Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Ставка на асфальт: инновации на российских дорогах
[

Ставка на асфальт: инновации на российских дорогах

]
Ставка на асфальт:инновации на российских дорогах
В Москве состоялась ежегодная научно-практическая конференция Федерального дорожного агентства. Мероприятие было посвящено основным итогам дорожного сезона 2016 года и задачам отрасли на ближайшую перспективу. Среди приоритетов названо внедрение инновационных решений в дорожное хозяйство

В 2016 году Федеральное дорожное агентство сохранило высокие темпы ремонта на подведомственных трассах — по итогам сезона обновлено 8 тыс. км покрытия. Выступая на пленарном заседании, министр транспорта Максим Соколов отметил, что за последние годы доля протяженности федеральных дорог в нормативном состоянии увеличилась с 39 до 71 %. По словам главы Минтранса России, это исторический рекорд в российской дорожно-строительной отрасли, однако дорожники не должны сбавлять набранных темпов, чтобы за два года обеспечить выполнение поручения Президента РФ о приведении всей протяженности федеральных трасс в соответствие нормативам.

В свою очередь, глава «Росавтодора» Роман Старовойт заявил, что уже почти 80 % подведомственной организации дорожной сети будет приведено в нормативное состояние к концу сезона. Для этого «Росавтодор» отремонтирует 8,5 тыс. км федеральных автодорог, на 1,5 тыс. км будет выполнен капремонт. Именно на ремонте, капремонте и содержании федеральных трасс сконцентрированы основные финансовые ресурсы дорожного фонда страны — на эти цели в 2017 году предусмотрено 248 млрд руб.

А что с расширением сети? На строительство и реконструкцию федеральных трасс в 2017 году выделено 112 млрд руб. Эти средства пойдут в работу по строительству и реконструкции 2 тыс. км дорог. Готовы к началу строительства 40 новых дорожных объектов общей протяженностью 220 км.

ОТ «ПЛАТОНА» К БЕСПИЛОТНИКАМ

Роман Старовойт также отметил, что «Росавтодором» будет продолжена работа по привлечению для развития отрасли неналоговых источников финансирования в рамках функционирования системы «Платон». За первый год ее работы на развитие дорог удалось направить дополнительно 22,9 млрд руб. На эти средства, в частности, было отремонтировано 1000 самых проблемных дорог в 40 городах и регионах. Кроме того, в 19 регионах в прошлом году на средства «Платона» начался долгожданный ремонт и строительство 30 особо значимых мостов и путепроводов.

Глава Минтранса России Максим Соколов посоветовал дорожникам не сбавлять темп работы

По состоянию на конец 2016 года в системе боле 269 тыс. зарегистрированных пользователей и более 790 тыс. транспортных средств. Количество выданных бортовых устройств уже превысило 585 тыс. Сумма собранных в федеральный дорожный фонд средств составила 17,5 млрд руб. В 2017 году на этапе модернизации системы концессионер (ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы») развернет в полном объеме систему стационарного контроля (481 рамная конструкция) доведет количество бортовых устройств до 2 млн шт.

«В целом систему взимания платы «Платон» можно полностью назвать успешным проектом. За год работы системы количество зарегистрированных в ней грузовиков удвоилось — до 800 тыс. машин. Охват «целевой аудитории» проекта на сегодняшний день составляет 80 %. Сейчас система вызывает недовольство только у «серого» сегмента рынка, на «обеление» которого она направлена», — отметил глава «Росавтодора». Он также подчеркнул, что в 2016 году, в сравнении с прошлым сезоном, прирост объемов перевозки грузов автотранспортом составил около 1,8 %.

На конференции отмечалось, что за последние пять лет на 63 % увеличилось количество применяемых на дорогах инноваций. Более 350 инновационных технологий будут применены «Росавтодором» в 2017 году. В частности, начинается развитие дорожных технологий для беспилотного транспорта. Предполагается внедрение на федеральных трассах комплекса программных и технических электронных средств, обеспечивающих беспилотное управление автомобилем за счет выбора определенных ключевых сценариев  дорожной ситуации в режиме реального времени.

На протяжении полугода на федеральных трассах страны разрабатывается проект «Караван». В его основу планируется заложить опыт финских дорожников, которые в настоящее время активно тестируют на территории Лапландии трассу для машин-беспилотников. В дальнейшем зарубежные партнеры передадут в «Росавтодор» для анализа всю рабочую и проектную документацию, на основании которой будут прорабатываться требования для создания соответствующей инфраструктуры на территории нашей страны. Кроме того, на базе ПАО «КАМАЗ» разрабатываются прототипы отечественных беспилотных машин, способных передвигаться по дорогам общего пользования. Проведение тестирования техники и сопутствующей инфраструктуры предполагается на федеральной трассе Казань — Набережные Челны уже в 2018 году. В настоящий момент в проект «Караван» вошла еще одна компания, планирующая развивать технологии беспилотного вождения в России — логистическая компания Traft, которая в 2017 году планирует завершить испытание аппаратно-технических комплексов для беспилотного управления и осуществить первый коммерческий рейс беспилотным грузовиком из Москвы в Краснодар.

ПЕРЕГРУЗ ПОДСЧИТАТЬ, ДТП ПРЕДСКАЗАТЬ

«Росавтодор» продолжает принимать меры по обеспечению сохранности дорожного покрытия. Для борьбы с нанесением ущерба федеральным трассам, перегруженным грузовым транспортом, реализуется программа развития системы весогабаритного контроля — электронных весов. На сегодняшний день функционируют 74 пункта весогабаритного контроля, из них 25 автоматизированных. По планам к 2021 году в системе будет задействовано 387 контрольных пунктов.

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт назвал систему «Платон» успешным проектом

В среднем по стране в 2016 году процент нарушителей по весовым параметрам среди перевозчиков составил 14,14 % от всего объема перевозок. Средний перевес 26,97 %. Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих отметил, что автоматические пункты весогабаритного контроля станут важным ресурсом для обеспечения сохранности дорожной инфраструктуры. По закону максимальная масса для сцепки не должна превышать 44 тонны (автопоезд с шестью и более осями). Этот показатель почти на 9 % превышает аналогичные нормативы в большинстве стран Европы (40 т) и на 13 % — в США (38 т).

Важность обсуждения темы безопасности на дорогах подтверждало участие в конференции начальника Госавтоинспекции России Виктора Нилова. Генерал-лейтенант полиции доложил, что с 2013 по 2016 год аварийность на федеральных трассах сократилась более чем на 30 %, на 5,6 % уменьшилось количество погибших в таких авариях. В целях повышения безопасности дорожного движения продолжается внедрение автоматизированных систем управления, установка информационных табло, а также формирование интеллектуальных  транспортных коридоров. В качестве примера докладчик привел автомобильный маршрут Москва—Хельсинки, где успешно проведены испытания взаимодействия системы ЭРА-ГЛОНАСС и европейской системы eCall. Примечательно, что поддержка пользователей производится из диспетчерских центров в Финляндии и России на русском, английском и финском языках.

В настоящее время «Росавтодор» и Yandex готовят инновационную систему прогнозирования пробок и ДТП на федеральных трассах. Сейчас программа работает в тестовом режиме и охватывает 2196 км дорог. Все трассы она делит на километровые отрезки, для каждого из них строит прогноз и предсказывает среднюю скорость движения на час вперед, а вероятность ДТП — на четыре часа вперед. Предсказания системы помогут водителям заранее выбирать оптимальные безопасные маршруты, а дорожникам предотвращать нежелательные ситуации или минимизировать их последствия — например, решить, как максимально эффективно распределить спецтехнику для расчистки дорог в снегопад.