Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  «Платон» не друг и стоит все дороже

«Платон» не
друг и стоит все дороже

Минтранс готовит перевозчикам очередные «подарки» в новом году. Предлагается удвоить тариф за «Платон», активнее взимать штрафы за неуплату сбора. Обсуждается также распространение «Платона» на среднетоннажники, не забыты идеи и о повсеместном охвате системой дорожной сети

ДЕНЕГ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ

Чиновники продолжают искать способы наполнения дорожных фондов. Как выяснилось, выручки от системы сборов с грузовиков пока хватает только на плату оператору и финансирование части дорожных проектов. Минтранс признал это в пояснительной записке к проекту постановления правительства о повышении платы за проезд грузовиков. Документ размещен на regulation.gov.ru. Министерство предлагает увеличить его с нынешних 1,53 руб. за 1 км до 2,6 руб. с 1 февраля следующего года, а с 1 июня — до 3,06 руб. Сколько будет действовать этот тариф, пока не уточнялось.

В ведомстве объясняют, что с тестовым периодом пора заканчивать. Дело в том, что сверхубытки на рынке чиновниками не обнаружены, а введение «Платона» не оказало существенного влияния на цены товаров, заявил Минтранс. Удорожание пакета молока или килограмма овощей наблюдается в пределах 20 копеек, сообщал ранее профильный министр Максим Соколов. Это подтвердил и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

Продление льготы, резюмировали в Минтрансе, предоставило грузоперевозчикам дополнительное время для адаптации к требованиям закона и позволило избежать «спекуляций во время запуска системы». К настоящему моменту процесс адаптации, по мнению ведомства, закончен, и необходимости в пролонгации льгот больше нет.

Между тем деньги перевозчиков пригодились стране. Первые собранные средства пошли на ремонт более 1 тыс. км самых проблемных дорог в 25 регионах и городах, а также на софинансирование реконструкции и строительства трех десятков мостов.

Если не повышать тариф, то средств на дорожную сеть в дальнейшем не хватит. В федеральный бюджет в 2017 году, по подсчетам кабмина, поступит 19,7 млрд руб. При этом 10,6 млрд руб. нужно будет отдать оператору системы. На дороги останется слишком мало — этим чиновники обосновали необходимость повышения тарифа.

Оно неизбежно, уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин. По его словам, без роста расценок «Платон» не оправдает себя и будет убыточным. «Капитальный, серьезный бизнес поскрипит, поругается и заплатит тариф, какой укажет правительство», — предсказал эксперт.

СТРАДАТЬ, ТАК ВСЕМ ВМЕСТЕ

Бизнес, конечно, «поскрипел и поругался», даже написал письма премьер-министру Дмитрию Медведеву, его заместителям и министрам. За дальнобойщиков пока вступилось только Минэкономразвития (МЭР). Его глава Алексей Улюкаев, напомним, пошел по коррупционной статье, но позиция ведомства по поводу «Платона» осталась неизменной. В МЭР еще летом провели масштабное исследование, в результате которого все-таки выяснился значительный рост издержек перевозчиков из-за этой системы. Стоимость перевозки грузов, по данным участников опроса, повысилась на 25 %, а в ряде случаев повышение достигло почти 50 %.

Что касается влияния на цены в магазинах, то здесь делать выводы сложно — на ценники влияет целый ряд факторов. В качестве резюме в министерстве предложили пока оставить транспортную отрасль в покое.

В том же духе министерство отреагировало и после выхода постановления правительства, повышающего размер тарифа. Соответствующая позиция изложена в письме заместителя министра экономического развития Станислава Воскресенского в Минтранс. Один из аргументов — в системе взимания платы пока зарегистрировано менее половины всех транспортных средств.

Проект документа уже прошел стадию общественного обсуждения, по итогам которого ряд экспертов посоветовали улучшать собираемость не за счет отмены льготного тарифа, а за счет повышения эффективности администрирования сборов. Эксперты, как и МЭР, указывали и на то, что «Платон» еще не работает в полном объеме, «что не дает оснований говорить о своевременности рассмотрения вопроса об отмене льготного тарифа».

Разработчики проекта постановления при этом не учли ни одного предложения, полученного по итогам общественного обсуждения. Против повышения тарифа выступил и уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Он указал на то, что это увеличит неплатежи, и государство в прибыли не останется. «Сейчас платит половина, если тариф повысить, то платить будет, например, четверть», — считает Титов.

При этом дополнительное преимущество после подорожания «Платона», по его прогнозу, получат те, кто найдет способы избежать контроля, а легальные перевозчики столкнутся с кратным увеличением бремени. Бизнес-омбудсмен высказался за поиск способов расширения действия системы на неплательщиков вместо повышения тарифа. «Таким образом, собираемость средств может вырасти в разы, и бюджет получит ожидаемые средства», — подчеркнул Титов.

РУБЛЬ — КРАСНАЯ ЦЕНА

Перевозчики свидетельствуют, что немало игроков рынка отказываются платить и регистрироваться в системе, так они играют на понижение расценок. Штрафы они получают редко: с момента запуска системы было вынесено около 5 тыс. постановлений о привлечении к ответственности за неуплату сбора. В Минтрансе, кстати, рассчитывают повысить число наказанных, передав штрафы за «Платон» от ГИБДД к Ространснадзору.

Если удастся заставить платить всех, то повышать тариф не придется, а если его повысить сейчас, то нагрузка ляжет на добросовестных крупных перевозчиков. А те, в свою очередь, заложат это в цены, предупредил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

Легальные перевозчики признают, что «Платон» отчасти сработал на устранение с рынка недобросовестных конкурентов, которые «экономят» на налогах и демпингуют. Однако они настаивают на том, что повышать тарифы следует только после того, как все или почти все грузовики войдут в систему. А в нынешней ситуации игроки рынка называют разумную «планку для тарифа в 1 руб. за км, который они рекомендуют сохранять в течение нескольких лет.

Если все же увеличить тариф, то это в первую очередь ударит по малому и среднему бизнесу, для которого чувствительны любые дополнительные расходы, предсказал глава комитета по экономике Московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский.

По данным Гильдии логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты, уже сегодня затраты на «Платон» превышают транспортный налог. В расчете на машину получается где-то порядка 30 тыс. руб. в месяц. По словам председателя палаты Светланы Домниной, новое повышение негативно скажется на техническом состоянии грузовиков и конечной стоимости продукции для потребителя. «Перевозчики затянут пояса, отложат приобретение транспортных средств, парк будет продолжать стареть, будут стараться перекладывать эти затраты на своих клиентов», — считает эксперт.

Крупнейшие продовольственные объединения России обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой отложить повышение тарифа. Они предупредили, что его изменение может привести к росту цен на продукты на 3–10 %. Это будет особенно ощутимо в условиях снижения реальной покупательной способности, подчеркивают авторы обращения.

«ИМ ДОПЛАЧИВАТЬ НАДО»

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев рассказал, что ряд ритейлеров и поставщиков изучают возможность замены крупнотоннажных грузовиков в своих парках средне- и малотоннажными, которые не подпадают под действие «Платона».

Однако и на этот сегмент — грузовики от 3,5 т — тоже могут распространить систему сборов. Такую возможность изучает Минтранс что в ведомстве отрицать не стали. В Минтрансе также сказали, что решений на эту тему пока не было: исследование направлено на выявление возможности и целесообразности таких действий.

Речь идет, например, о среднетоннажных грузовиках на базе «ГАЗели» или некоторых моделях КАМАЗа. Грузовики массой от 3,5 т используются, как правило, для доставки на небольшие расстояния, например из распределительного центра в точки продаж.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков назвал эту идею явно преждевременной. По его словам, аналоги «Платона» в Германии применяются на трассах высшего качества, а в Белоруссии — только в отношении транзитных, иностранных перевозчиков. В России, же отметил депутат, водители большегрузов платят за «такие трассы, где они оставляют подвеску». «Им доплачивать надо», — заявил он.

Уже сейчас понятно, что «Платон» будет распространяться. Неизбежно, что проезд будет платным не только по крупным автомагистралям, уверен президент «Грузавтотранса» Владимир Матягин. Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Максим Бочков тоже выказывал уверенность, что сборы распространят и на региональные трассы, ведь «прибыльность от «Платона» не дотягивает до уровня расходов на ремонт федеральных трасс, при этом часть транспортных средств уходит на региональную сеть».

В Госдуме уже находится законопроект, в котором предлагается дать регионам право взимать средства в бюджет за проезд грузовиков массой более 12 тонн. Ряд регионов такие поправки уже поддержал.

«Если «Платон» на региональных дорогах все же введут, тарифы за проезд должны быть ниже минимум на 50 % по сравнению с федеральными», — считает разумным руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов.

Кстати, предполагаемая экспансия системы на этом не закончится. Есть и другие идеи по расширению «влияния» «Платона». Так, его могут интегрировать с системой весогабаритного контроля Росавтодора, которую планируется развернуть на всей территории России.

Кроме того, предлагается максимально соединить «Платон» с базами данных таможенной и налоговой служб. Первый заместитель главы Минтранса РФ Евгений Дитрих объяснил, что службы хотят знать, какими маршрутами перевозятся грузы, пересекающие границу, кто возит грузы и в каких объемах. Информационный обмен между этими системами не только упростит документооборот перевозчиков и госорганов, но и сократит время для принятия решений, а значит, повысит эффективность законопослушных участников рынка, считают в кабмине.

Еще одно направление развития «Платона» — использование в странах Евразийского экономического союза в качестве универсального платежного средства для автотранспорта. Уже подписано соответствующее соглашение с Казахстаном: к концу 2017 года начнут взимать плату за проезд со всех грузовиков, а с легковых машин — только на дорогах первой категории. Аналогичные переговоры оператор «Платона» планирует провести с властями Киргизии и Белоруссии.