Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Рост после падения: российский рынок шин

Рост после падения:
российский рынок шин

Производители шин обычно неохотно рассказывают о состоянии отраслевого рынка в нашей стране: не озвучивают планы продаж, не раскрывают собственную аналитику. Молчание нарушили компании «Кордиант» и «Мишлен»

Несмотря на падение продаж новых автомобилей, шинный рынок демонстрирует стабильные результаты: в 2016 году в России было реализовано более 35 млн шин для легковых, легких коммерческих (LCV) и грузовых автомобилей.

Согласно данным экспертов АО «Кордиант», в 2016 году в России платежеспособный спрос продолжил снижаться, что привело к падению продаж новых легковых автомобилей на 12 % относительно результатов 2015 года. В 2017 году эксперты прогнозируют рост продаж новых легковых автомобилей на 5 % относительно 2016 года. Помимо этого, ожидается рост рынка автомобилей с пробегом: в 2017 году будет реализовано около 5,81 млн подержанных автомобилей против 5,23 млн в 2016 году.

Эти драйверы являются основными для роста рынка легковых шин: если в прошлом году было реализовано 26,7 млн шт. (–6 % по сравнению с результатами 2015 г.), то, по прогнозам, в 2017 году будет реализовано уже 28,6 млн шин (+7 %). Сказывается и отложенный спрос: замена покрышек требуется большому количеству автомобилей, которые были куплены на пике рынка в 2011–2013 годах. То есть они приедут на шиномонтаж уже в этом году.

При этом трендом рынка легковых шин остается смещение потребительского спроса от дорогого премиального сегмента к массовому среднеценовому — доля данного сегмента составляет 65 % от общего объема продаж. Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам и сбалансированному продуктовому портфелю лидером на розничном рынке в 2016 году стал бренд Cordiant с долей 8,7 %. Далее следуют Nordman (8,1 %), Bridgestone (7,8 %) и Nokian (7,1 %).

Продажи грузового автотранспорта в 2016 году продемонстрировали рост на 4,2 %: в 2016 году было реализовано 53 330 грузовых автомобилей, что на 2127 ед. больше, чем в 2015 году (данные АА «Автостат»). И это, без сомнения, оказало влияние на шинный рынок.

Важный момент для рынка: в конце 2015 года шинная отрасль перешла из-под контроля Министерства энергетики в ведомство Министерства промышленности и торговли. Совместно с Минпромторгом удалось решить задачу по защите рынка от демпинга китайских игроков. Введены пошлины на ввоз грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин. Ставки в зависимости от компании составляют от 14,8 до 35,4 %.

Благодаря росту рынка грузовых автомобилей, реализации отложенного спроса вследствие стабилизации курса рубля и дефицита дешевого предложения от китайских производителей из-за антидемпинговых пошлин рынок грузовых ЦМК шин в прошлом году показал отличные результаты, увеличившись на 13 %.

При этом АО «Кордиант» стало лидером по динамике роста производства (+56 %), а шины Cordiant Professional благодаря топливной экономичности и сцеплению с дорогой на уровне премиальных брендов заняли второе место на рынке грузовых ЦМК шин с долей 19,9 % и первое — по приросту доли.

По прогнозам экспертов, в 2017 году рынок ЦМК шин продолжит расти — общая емкость составит 3,64 млн шт. Этому будет способствовать увеличение продаж грузовых автомобилей (по прогнозам, в 2017 году будет продано 60 тыс. грузовиков), при этом потребительский спрос продолжит смещаться в среднеценовой сегмент, что приведет к обострению конкуренции среди производителей.

Доля импорта легковых шин в 2016 году сократились на 8 %. На текущий момент максимальную долю по импорту в ассортименте имеют производители, которые не смогли локализовать производство и, соответственно, выпускают продукцию, не разработанную специально для суровых российских условий эксплуатации.

В сегменте грузовых ЦМК шин продолжилось падение импорта китайской продукции вследствие антидемпинговых пошлин, а в целом импорт сократился на 4 %. Потребитель делает выбор в пользу шин, созданных для эксплуатации в России с соответствующей спецификой (сложные дорожные условия, постоянный перегруз техники и т. д.), отмечают эксперты АО «Кордиант».

В то же время компания «Мишлен» видит в российском рынке большой потенциал возможностей. По внутренним оценкам «Мишлен», рынок грузовых шин в России составляет 5,8 млн шин, из которых 3,2 млн — это радиальные шины. «Радиализация» — один из движущих факторов рынка грузовых шин, отмечает Михаил Журавлев, директор департамента грузовых шин Michelin в Восточно-Европейской зоне. «Рынок восстанавливается после двухлетнего падения, обусловленного экономическим кризисом, растет общее потребление, и по нашим расчетам рынок грузовых шин и, в частности, радиальных в горизонте 2019 года увеличится на 400 тыс. ед. За 4 года прирост составит 19 %», — сказал Михаил Журавлев.

Все это открывает для французской компании перспективы роста. «Мишлен» ставит перед собой амбициозные цели обеспечить темп продаж выше динамики рынка. Стратегическое развитие компании в грузовом сегменте в России определяют три ключевых направления: ориентация на клиента, инновационные технологии Michelin и развитие сервисного предложения, что предусматривает профессиональное обслуживание шинного хозяйства для экономии ресурсов перевозчика.

В заключение несколько слов о внутриотраслевом взаимодействии. В 2017 году совместно с Минпромторгом и Федеральной таможенной службой РФ шинные компании намерены продолжить решение следующих задач: таможеннотарифное регулирование, запрет на ввоз бывших в эксплуатации шин, техническое регулирование отрасли, вопросы защиты интересов российских производителей на экспортных рынках и утилизация изношенных каркасов в России. Последняя проблема становится все более актуальной. В нашей стране перерабатывается лишь 10 % всех старых шин — остальные 90 % лежат на свалках.