен выпуск легкового автомобиля-лимузина ЗИС-101А.

И все-таки мы победили!  ГАЗ-61-417
© из архива Вадима Матвиенко


12 октября 1941 г. в 22.00 немецкие самолеты совершили крупный налет на Московский автозавод. Поскольку фронт приближался к столице, 15 октября завод получил указание о срочной эвакуации автомобильного производства. В 19.00 главный конвейер замер. Всего с начала войны на Московском автозаводе было изготовлено около 19 300 автомобилей.
В ночь с 15 на 16 октября началась эвакуация ЗИСа. Ответственным за ее организацию был назначен главный механик завода К.В. Строганов. За 11 суток было демонтировано 12 800 единиц оборудования, которое было погружено в 7708 вагонов и платформ. На восток было отправлено 6907 работников завода и 7259 членов их семей. Цеха завода сильно пострадали от поспешного демонтажа при эвакуации. Стремясь скорее снять ценные конструкции, зачастую орудовали автогеном, и многие коммуникации были разрушены.

И все-таки мы победили!
© из архива Вадима Матвиенко


Но через три дня завод заработал вновь. На оставшемся оборудовании начался выпуск оборонной продукции: автоматов ППШ, минометов, мин и взрывателей для них, снарядов, деталей реактивных снарядов, механизмов зенитной пушки К-72. Также выпускались узлы пулемета ДШК, поковки автоматической винтовки 5 наименований, поковки траков для танков КВ, противотанковые ежи, саперные лопатки, бронешлемы. Наращивал завод и выпуск мотоциклетных моторов М-72. Производился на ЗИСе и ремонт танков.

И все-таки мы победили!  Заправщик на шасси ЯГ-4 в одном из танковых подразделений.<br />
© из архива Вадима Матвиенко


Оборудование Московского автозавода было эвакуировано в разные города. Цех шасси — в Ульяновск, радиаторный цех — в Шадринск, литейный цех, цех моторов и коробок скоростей — в Миасс, кузнечно-прессовой цех — в Челябинск. В Челябинске же был создан «ГлававтоЗИС» — организация, руководившая размещением автомобильного производства на новых местах. На базе эвакуированного оборудования вскоре возникли новые автозаводы в Ульяновске и Миассе.

6 января 1942 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение о восстановлении производства грузовых автомобилей на Московском автозаводе. Срок восстановления цехов был определен 16 марта 1942 г. с доведением к 1 мая выпуска до 100 машин в сутки. С января по март 1942 г. в Москву прибыло 1199 вагонов с оборудованием, возвращенным на ЗИС с Урала и Поволжья. В течение 5 месяцев было организовано 20 цехов, расширено производство 5 действовавших цехов, подготовлено около 300 тыс. м2 производственных площадей. Погружено, разгружено, установлено и пущено в ход 3080 единиц различного оборудования.

И все-таки мы победили! Заправка дальнего бомбардировщика ДБ-3 заправщиком на шасси ЗИС-6<br />
© из архива Вадима Матвиенко


В конце 1941 г. с учетом сырьевых и технологических возможностей военного времени конструкция грузовика ЗИС-5 была пересмотрена. Упрощенная модель ЗИС-5 получила название ЗИС-5В (буква В означает «военный»). Создателем ее являлся И.Ф. Герман. В конце апреля — начале мая 1942 г. первые ЗИС-5В были собраны на «УльЗИСе» (впоследствии УАЗ), основанном в октябре 1941 г. на базе части эвакуированного из Москвы оборудования. С июня 1942 г. ЗИС-5В стали изготовлять и на Московском автозаводе, где вновь развернулось производство автомобилей, а с 8 июля 1944 г. их выпуск начали в Миассе.

И все-таки мы победили! ЗИС-5 для перевозки понтонного парка Н2П.
© из архива Вадима Матвиенко


Компоновка автомобиля и принципиальные технические решения остались прежними. Изменения преследовали цель упростить автомобиль. Дефицит стального листа с высокими характеристиками штампуемости заставил формовать заготовки крыльев на гибочной машине и сваривать их, а не штамповать с глубокой вытяжкой. Кабина водителя стала цельнодеревянной, форма деревянного каркаса была упрощена: его контур вместо плавной кривой стал иметь угловатые очертания. Вместо металлической обшивки применялась деревянная. Доски обшивки крепились к каркасу гвоздями. Обшивка дверей выполнялась из вагонки. ЗИС-5В ранних выпусков имел цельнодеревянную кабину с узкими досками обшивки, а поздних — с широкими. Взамен фанерной обшивки крыши использовались рейки, поверх которых был натянут прокрашенный масляной краской брезент (вместо применявшегося ранее дерматина). Перестали ставить металлический козырек над лобовым стеклом. Пружинная спинка сиденья была заменена фанерной, покрытой простеганной ватой и дерматином, что без особого ущерба для комфорта дало большую экономию стальной проволоки. Все это позволило экономить на каждой машине 124 кг дефицитного металла. У грузовой платформы откидным оставили только задний борт, а ее конструкция стала цельнодеревянной, что давало еще 90 кг металла экономии на каждой машине. Из дерева начали изготавливать и подножки. В целях уменьшения трудоемкости изготовления отказались от тормозов передних колес, упростили конструкцию глушителя. Кроме того, часть автомобилей комплектовалась только одной, левой, фарой. Обод рулевого колеса изготавливался из дерева.

И все-таки мы победили! Ленд-лиз. Dodge WF32.
© из архива Вадима Матвиенко


По особому требованию заказчика автомобиль снабжался дополнительным бензобаком емкостью 120 л, устанавливаемым под грузовой платформой с левой стороны на кронштейнах. С августа-сентября 1942 г. запасное колесо у ЗИС-5В было перенесено из-под рамы, где оно было практически недоступно, если машина шла с прицепом или орудием на буксире, под грузовую платформу справа, где крепилось в держателе из металлической полосы.

С января 1944 г. на ЗИС-5В стали серийно устанавливать двигатель ЗИС-5М — форсированный до 76 л.с. вариант двигателя ЗИС-5. Форсирование было достигнуто за счет повышения степени сжатия (с 4,6 до 5,3), улучшения формы впускных клапанов и подбора специальной регулировки карбюратора. Двигатель ЗИС-5М имел алюминиевые поршни (ЗИС-5 — чугунные) и измененную конструкцию головки блока. Первые же ЗИС-5 с двигателем ЗИС-5М были изготовлены еще до войны в количестве 1000 штук, а серийное их производство должно было начаться в июле 1941 года.

И все-таки мы победили! Первый советский серийный джип ГАЗ-64.
© из архива Вадима Матвиенко


Всего на Московском автозаводе в период Великой Отечественной войны было изготовлено 81 646 грузовиков ЗИС-5В. В общей сложности, в период с мая 1942 по май 1945 г., ЗИС, «УльЗИС» и «УралЗИС» выпустили около 83 000 грузовиков ЗИС-5В.

В соответствии с постановлением ГКО от 16 января 1942 г. № 1158с, на Московском и Ярославском автомобильных заводах был организован ремонт трофейной техники. Во время наступательных операций части Красной Армии захватили значительное количество автомобилей, большинство которых было приведено противником в негодность и с трудом поддавалось восстановлению. С фронтов машины поступали на заводы железнодорожным транспортом. Из завезенных на Московский и Ярославский автозаводы до 5 октября 1942 г. 3750 трофейных машин подлежали восстановлению только 1302. Остальные к ремонту пригодны не были. На Московском автозаводе было отремонтировано всего 857 трофейных автомобилей. Ремонтом остальных занимался автомобильный завод в Ярославле. С конца 1942 г. эти заводы прекратили ремонт трофейных автомобилей.

И все-таки мы победили! Полугусеничный тягач АТ-8 с пушкой-гаубицей на прицепе.<br />
© из архива Вадима Матвиенко


Во 2‑м квартале 1942 г. Московский автозавод стал дополнительно производить сборку импортных грузовиков повышенной проходимости, поставляемых в СССР по ленд-лизу. В основном это были Studebaker US-6, а также GMC и Dodge. На первых порах сборка была трудным делом для коллектива Московского автозавода. Первоначально импортные автомобили собирали не конвейерным способом, а на козелках и тележках. Позже был отработан конвейерный процесс сборки, и она стала протекать спокойнее и ритмичнее.

И все-таки мы победили! Полуторки на Дороге жизни. Весна 1942 г.
© из архива Вадима Матвиенко


24 июля 1943 г. ЗИС, наряду с автомобилями, начал делать и собственные двигатели, то есть был восстановлен законченный цикл производства. В 1944 г. Московский автозавод изготовил около 34 000 автомобилей и 31 900 моторов.

С первых дней 1945 г. производство грузовых автомобилей вновь становится основным видом продукции Московского автозавода. В 1945 г. их среднесуточный выпуск составлял 119 машин. (В 1940 г. — 188, в 1‑м квартале 1941 г. — 209, в июне 1941 г. — 237).

И все-таки мы победили! Самый упрощенный вариант ГАЗ-ММ выпуска лета 1942 г.<br />
© из архива Вадима Матвиенко


Всего с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. Московский автозавод изготовил 91 200 автомобилей. Из них в 1941 г. — 19 300 машин, в 1942 г. — 6800, 1943 г. — 22 500, 1944 г. — 31 000 и в 1945 г. — 11 600.

С началом Великой Отечественной войны Ярославский автозавод в небольших количествах продолжал выпускать грузовики ЯГ-6. В начале 1942 г. запас двигателей ЗИС-5 иссяк, а новых поступлений в связи с эвакуацией Московского автозавода не предвиделось. Тогда же из ворот завода вышли 118 последних автомобилей (117 грузовиков ЯГ-6 и 1 самосвал ЯС-3). На этом выпуск грузовиков на ЯАЗе закончился вплоть до послевоенного времени.

И все-таки мы победили! Штабной автобус на шасси ЗИС-5.
© из архива Вадима Матвиенко


После начала военных действий Горьковский автомобильный завод выпускал грузовики ГАЗ-ММ и ГАЗ-ААА, санитарные машины ГАЗ-55, полугусеничные автомобили ГАЗ-60, штабные автобусы ГАЗ-05‑193, а также легковые ГАЗ-М1, ГАЗ-61, джипы ГАЗ-64.
Основная грузовая модель ГАЗ, подобно ЗИС-5В, была упрощена. Отсутствовали бампер, тормоза передних колес, никелированная эмблема на радиаторе. Вместо стальной кабина стала дерево-брезентовой, крылья — сварными гнутыми, боковые борта грузовой платформы не откидывались. До 1943 г. ГАЗ-ММ и его модификации выпускались без дверей (их заменяли брезентовые пологи) и правых фар. Своего индекса упрощенная модификация не имела.

И все-таки мы победили! Брошенный в начале войны ЗИС-22.
© из архива Вадима Матвиенко


В годы войны Горьковский автомобильный завод играл роль не только ведущего поставщика автомобилей (102 300 с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), но также легких танков Т-60 и Т-70, самоходных установок СУ-76 и бронеавтомобилей БА-64. Также завод выпускал комплектующие и заготовки деталей танков Т-34, минометы, боеприпасы, различное военное снаряжение.

Летом 1943 г. немецкое командование решило во что бы то ни стало парализовать работу предприятия. С 4 июня по 5 июля бомбардировщики совершили 25 массированных налетов на завод. Были полностью разрушены или основательно повреждены многие цеха, энергосооружения, коммуникации (50 зданий и сооружений, 9500 единиц технологического оборудования, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, более 9000 м конвейеров и транспортеров). Имелись человеческие жертвы. Предприятию был нанесен очень большой ущерб, прервался поточный производственный цикл. По оценке ряда специалистов, для восстановления завода требовалось не менее года. Но экономическая и политическая обстановка того времени этого не позволяли. Потребность в продукции завода была столь велика, что страна бросила на его восстановление все силы.

И все-таки мы победили! Willys в рядах Красной Армии.
© из архива Вадима Матвиенко


Для принятия решительных мер по скорейшему восстановлению завода в Горький приехал нарком среднего машиностроения С.А. Акопов. Выпуск продукции, в том числе и полуторок не прекращался ни на один день. К восстановительным работам были привлечены рабочие других предприятий. Около 35 тыс. ремонтников, монтажников, строителей, прибывших на ГАЗ, работали 18–19 часов в сутки. Из разных концов страны прибывали эшелоны с оборудованием и материалами. Уже 18 августа работали все цеха. А 28 августа в Государственный Комитет Обороны был отправлен рапорт о полном восстановлении завода. Всего за 100 дней завод был поднят из руин.

В конце 1943 г. ГАЗ возобновил выпуск только машин ГАЗ-ММ, ГАЗ-67, ГАЗ-55. Производство трехосных ГАЗ-ААА и других автомобилей на их базе, а также конструктивно «сырой» полугусеничной машины ГАЗ-60 было прекращено. Свернули и выпуск легковых ГАЗ-61 и ГАЗ-М1, которые до лета 1943 г. завод делал малыми партиями, — не хватало тонкого стального листа для штамповки кузовных деталей. В то же время на заводе шла сборка армейских автомобилей, поступавших по ленд-лизу: Ford, Chevrolet, Dodge и др. В октябре 1944 г. монтаж этих автомобилей на Горьковском автозаводе был свернут.

Всего с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. Горьковский автозавод изготовил 102 300 автомобилей. Из них в 1941 г. — 26 800, в 1942 г. — 23 600, в 1943 г. — 21 300, в 1944 г. — 23 200 и в 1945 г. — 7400. За годы Великой Отечественной войны Горьковский автомобильный завод наряду с автомобилями выпустил около 12 000 танков, более 9000 самоходных установок, более 10 000 минометов, около 30 000 снарядов для «Катюши» и около 232 000 двигателей разных типов.

Отгремела война. С полей сражений были убраны сотни тысяч погибших солдат. Потом дошло дело и до металлолома. Мертвых не вернуть. Но металл сгоревших, взорванных, искореженных танков, самолетов, пушек и автомобилей был переплавлен и вновь пущен в дело. И многие погибшие в той войне полуторки, ЗИСы и ЯГи воплотились в новые автомобили. И даже в самых современных представителях автопрома обязательно есть маленькая частичка тех зачастую незаслуженно забытых автомобилей.

Немые свидетели войны

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии находилось 272 600 автомобилей всех типов, большая часть которых были полуторки (ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ) и трехтонки (ЗИС-5). Численность автомобильного парка к концу войны составляла 664 500 автомобилей, из которых 58,1% были отечественного производства, 32,8% — поставленные по ленд-лизу и 9,1% — трофейные.

Общий объем перевозок воинских грузов, выполненный автомобильным транспортом за время войны, составил 625 млн тонн.
Оружие Красной Армии, принесшее победу над гитлеровскими захватчиками, в том числе и немногие сохранившиеся автомобили, можно увидеть сейчас в музеях или на пьедесталах.

На территории России, Украины и Белоруссии много памятников воинам-автомобилистам и их боевым друзьям — автомобилям. К сожалению, время берет свое, и даже охраняемые и регулярно подкрашиваемые памятники выглядят все хуже и хуже. Больше повезло тем автомобилям, которые хранятся в закрытых музейных помещениях.

Но даже спустя 63 года со дня великой Победы в глухих лесах и непроходимых болотах до сих пор стоят многие автомобили — легковые, грузовые, автобусы, которые являются немыми свидетелями трагедии 1941–1942 гг. Уже давно ослепли их глаза-фары, с лакированных когда-то боков дожди и время сняли красочное покрытие, а поршни двигателей вросли в цилиндры.

Погибших в той страшной войне людей уже не вернуть. Но вот простоявшим 60 с лишним лет без движения автомобилям заботливые руки реставраторов иногда возвращают жизнь. А это значит, что у погибших машин тоже есть будущее.