Top.Mail.Ru
Необычные грузовики Volvo: шедевры из железа

Необычные грузовики Volvo: шедевры из железа

фото: Volvo Trucks / 21.02.2020
Инженеры Volvo Trucks рассказали о необычных модификациях грузовиков, поставленных российским заказчикам

Михаил Ожерельев

В этом обзоре мы рассмотрим нестандартные модификации грузовиков Volvo Trucks, созданные посредством глубокой инженерной проработки с учётом потребностей российских клиентов. Выполнить каждый из таких заказов для компании-производителя — как скульптору создать шедевр из железа. Неудивительно, что в идеях прослеживается креатив, эмоции и рациональность.

Необычные грузовики Volvo: шедевры из железа
Монтаж щеподробильной установки на шасси Volvo FH потребовал серьёзной инженерной проработки.

ЗАЯВКА НА РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

На фоне мусорной реформы, чреватой усилением контроля, компании, работающие в этом сегменте рынка, всё больше внимания уделяют критериям надёжности и производительности техники. По заказу одного из экологических операторов столицы инженеры Volvo Trucks сконструировали мусоровоз на шасси Volvo FM c колёсной формулой 6х2. Трёхосная машина разработана с учётом маневрирования на дворовых территориях. За счёт уменьшения колёсной базы (3200 мм) и управляемых колёс подъёмной задней оси радиус разворота автомобиля по кабине получился меньше, чем у двухосных мусоровозов на шасси немецкого конкурента. Водители подтвердили, что на автомобиле стало комфорт-нее ездить — риск нештатных ситуаций при маневрировании в ограниченном пространстве уменьшился. Кроме того, благодаря почти двукратному увеличению вместимости кузова, которая в случае с Volvo FM 6х2 составила 19,3 м3, а также высокому коэффициенту уплотнения, таких мусоровозов заказчику потребовалось вдвое меньше, чем имеющихся в парке машин с 10‑кубовыми надстройками. Объёмы перевозок остались прежними, однако суммарное потребление топлива в парке снизилось, пошли на убыль затраты на сервис и фонд заработной платы. В общем, владельцам бизнеса такое решение оказалось выгоднее прежнего.

Необычные грузовики Volvo: шедевры из железа
Тягачи с 700‑сильными двигателями для работы в составе автопоезда полной массой 110–115 тонн.

Следующий пример глубокой инженерной проработки относится к сфере добычи и транспортировки полезных ископаемых. Исходные данные: полная масса самосвального автопоезда 115 тонн, масса перевозимого груза — 80–85 тонн, плечо доставки — 80 км, движение по технологическим дорогам со сложным рельефом, регион — Бурятия. Заказчик, осуществляющий вывоз угля с карьера, задумал обновить парк техники, состоящий из самосвалов другого шведского бренда. Также стояла задача оптимизации затрат на перевозку. Скрупулёзно изучив условия эксплуатации техники, инженеры Volvo Trucks предложили построить тягач на базе Volvo FH16, оснастив его 700‑сильным дизелем в паре с 14‑ступенчатой коробкой передач I-Shift (две низшие передачи «ползущие») и двумя задними усиленными ведущими мостами с передаточным числом главной пары 5,41. Подобная конфигурация силовой установки сделала возможным преодоление многочисленных затяжных подъёмов с повышенной скоростью. А затяжные спуски помогают преодолевать совмещённые ретардер и моторный тормоз VEB+. Преимущество такого сочетания заключается в расширении алгоритмов вспомогательного торможения — ретардер задействуется на больших скоростях, а моторный тормоз — на средних и малых. Всё это способствует росту производительности автопоезда и увеличению суточного пробега. Новые автопоезда вместо четырёх рейсов стали делать пять: владельцу это обещает дополнительную прибыль, а водителю — увеличение заработка. В настоящее время клиент эксплуатирует два таких самосвала.

Необычные грузовики Volvo: шедевры из железа
Мусоровоз на шасси Volvo FM c колёсной формулой 6х2, вместимость кузова 29 м3. Машина с подъёмной и управляемой задней осью разработана с учётом маневрирования на дворовых территориях.

Интересная разработка появилась и в гамме строительной техники: Volvo Trucks поставила одному из заказчиков трёхосный самосвал Volvo FMX с боковой разгрузкой. Новость в том, что в данном проекте инженерам удалось совместить в одном автомобиле три транспортных миссии — перевозку песка, щебня и палетированных грузов. Универсальным этот самосвал делает оригинальная конструкция 20‑кубового кузова с принудительно открывающимся бортом. Полная масса «универсального солдата» в составе автопоезда — 41 тонна. В задней тележке используются самые грузоподъёмные из имеющихся в арсенале Volvo мосты, допустимая нагрузка на каждый составляет 16 тонн.

Необычные грузовики Volvo: шедевры из железа
Самосвал Volvo FMX с боковой разгрузкой рассчитан на перевозку песка, щебня и палетированных грузов.

Основой для другого самосвала, точнее, созданной на его базе комбинированной дорожной машины, также послужил трёхосный самосвал Volvo FMX. Это совместный проект Volvo Trucks, завода «Бецема» и поставщика коммунального оборудования «Меркатор Холдинг». Примечательно, что нестандартное шасси собирали на заводе Volvo Group в Калуге. Именно на конвейере «исходник» подвергся значительной доработке. С одной стороны его рамы, между первой и второй осями, конструкторы высвободили место для крепёжного устройства, на которое навешивается боковой снежный отвал. По этой причине топливный бак был перенесён с правого на левый лонжерон, одновременно максимально сместив его назад, чтобы не мешал размещению нижней щётки. Кроме этого, изменены места крепления воздушных ресиверов. Интересно, что у данного шасси уже на заводе сделана надёжная, хорошо защищённая электропроводка для подключения светящихся предупреждающих знаков, которые дорожники обычно крепят к заднему борту своих дорожно-уборочных машин. Данный проект стартовал в конце 2018 года, в течение 2019‑го было выпущено более 50 таких машин.

Необычные грузовики Volvo: шедевры из железа
Первый пожарный пятиосник Volvo в России.

ВСЁ, ЧТО ДУШЕ УГОДНО

Частный предприниматель из Якутии, дав волю эмоциям, заказал себе грузовик Volvo FH невиданной по российским меркам красоты. Красота его начинается со спецификации: колёсная формула 6х4, высокая спальная кабина, мощность двигателя 750 л. с. Любопытно, что эта машина стала последним экземпляром Volvo FH 25 Year Special Edition, собранным в Швеции уже после остановки выпуска таких машин. Российские менеджеры уговорили шведов.

Необычные грузовики Volvo: шедевры из железа
КДМ с самосвальным кузовом является примером трёхстороннего взаимодействия производителя шасси, кузова и снегоуборочного оборудования.

На тягаче один из самых длинных списков нестандартного оборудования за всю историю Volvo Trucks в России. Например, в «кенгурятник» вмонтировано шесть головных светодиодных фар Hella LED Illuminator, вместо четырёх «по штату». Необычным моментом является и строительный бампер, окрашенный в цвет кабины. Так делают очень редко. К эксклюзиву можно причислить и наличие боковых обтекателей, учитывая, что тягач с рессорной подвеской (грузовик будет работать в сцепке с цистерной). Верхний выхлоп, смонтированный за боковым спойлером — ещё один пример нетипичного сочетания.

Под стать стильному экстерьеру исполнено и оснащение кабины. Первое, что бросается в глаза — кресла с кожаной обивкой и прострочкой в виде цифры 25. Рядом располагается шторка с логотипом завода, где этот автомобиль был собран. В кабине есть также ряд оригинальных аксессуаров, таких как плед и чехол для аптечки, которые повторяют дизайн внешних элементов. Интересно, что цвет ткани на сиденьях и вставки на руле полностью совпадают с наружным цветом кабины.

Необычные грузовики Volvo: шедевры из железа
Несмотря на внушительную длину четырёхосного Volvo FH, его минимальный радиус разворота составляет менее 10 м.

Следующий автомобиль, упомянутый специалистами Volvo Trucks, обладает выдающимися техническими характеристиками. Неудивительно, ведь речь идёт о самом дорогом и технологичном Volvo, когда-либо проданном в России. По заказу казанского нефтехимического предприятия на Volvo FM c колёсной формулой 10х4 компания «Витанд» установила 72‑метровый пожарный подъёмник Bronto. Пожарных пятиосных Volvo в России ещё не было. Колёса последней оси сделаны управляемыми. Боковой вылет люльки грузоподъёмностью 500 кг составляет 32,5 м. Интенсив-ность подачи воды с помощью закреплённого на стреле брандспойта достигает 75 л/мин. Эксплуатация пожарного подъёмника допускается при боковом ветре до 14 м/c. Реализация данного проекта потребовала достаточно глубокого инженерного вмешательства. Шасси получило дополнительные компоненты на раме, сделано большое количество доработок в силовой линии, включая врезку в отбор мощности собственным карданом.

Ещё один дорогостоящий проект, поставленный российскому заказчику в 2019 году — это щеподробильная установка, смонтированная на шасси Volvo FH с колёсной формулой 6х4. Причём шасси модифицированное, с очень плотной компоновкой навесных агрегатов: даже запаску и гидробак пришлось перенести на раму. Мощный кран-манипулятор Kesla снабжён собственной кабиной, поскольку оператору приходится проводить за его рычагами едва ли не полный рабочий день. Сам автомобиль оснащён 500‑сильным двигателем, такой же силовой агрегат установлен в надстройке Bruks для привода её механизмов. Рубительная машина способна перерабатывать брёвна толщиной до полуметра.

Необычные грузовики Volvo: шедевры из железа
Volvo FMX с тележкой тридем произведён на заводе в Калуге.

ТАНДЕМ В ТРИДЕМ

Ещё один важный момент, касающийся инженерных решений Volvo Trucks: компания начала продвижение в нашей стране четырёхосных автомобилей с задней тележкой-тридемом. Заказчикам предложено несколько вариантов такого решения: с приводом на один или два моста, со второй или четвёртой управляемыми осями и даже с двумя управляемыми осями из трёх. Но в любом из этих случаев подобное четырёхосное шасси манёвреннее аналогичного четырёхосника с формулой осей 2+2 и отличается наиболее оптимальным распределением полной массы по осям. В нашей стране, с ужесточением весового контроля, последнее становится всё более актуальным. Потому компания Volvo Trucks и начала сборку этих необычных версий в России.

Необычные грузовики Volvo: шедевры из железа
Последний экземпляр Volvo FH 25 Year Special Edition, собранный в Швеции для российского заказчика уже после остановки выпуска таких машин.

Флагманские Volvo FH с шасси по схеме тридем, правда, в Калуге пока не делают, но из Европы в Россию поставляют и такие. В 2019 году один из таких грузовиков был отгружен клиенту на Дальнем Востоке. Эксплуатация в холмистой местности определила использование 500‑сильного двигателя и автоматизированной коробки передач I-Shift. В основе шасси лежит тележка с двумя ведущими осями и задней подъёмной и поворотной осью TAG грузоподъёмностью 7,5 тонн. Подвеска выполнена в стандартном исполнении для дорог. Несмотря на внушительную длину автомобиля — почти 11 м, минимальный радиус разворота составляет менее 10 м, благодаря задней подруливающей оси. Длина кузова составляет 8,3 м, позволяя перевозить до 45 м3 грузов. Кузов оснащён боковыми распашными стенками, что позволяет осуществлять разгрузку и загрузку автомобиля с трёх сторон. Наличие системы индикации нагрузки позволяет контролировать величину нагрузки на оси автомобиля и не превышать допустимых пределов. Максимальная разрешённая грузоподъёмность такого автомобиля — около 15 тонн.

Отрадно, что Volvo Trucks в России с удовольствием берётся за выполнение необычных разовых заказов. Хлопот с таким много, но менеджерам и инженерам благодаря таким заказам работать становится интереснее. Клиентов на штучный товар не убавляется, а значит и в текущем году стоит ждать поставок в Россию интересной техники с серебряным кругом на логотипе. Не менее занятно, как уникальные инженерные проекты эксплуатируются и обслуживаются, но об этом в ближайшем номере «Автопарка» будет отдельная история.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное