Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Страсти вокруг «фрикшн»: как делают тормозные колодки Textar

Страсти вокруг «фрикшн»:
как делают тормозные колодки Textar

TMD Friction – крупнейший производитель тормозных колодок и фрикционных накладок для грузовиков. Мы побывали на предприятии компании в немецком Хамме, и узнали, какие составляющие гарантируют высокое качество выпускаемой здесь продукции

Начнем с того, что TMD Friction Group основана в 1878 году. В настоящий момент она является подразделением Nisshinbo Holdings Inc. Обладающая более чем 135-летним опытом в области тормозных систем компания признана одним из ведущих мировых производителей фрикционных тормозных материалов для легковых авто и автомобилей для коммерческого использования. 

В сотрудничестве с производителями транспортных средств и тормозных систем инженеры TMD Friction разрабатывают и тестируют фрикционные элементы с точки зрения их комфорта, производительности и износостойкости. TMD Friction со своими торговыми марками Textar, Mintex, DON является также крупнейшим поставщиком на независимом мировом рынке запасных частей. Ассортимент продукции включает накладки и колодки для барабанных и дисковых тормозов, специальные смазки, очистители и инструменты для обслуживания элементов тормозной системы легковых и коммерческих автомобилей, фрикционные материалы для тяжелой промышленности. Тормозные колодки промышленного оборудования производятся под марками Cosid и Dynotherm.

Завод TMD Friction в Хамме

Кроме того, TMD Friction также является разработчиком тормозных технологий для мирового автоспорта. До 80% автомобилей, участвующих в 24-часовых гонках (Le Mans, Spa, Daytona и Nurburgring), а также в 12-часовой гонке на Sebring, используют продукцию TMD Friction.

Штаб-квартира TMD Friction находится в Леверкузене (Германия). Компания имеет исследовательские и производственные площадки в 14 странах, что помогает осуществлять свою деятельность на всех континентах. Производственные площадки дополняются собственными научно-исследовательскими центрами по всему земному шару. Штат сотрудников TMD Friction Group по всему миру насчитывает около 4800 сотрудников, а оборот компании по итога 2015 года составил 715 млн евро. Ежегодно компания инвестирует свыше 30 млн евро в научно-исследовательскую деятельность.

TEXTAR

Textar — премиальный бренд в портфеле производимых TMD Friction тормозных компонентов для коммерческого транспорта.

Около 70% всех грузовых автомобилей в Европе, имеющих барабанные тормозные системы, оснащены тормозными накладками марки Textar. В быстрорастущем секторе тормозных колодок для дисковых тормозных систем грузовиков Textar также является технологическим лидером и занимает ведущую позицию на рынке. В целом компания предлагает решения по тормозным системам почти для 99% коммерческих автомобилей Европы — грузовиков, прицепов, городских и междугородных автобусов.

Продукция Textar выпускается на заводах TMD Friction, расположенных в Европе и Америке. Главные требования к продукции — повышенная безопасность и высокий уровень комфорта торможения. Тормозные колодки и накладки Textar поступают на конвейеры автопроизводителей «большой семерки», а также других именитых брендов, производящих грузовики, автобусы, прицепной подвижной состав и комплектующие (Knorr-Bremse, WABCO и др.).

Благодаря тому, что Textar предлагает колодки уровня оригинальных комплектующих для грузовых автомобилей, прицепов и автобусов всех классов, его ассортимент охватывает более чем 99% всех моделей коммерческого автопарка Европы. Это более 600 наименований.

DON

Параллельно с маркой премиум-класса Textar, компания TMD Friction развивает ассортимент другого своего бренда — DON. Если продукция Textar в большей степени ориентирована на рынок оригинальной комплектации, то продукция DON предназначена исключительно для рынка послепродажного обслуживания и разрабатывается для потребителей, стремящихся к высокому качеству за разумную цену.

Продуктовая линейка DON включает более 150 тормозных дисков и более 400 тормозных барабанных накладок, а также индикаторы износа и монтажные аксессуары. DON предлагает также полный ассортимент комплектов тормозных колодок для дисковых тормозных систем Bendix, Brembo, Haldex, Knorr-Bremse, Meritor, Wabco/Perrot. Более 60 комплектов тормозных комплектующих DON охватывают почти весь современный парк грузового автотранспорта.

ПРОИЗВОДСТВО

Для начала немного цифр. Завод TMD Friction в городе Хамм основан в 1961 году. Общая площадь предприятия — 64 тыс. м2; территории, отведенные под производственные и складские мощности, занимают 15,8 тыс. м2. На предприятии заняты 359 сотрудников. Тут производятся тормозные колодки и накладки для коммерческого транспорта и фрикционные смеси для их изготовления. Основные производственные площадки предприятия: цех приготовления фрикционных смесей производительностью 28 тыс. тонн в год, цех тормозных колодок для дисковых тормозов производительностью 8,5 млн шт. в год и цех накладок для барабанных тормозов (4,8 млн шт. в год).

98% изготавливаемой на заводе продукции идет для поставки на конвейер производителям комплектующих (51%) и для обеспечения фирменных сервисов (47%). И только 2% поставляется на Aftermarket. На самом деле на Aftermarket работает другой завод, также находящийся в Германии.

Одной из самых важных вещей в производстве тормозных колодок и накладок является состав смеси. Ее рецептурой занимается исследовательский центр в Леверкузене. Всего же в состав смеси может входить до 20 компонентов, которые выбираются из 200 имеющихся базовых компонентов. Компоненты приходят на «кухню» по трем ниткам: сухие смеси, влажные и содержащие латекс (его еще перед применением измельчают, поскольку он поступает в плитках).

В производстве фрикционной продукции используется только высококачественное сырье, что позволяет соблюсти жесткие стандарты качества, необходимые для продаж по всему миру. Здесь давно уже отказались от таких компонентов, как асбест и свинец.

Далее стандартный процесс. Подготовка смеси. Для тормозных колодок параллельно подготовка основания. Прессование, спекание, механическая обработка и придание товарного вида.

Оборудование по спеканию разделено на три группы — по производительности. Первая группа рассчитана на партии с небольшими объемами, вторая — на партии от 10 до 20 тыс., третья — для обеспечения потребностей производства таких грузовиков, как DAF, Scania, Volvo Trucks.

Ко всему прочему колодки для дисковых тормозов на заводе покрываются специальным составом, обеспечивающим быструю приработку без потери тормозных свойств.

Собственно, так построен технологический процесс: производство, контроль качества, испытания, готовая продукция

Из технологических особенностей в области производства тормозных колодок можно назвать такие вещи, как стальная или чугунная несущая пластина колодки, оснащенная латунными штифтами, стальная пластина колодки с приваренной металлической сеткой, а также пластина облегченной конструкции со штырьками — TMD Friction Lightweight Technology. Она подразумевает применение тонкостенной и оттого более легкой несущей пластины колодки. Уменьшение толщины пластины компенсируется промежуточным слоем из материала более легкого, нежели сталь, но не менее устойчивого к нагрузкам и нагреву. Использование облегченных колодок, например, для 6-осной связки тягач/прицеп экономит в общей сложности до 7,5 кг снаряженной массы. Легкие колодки снижают не только износ тормозной системы, но и общий вес транспортного средства, позволяя увеличить полезную нагрузку. С другой стороны, это способствует экономии топлива и уменьшению выброса токсичных веществ с отработавшими газами.

Перед выходом на рынок каждое изделие Textar проходит цикл всесторонних проверок в ходе нескольких десятков видов тестов. Другими словами, на предприятии налажен 100-процентный выходной контроль качества. Проверки обеспечивают интенсивные испытания на прочность, скорость износа, соответствие требованиям безопасности в реальных условиях, шум, плавность и комфортность торможения и пр. В ходе таких исследований новая модель колодки проходит дорожные испытания суммарной протяженностью до 300 тыс. км, а результаты анализируются с помощью специальной компьютерной системы оценки качества. Вся выходящая с предприятия продукция соответствует стандартам ECE R90.

География поставок достаточно широка: Европа, Россия и СНГ, Юго-Восточная Азия, Америка. Продукция завода поступает на сборочные конвейеры Daimler-Benz, Volvo Trucks, Renault Trucks, DAF, Scania, MAN, Iveco. Она используется в тормозных и фрикционных системах производства BPW, Meritor, Knorr-Bremse, WABCO, SAF, Haldex, ZF и др.

Такие бренды, как Volvo Trucks, Renault Trucks, DAF, Scania, на 100 % оснащаются колодками и накладками Textar. Производитель осей BPW — почти на 100 % комплектуется продукцией TMD. Примерно половина машин MAN и 100% Iveco выходят за ворота сборочных цехов с тормозными накладками TMD. Производитель тормозных систем Meritor использует колодки TMD в 95% своей продукции, Knorr-Bremse — в 45%, WABCO — в 35%.

Завод в Хамме — живой организм. Здесь постоянно идут процессы оптимизации как технологических процессов, так и производственных площадей. Одна из таких глобальных модернизаций должна завершиться в 2018 году. Ключевым лозунгом предприятия TMD Friction является аббревиатура PASSION. С одной стороны, по-английски это «страсть», с другой — те ценности, на которых зиждется успех завода и его работников: Profit (Прибыль), Ambition (Амбициозность), Sincerity (Искренность в помыслах), Strength (Сила духа), Innovation (Инновации), Optimism (Оптимизм), Never give up (Никогда не сдаваться).