Автопарк

Главная  /  Автопарк  /  Высокое напряжение: чем запомнилась российская неделя общественного транспорта

Высокое напряжение:
чем запомнилась российская неделя общественного транспорта

Российская неделя общественного транспорта, вобравшая в себя сразу три выставки «ЭлектроТранс 2019», «Электроника-Транспорт» и CityBus-2019, стала отражением трендов, которые задают тон в данной области.

Очевидными векторами развития современного пассажирского транспорта являются автоматизация управления городским движением, электрификация подвижного состава, широкое использование навигационных и информационных технологий.

ГЛАВНЫЕ РОЛИ

Центральное место по объему экспозиции и новинкам занял российский автобусный салон CityBus-2019. А его главной премьерой, безусловно, стал электробус с рабочим названием «Сириус», который представило вологодское АО «Стройтранс» − наследник обанкротившейся в 2013 году фирмы «Транс-альфа». Свежеиспеченная модель, которую построили в преддверии открытия выставки, по замыслу создателей предназначена для тех городских районов, где нет контактных сетей. Впрочем, она может занять место и на привычных автобусных маршрутах.

Главная премьера CityBus-2019 — вологодский электробус «Сириус».

Рабочее место водителя комфортно и эргономично.

В целом современный, салон электробуса не лишен изъянов.

Розетка для ночной зарядки закрыта задним откидным капотом.

Самобытный дизайн машины, разработанный собственными силами, формируют, прежде всего, передняя и задняя пластиковые маски с плавно изогнутыми поверхностями, огромное лобовое стекло, изящно перетекающее в крышу, обилие точечных светильников головной оптики и внушительная площадь остекления, подчеркнутая фирменной выгнутой до пола оконной линией в средней части кузова.

В движение электробус приводят литий-ионные батареи, питающие экономичный асинхронный электродвигатель ДТА-160У1 мощностью 160 кВт с электронной системой векторного управления моментом. Из восьми батарей пара блоков расположена на крыше, один — в задней части, а остальные — под подиумами. Автономный ход при полной загрузке в городском цикле достигает 160 км, а при частичной — 240 км. Правда, у машины отсутствует устройство для ультрабыстрой зарядки (подъемный пантограф-токосъемник), как у конкурентов. Вместо него сзади под откидным капотом установлена розетка, которая и пополняет накопители «Сириуса» от внешнего источника энергии в течение 7 часов. Зато с отоплением салона справляются штатные батареи, а не обогреватели на жидком топливе.

Кстати, управляемая ось и ведущий мост фирмы ZF снабжены пневомподвеской с автоматическим регулированием высоты уровня пола. Труд водителя, находящегося в кабине с отличной обзорностью, облегчают внушительный многофункциональный дисплей, рулевое управление с гидроусилителем и регулируемая по углу наклона и вылету «баранка». Зеркала заднего вида имеют электрообогрев. В штатном оснащении присутствует «черный ящик». Разработчики уверяют, что машина надежно работает при температуре до −48°С.

Для входа и выхода 98 пассажиров, 24 из которых располагаются на сиденьях, служат три двухстворчатые двери. Полностью низкопольный салон оборудован светодиодными световыми линиями, информационной системой с передним, боковым и задним светодиодными табло, бегущей строкой в салоне, четырьмя динамиками автоинформатора. Откидная аппарель для соответствующих групп граждан установлена в среднем проеме дверей. А вот кабина водителя снабжена перегородкой и выходом через отдельную дверь, что является довольно спорным решением, поскольку «съедается» часть полезного объема салона.

К очевидным изъянам можно отнести чрезмерно высокие подиумы (около 40 см) с травмоопасными углами, на которых установлены все сиденья. Пожилым пассажирам это вряд ли придется по душе. Вдобавок ко всему прочему расположенные под полом батареи до минимума сузили расстояние центрального прохода перед ведущим мостом, что не вызовет восторга у пассажиров, особенно в часы пик. Люди среднего роста, севшие на сиденья двух задних рядов, развернутых друг к другу, из-за тесноты будут испытывать явный дискомфорт. Пользование USB-портами для подзарядки гаджетов осложнено их неудобным расположением. Хромает качество изготовления и подгонка внутренних панелей салона. При цене «Сириуса» в 30 млн рублей могут возникнуть проблемы с его реализацией. Остается надеяться, что недостатки предсерийного образца удастся в серии изжить.

Другой выставочный электробус, 85‑местный КАМАЗ-6282‑012 является серийным изделием. Первую сотню таких машин уже поставили «Мосгортрансу», на очереди — еще столько же. Модель с литий-титанатными батареями (мощность 80 кВт·ч), обеспечивающими запас автономного хода 51 км, способна восстанавливать свою энергетику от станций ультрабыстрой зарядки за 24 минуты, для подзарядки нужно 8–12 минут. Ночная зарядка занимает в среднем 8 часов. Первый сезон эксплуатации выявил ряд недоработок по электрике и агрегатной базе, случались неполадки с зарядными станциями, когда система «не видела» электробус, но это проблемы решаемые. Батареи работали надежно, не допуская сходов машин.

Электробус КамАЗ-6282‑012 уже стал завсегдатаем московских магистралей.

На стенде Уфимского трамвайно-троллейбусного завода красовался троллейбус последнего поколения УТТЗ 4261.01 «Горожанин», оснащенный системой автономного хода. В таком исполнении его еще называют электробусом с динамической подзарядкой. Подобное решение позволяет менять маршрутную сеть троллейбусов без капитальных вложений в инфраструктуру. В нужный момент «Горожанин» отсоединяется от контактной сети, опускаются токосъемные штанги, и машина автономно движется до нужного места.

Уфимский троллейбус УТТЗ 4261.01 «Горожанин».

Салон «Горожанина» хоть и незамысловат, но выполнен добротно.

В качестве накопителя энергии применена литий-железо-фосфатная аккумуляторная батарея с отдачей 80 кВт·ч. Это позволяет машине преодолевать без соприкосновения с проводами до 70 км. При падении заряда электробаланс пополняется от контактной сети всего за час. Асинхронный электродвигтель ДТА-1У1 мощностью 180 кВт, работая в паре с портальным мостом ZF, разгоняет машину до 70 км/ч. Передняя подвеска — на двух пневмобаллонах, задняя — на четырех.

Для экономии сил и средств использовали кузов трехдверного автобуса НефАЗ, крышу которого для размещения электрооборудования усилили. В салоне размещаются 106 человек, из них 28 — на сиденьях. Троллейбус оснащен оригинальными раздвижными дверями (разработка УТТЗ), складным пандусом, электрической системой обогрева, видеомонитором, USB-коннекторами для пассажиров (гнезда расположены в нескольких точках салона). Стоимость «Горожанина» составляет 12 млн рублей, его будут поставлять в Татарстан и Ивановскую область, а выставочный образец отправится в Альметьевск.

Компания «РариТЭК», с недавних пор ставшая самостоятельным производителем автобусов, показала 76‑местную модель Lotos 105. Ее презентация состоялась на Busworld Russia 2018. Теперь основная цель челнинцев — локализовать производство машины (в первую очередь кузов и его оснащение), в основе которой лежит китайский Foton. С осени прошлого года удалось изготовить дюжину автобусов, работающих на сжатом и сжиженном газе.

Компания РариТЭК разворачивает выпуск газобаллонных автобусов Lotos 105.

На CityBus-2019 показали образец с китайским 7,8‑литровым двигателем Yuchai мощностью 260 л. с., адаптированным под метан. Голубое топливо хранится в накрышных баллонах общим объемом 984 л. На приборной панели отображается давление и температура в газовых баллонах. При расходе газа 30 кубов на 100 км автобус на одной заправке проезжает до 600 км. Водители оценят все плюсы автоматической коробки передач Allison. Стоимость Lotos 105 составляет около 7 млн рублей. В текущем году «РариТЭК» надеется выпустить 300 машин.

ГЕРОИ ВТОРОГО ЭШЕЛОНА

Достойное место в выставочной экспозиции занимали пассажирские машины меньшей размерности, а также разнообразные комплектующие. Салон стал дебютным для модернизированного городского автобуса VSN 700 на шасси IVECO Daily 70С — продукта «СТ Нижегородец». Модель перевозит 46 пассажиров, включая 20 человек на регулируемых сиденьях и одного на специально оборудованном месте для маломобильных граждан. По многочисленным просьбам эксплуатационников заднюю рессорную подвеску заменили более комфортабельной пневматической. Кроме этого, все двери теперь не выдвигаются наружу, а благодаря более совершенному приводу поворачиваются внутрь дверного проема. Сам механизм закрытия дверей находится внутри салона и защищен от коррозии. Задний проем, к радости людей с ограниченными возможностями и мамаш с колясками значительно расширили, а дверь выполнили двухстворчатой. За ней как раз и располагается низкопольная площадка для инвалидной коляски.

Модернизи­рованный городской автобус VSN 700 на шасси IVECO Daily 70С производства «СТ Нижегородец».

Задний проем VSN 700 значительно расширили, а дверь выполнили двухстворчатой.

В обновленной версии на кабину водителя установлен дополнительный испаритель мощностью 6 кВт, а воздуховоды от моноблока равномерно распределены по всей длине автобуса в потолочной части. В свою очередь, системы кондиционирования и отопления увеличенной мощности (жидкостные отопители на 8 кВт и на 4 кВт, автономный отопитель на 2 кВт, подогреватель двигателя мощностью 12 кВт) способны поддерживать комфортную температуру в салоне независимо от сезона. Подобное удовольствие увеличивает базовую цену в 4,7 млн еще на 300 тыс. рублей.

Пару новинок привезла нижегородская компания «Луидор». Ее туристический 19‑местный автобус на базе «Газели NEXT» снабдили улучшенной термо-, шумо- и виброизоляцией, салон отделали тканью и пластиком, внизу уложили транслин, потолочные багажные полки получили блоки индивидуального освещения и кондиционирования с подсветкой по всей длине, имеются автономный отопитель, стеклянный люк в крыше, декоративная подсветка ступени входной двери. К удобству пассажиров — анатомические сиденья «Турист Люкс» с регулируемой спинкой, подлокотниками со стороны прохода, объемными заголовниками и трехточечными ремнями безопасности.

Туристический 19‑местный автобус на базе «Газели NEXT» от ПКФ «Луидор».

Volkswagen Crafter луидоровцы превратили в грузопассажирский вариант для путешествия восьми человек. Помимо улучшенной отделки, мощных отопителя и кондиционера, ЖК-телевизора, 4‑х динамиков, розетки USB в каждом поперечном ряду, откидного столика, комфорт пассажиров обеспечивают два трехместных дивана «Тандем» с возможностью полного раскладывания в спальное место. Диваны легко передвигаются по длине всего салона, тем самым регулируя объем грузового отсека, который отделили от салона быстросъемной сеткой.

Грузопасса­жирский вариант Volkswagen Crafter для путешествия 8 человек.

Комфорт пассажиров обеспечивают два трехместных раскладных дивана «Тандем».

Тольяттинская фирма «Росвэн» показала свой вариант автобуса «Газель-NEXT» с комфортабельным салоном «Турист» на 19 пассажиров. В нем размещены эргономичные сиденья с откидными спинками, подлокотниками и ремнями безопасности. Для удобства пассажиров над рядами сидений установлены багажные полки с сервис-блоками индивидуального освещения и подачи воздуха от кондиционера, который установлен в задней части салона. Для удобного входа и выхода из машины боковая сдвижная дверь снабжена электроприводом и удобной подножкой. Дополнительный автономный отопитель салона справляется со своей миссией даже при очень низких температурах, а мультимедийная система помогает скоротать время в пути.

Вариант 19‑местного автобуса «Турист» на базе «Газель-NEXT» фирмы «Росвэн».

Комфорта­бельный салон туриста.

Вооружившись зарубежным опытом, «Росвэн» стала выпускать навесные распашные багажники ShuttleBox, которые закрепляются в задней части кузова автобуса. Одним из таких образцов оснастили упомянутый «Турист». Двухсекционный багажник с шестью изолированными отсеками полезным объемом 1,5 куба и грузоподъемностью 200 кг навешивается непосредственно на створки задних дверей. Это позволяет разместить поклажу каждого пассажира, не закрывая аварийный выход и проход по салону автобуса. Задняя светотехника дублируется полностью. К цене автобуса в 2 млн рублей прибавляется стоимость ShuttleBox, равная 110 тыс. рублей.

Среди изготовителей комплектующих можно выделить фирму «Адор», специализирующуюся на приводах автобусных дверей. Она показала ряд новинок. Среди них — надежная и быстрая электроподножка «Степ», адаптированная для российских условий эксплуатации, электропривод «Твинго» для двойных распашных дверей и аналогичный «Феникс» для поворотно-прислонных.

Двойные распашные двери с электроприводом Твинго компании «Адор».

НПП «Энергия» отметилась свежей разработкой — ультрабыстрой мультиформатной зарядной станцией для электромобилей. Ее внушительные размеры объясняются впечатляющей мощностью в 120 кВт.

Ультрабыст­рая мультиформатная зарядная станция для электромобилей производства НПП «Энергия».

На стенде Псковского электромашиностроительного завода находился асинхронный 160‑киловатный электродвигатель ДТА-160У1 с жидкостным охлаждением, который установили на вологодский «Сириус». В течение часа мотор может работать с увеличенной до 200 кВт мощностью. Еще один экспонат — перспективный асинхронный электродвигатель с жидкостным охлаждением АД55Г-У1 мощностью 55 кВт предназначен для электромобилей «Газель-Next».

Асинхронный электро­двигатель ДТА-160У1 Псковского электромашиностроительного завода, предназначенный для электробусов.

Навесной распашной багажник ShuttleBox.