Автопарк

Главная  /  Автопарк  /  «Волат», «Защитник» и «Секач»: уникальная военная техника из Беларуси

«Волат», «Защитник» и «Секач»:
уникальная военная техника из Беларуси

Недавно в Минске завершила работу одна из крупнейших в военной сфере выставок, MILEX-2019. Конечно, она уступает крупнейшим своим аналогам — общемировой Eurosatory по репрезентативности, а нашей «Армии» — по числу экспонатов. Однако здесь было много уникальных образцов, нигде более не показываемых.

Да и по масштабности MILEX вполне серьезен — более 170 участников из десятков стран, включая более 40 ведущих научных и производственных предприятий России и Беларуси (включая концерн «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод», МЗКТ, МАЗ и других). По разнообразию экспонатов он тоже не уступал конкурентам — здесь показывали самые передовые образцы современных систем, включая средства огневого поражения, системы комплексного противодействия высокоточному оружию, беспилотные авиационные комплексы и различные боевые информационно-разведывательные системы.

Богатой была и автомобильная часть выставки, на которой дебютировали совершенно различные классы машин — от легких разведывательных багги «Чаборз» до крупнейшего в мире автопоезда для перевозки бронетехники «Волат». И в этой части, как и на многих подобных выставках, крылась определенная сложность. Главной составляющей военных машин являются надстройки, зачастую засекреченные. Поэтому узнать даже их массогабаритные характеристики не всегда представляется возможным. Равно как и нюансы автомобилей-носителей — ведь потенциальных заказчиков марка и детали грузовика, как правило, не интересуют. Тем не менее, кое-что узнать удалось.

Главным игроком автомобильной части «Милекса» был, разумеется, белорусский МЗКТ — один из ведущих мировых производителей военной колесной техники. Поэтому мы начнем обзор с его продукции, предлагаемой под торговой маркой «Волат». Основной новинкой был колоссальный автопоезд в составе полноприводного тягача МЗКТ-741351 с полуприцепом МЗКТ-999421 и прицепом МЗКТ-83721. Этот автопоезд общей длиной 42 м предназначен для перевозки до трех единиц боевых машин сразу общим весом до 136 тонн. Уникальная трехзвенная сцепка является дальнейшим развитием автопоезда МЗКТ-74135+999410+837210.

Самым тяжелым танко­возом в мире является автопоезд с тягачом МЗКТ-741351.

За обновленной, с возможностью бронирования кабиной установлен турбодизельный двигатель Caterpillar С18 мощностью 812 л. с. C ним агрегатирована автоматическая коробка передач Allison M6620 AR с электронным управлением. Четырехосный тягач оборудован гидроусилителем руля, имеющим основную и дублирующую системы. Цельнометаллическая модульная кабина выполнена в новом фирменном дизайне. Она подрессорена и достаточно просторна: в ней с комфортом могут разместиться 8 человек, включая водителя. Тягач оснащен двойной гидравлической барабанной лебедкой, бортовой информационной системой, автоматическим климат-контролем, холодильником, системами контроля давления и центральной подкачки шин, кронштейнами для оружия и поворотным люком в крыше с держателем для пулемета.

Входящие в состав автопоезда полуприцеп МЗКТ-999421 и прицеп МЗКТ-83721 оборудованы выдвижной грузовой платформой, ширина которой регулируется от 3,65 до 4,65 м. Техника может заезжать на полуприцеп через прицеп без разъединения сцепки, что существенно экономит время на погрузку и требует меньше усилий от экипажа. А выбор агрегатов обусловлен требованиями конкретного заказчика, по требованиям же армий СНГ машина может комплектоваться отечественными агрегатами.

Был также представлен модифицированный бортовой автомобиль МЗКТ-500200, являющийся представителем семейства унифицированных автомобилей дорожного габарита, оснащенных инновационной независимой подвеской. Он отличается от предшественника обновленным экстерьером кабины. Шасси семейства могут похвастаться высокой проходимостью и эффективностью в обеспечении мобильности войсковых, миротворческих и спасательных войск. Как отмечают представители компании, автомобили семейства МЗКТ-6001 предназначены для перевозки личного состава, грузов, а также для установки надстроек и оборудования. Фактически, это современный аналог хорошо известного советского армейского ГАЗ-66.

МЗКТ-500200: белорусский аналог «шишиги» от МЗКТ уже обновился.

Продолжают развивать белорусы и свою серию корпусных машин. Так, новое корпусное шасси МЗКТ-692250 с колесной формулой 8х8, предназначенное для монтажа и транспортирования оборудования ЗРК «Бук-МБ», было представлено на выставочной площади «ОКБ ТСП». Это шасси является продолжением семейства хорошо известных серийных машин с колесной формулой 6х6. Грузоподъемность новинки, определяемая массой монтируемого оборудования, составляет 17 300 кг, максимальная скорость — 60 км/ч. Тягово-динамические показатели обеспечиваются 8‑цилиндровым V-образным дизелем ТМЗ-8463.10 мощностью 500 л. с. с крутящим моментом 1960 Нм; шестискоростной гидромеханической передачей; двухскоростной раздаточной коробкой и разрезными мостами. Для повышения проходимости шасси применены шины 16.00R20 с внедорожным протектором, мосты оснащены системой межосевых и межколесных блокируемых дифференциалов, клиренс составляет 420 мм, а углы переднего и заднего свеса — 25°. Сама же модернизированная система зенитно-ракетного комплекса «Бук-МБ» полностью переведена на новую элементную базу с использованием цифровых и процессорных технологий, разработана совершенно новая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, которая увеличивает разведывательные возможности комплекса. Установлена новая оптико-электронная система обнаружения и сопровождения целей, включающая лазерный дальномер, тепловизор и оптический канал обнаружения и сопровождения целей.

МЗКТ-692250: корпусные шасси «Волата» потяжелели и обзавелись четвертой осью.

Разумеется, были представлены и другие модели этого производителя. Ведь техника МЗКТ успешно используется в совершенно разных военных областях РБ и РФ: ракетных войсках стратегического назначения, сухопутных войсках, войсках ПВО, радиотехнической разведке, инженерных войсках и службах материально-технического обеспечения.

Не менее обширной была и экспозиция Минского автомобильного завода. На выставке было показано больше десятка машин с аббревиатурой МАЗ на решетке. Как и в предыдущем случае, часть из них привез непосредственно завод, другие же машины экспонировались на стендах изготовителей конечных изделий. Основной единицей, само собой, выступает проверенное полноприводное шасси МАЗ-6317. Основным отличием от гражданских версий, помимо внешних, служит двигатель — 330‑сильный ЯМЗ-238Д2 с уровнем выхлопа Euro-2. На его базе был смонтирован новый 25‑тонный автокран KC-55727‑5‑31В. Он изготовлен на дочернем подразделении предприятия, заводе «Могилевтрансмаш», оборудован гидравлическим приводом и жесткой телескопической стрелой. Благодаря ходовым качествам базового шасси автокран уверенно чувствует себя как на дорогах с усовершенствованным покрытием, так и на полном бездорожье. Безопасную работу с разрядными грузами обеспечивают двойные тормоза механизма подъема груза, механизма изменения вылета стрелы и механизма телескопирования стрелы.

Минский МЗКТ знает толк не только в огромных многоосках, но и легких броневиках.

На том же шасси показали универсальный одноковшовый экскаватор, изготовленный по заказу военных на известном предприятии «Святовит». За основу экскаватора взято шасси МАЗ-631705. Максимальная глубина копания составляет 3,8 м, высота копания составляет 8,5 м.

Главной же новостью для собственно военных стали две машины, изготовленные ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения». Вместе они составляют осовремененный зенитно-ракетный комплекс «Оса»: модернизированную боевую машину 9А33‑2Б и транспортно-заряжающую 9Т217‑1Б. Главной причиной для модернизации популярного во многих странах комплекса стала необходимость замены снятого с производства шасси БАЗ; его и заменили шасси Минского автозавода. Понятно, что таким образом сняты проблемы с ремонтом, а также улучшились тактико-технические характеристики. Создатели отмечают, что расход топлива у боевой машины снизился с 67 до 46 л/100 км.

Обновленный зенитно-ракетный комплекс «Оса» на МАЗе выглядит не по-военному элегантно.

Такелажное оборудование транспортно-заряжающей машины осталось штатным, а колесное шасси также было заменено на произведенное МАЗ. Кроме того, машина оборудована новым краном-манипулятором. Впрочем, по желанию заказчика комплекс может быть установлен на любом подходящем шасси по его выбору.

МАЗ «Ураган-М»: до сих пор сдвоенные кабины на полноприводных МАЗах можно было увидеть лишь у пожарных.

Но самым необычным изделием на шасси МАЗ-6317 стал бронеавтомобиль, показанный ОАО «140‑й ремонтный завод». Названный «Защитником» автомобиль относится к классу MRAP, поэтому имеет днище V-образной формы, которое эффективно гасит энергию взрыва. Минус такой конструкции — увеличенный габарит по высоте. «Защитник» является прямым конкурентом российского трехосника Урал-4320ВВ, и не случайно также имеет капотную компоновку — она повышает защищенность экипажа при наезде на мину. Похожи машины и по другим параметрам: полной массе 20 т и 400‑сильному турбодизелю ЯМЗ-7511, агрегатированному с механической коробкой передач ЯМЗ-239. С полной нагрузкой, включающей 14 бойцов, максимальная скорость передвижения составляет до 90 км/ч.

Опознать в броне-«Защитнике» МАЗ-6317 внешне можно лишь по ступицам колес.

Отлично скомпонованная мобильная РЛС «Сосна-2» — один из многочисленных примеров применения МАЗ-6317.

Вообще, различных броневиков и MRAP на выставке было особенно много. Это и понятно — современные условия требуют повышенной защищенности применяемой техники.

Самой, пожалуй, необычной внешностью обладает новый MRAP по имени «Секач», прототип универсальной боевой платформы от той же «УКБ ТСП». Похоже, что донором агрегатов послужила продукция МЗКТ. Лишь выбор двигателя необычный — здесь установлен форсированный до 350 л. с. «бессмертный» Д-260 производства ММЗ. Кроме этого, известно о новинке немного: полная масса 17,5 т, запас топлива — 370 л. Интересно, что компоновочно прототип напоминает один из первых подобных автомобилей, южноафриканский Buffel образца 1978 года.

Не зря новый MRAP получил имя «Секач» — внешне похож.

Следует упомянуть о еще одном семействе бронеавтомобилей, выставленном на «Милексе». Они называются Asilak и представлены компанией «Белспецвнештехника». Судя по названию, машины рассчитаны на экспорт. Однако специалисты узнали показанный два года назад «Буран» разработки российской компании «СпецТранс». Эти аналоги «Тигра» построены на шасси ГАЗ «Садко», оснащаются дизелем ЯМЗ-534 и механической коробкой передач. Снаряженная масса машины составляет 8,8 т, а модульные кузова имеют степень защиты 6А.

Неизвестный ASILAK на деле — глубоко бронированный ГАЗ «Садко».

Остальные многочисленные экспонаты выставки были, безусловно, интересны специалистам, но уже встречались в экспозициях на других подобных мероприятиях.