Автопарк

Главная  /  Автопарк  /  Третий звонок: что ждет производителей автокомпонентов в России

Третий звонок:
что ждет производителей автокомпонентов в России

«Компонентная база в нашей стране в загоне!» — заявил на открытии форума «Автокомпоненты 2019» исполнительный директор НП «Объединение производителей России» Игорь Коровкин. Участники совещания рассудили, что если и искать корни проблемы, то начинать надо с «консерватории», то есть с производства автокомпонентов.

В мае этого года продажи новых автомобилей в России снизились на 18,3 %, а если брать цифры за неполные полгода, то получается, что в стране было реализовано всего 660 310 единиц техники. Это почти на 5 % меньше, чем в 2018 году. От этих цифр оттолкнулись устроители международного форума «Автокомпоненты 2019. Перспективы развития производства и рынка автокомпонентов», который прошел в Москве в конце июня. Меньше стали выпускать, значит меньше комплектующих пришло на конвейеры автозаводов. А те, что дошли до финиша, не совсем удовлетворительного качества. Крик души Игоря Коровкина о загоне отрасли стал лейтмотивом всего форума. Не особо технологичные изделия из пластика, стекло, резина и аккумуляторные батареи — вот потолок нашего вклада в локализацию автомобилей иностранного производства в стране по сей день начиная с 2005 года, времени начала завоевания нашего рынка иностранными автоконцернами.

А ведь как все хорошо начиналось! Зазывая в страну фирмачей для производства современных автомобилей всех классов, от легковушек до грузовиков, мы свято верили, что иностранцы приведут за руку к нам и производителей современных комплектующих. А там, глядишь, и наши автокомпонентщики подтянут качество, и заживем не хуже заграницы.

Под это дело кабинет министров даже выпустил свое приснопамятное 166‑е постановление, которое подразумевало льготную растаможку автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки. Определили и сроки: до 2014 года, второго этапа промсборки, достичь уровня 30 %‑ной локализации производства автокомпонентов, собранных в стране. Правда, в Китае и Индии этот показатель составлял в те времена 75 % и достигался за три года, но кто об этом знал у нас?

В итоге в страну пришла довольно пестрая команда производителей, которая взяла нас громкими именами и мизерными тиражами выпуска своей продукции — от 25 тысяч штук. Из-за смешных объемов производства крупные производители автокомпонентов в нашу страну не пришли, а собственные так толком и не встроились в новый производственный процесс. По меткому определению Александра Ковригина, заместителя генерального директора ОАО «АСМ-холдинг», Россия потеряла собственную автокомпонентную отрасль.

Второй рывок в деле восстановления российского рынка автокомплектующих пришелся на 2011–2018 годы. Учитывая итоги первого, не особо удачного прорыва, отечественным производителям комплектующих было рекомендовано активнее выпускать более технологичные изделия, такие как двигатели и коробки передач. Но и здесь случилась незадача: в стране не сформировалась испытательная база современных автокомпонентов, да и наш инженерный потенциал оказался не на должном уровне. Кому нужны классные спецы и конструкторы, если все автопроизводство настроено на банальную «отвертку»? Есть и еще одна беда, цитирую Игоря Коровкина (НП «ОАР»): «Российская кредитно-финансовая система не готова к поддержанию автокомпонентной базы». На деле получилось, что проще было по-прежнему ввозить отдельные компоненты той же коробки передач, а здесь организовывать ее финальную сборку. В итоге получался высокотехнологичный агрегат с заветным «Сделано в России». Соглашение о промсборке от 2011 года, хотя и подразумевало уровень локализации до 60 %, но этот показатель было легко достичь таким обходным путем. За период с 2005 по 2012 год, по оценке Александра Ковригина, было подписано порядка 100 соглашений с заводами автокомпонентов, которые практически занимались отверточной сборкой деталей и узлов. Если что из отечественных комплектующих и годилось для поставки на сборочные конвейеры импортных автомобилей, то из-за отсутствия международного сертификата соответствия путь нашим узлам и агрегатам все равно был заказан. Доля выпуска иномарок в стране растет с каждым годом, количество исконно отечественных моделей неуклонно сокращается. Следовательно, поставки современных автокомпонентов не могут толком пробиться и на наши заводы.

Но это все дела прошлые, а каковы перспективы рынка отечественных автокомпонентов и есть ли они вообще? И опять было решено просить помощи у государства, которое откликнулось на стоны автопроизводителей в виде Постановления Правительства РФ №719. Смысл предложения таков — на каждую технологическую операцию начислять баллы в зависимости от объема добавленной стоимости. Как за производство компонентов, так и при обязательствах при СПИКах. Чем больше доля исконно отечественных комплектующих в производстве автомобиля, тем больше финансовая доля поддержки по госзакупкам. Так для стимулирования производства автобусов в нашей стране количество баллов вырастет с нынешних 1700 до 6600 к январю 2025 года. Правда, и к третьему этапу индустриализации производства автокомпонентов есть вопросы. По мнению Александра Ковригина, введение балльной системы подсчета отечественных компонентов может привести в итоге к снижению доли выпуска машин при господдержке. «Может возникнуть ситуация, что будет выгоднее ввозить готовые автомобили, чем собирать их у нас, учитывая, что в России высокие тарифы на электроэнергию и другие ресурсы», — считает эксперт.