Автопарк

Главная  /  Автопарк  /  MAN TGS 8Х8. «Карьерист»

MAN TGS 8Х8.
«Карьерист»

После представления компанией MAN TRUCK & BUS полноприводного карьерного самосвала для горнодобывающей промышленности на выставке BAUMA 2016 схожий вариант решили привезти для показа и российским клиентам. Для первичного знакомства с техникой был выбран Дмитровский полигон, куда мы и направились

MAN TGS 41.480 8Х8 BB-WW. Полная масса: 50 000 кг. Начало продаж: 2014 г. Цена: в зависимости от комплектации

Как было заявлено в пресс-релизе, это первый в России полноприводной четырехосный самосвал MAN с двигателем стандарта Евро-5 и специализированным кузовом Meiller с гидравлическим подъемом заднего борта. Основным назначением автомобиля является работа в горнодобывающей промышленности. Он призван составить конкуренцию как негабаритным карьерным машинам легкого класса, так и шарнирносочлененным самосвалам. Нечто подобное пытается продавать марка TATRA, однако в силу разного рода причин ей так и не удалось выйти на сколько-нибудь значимые объемы продаж. Есть, конечно, еще совсем бюджетный вариант, полноприводной самосвал МЗКТ-652700, но это несколько другая история.

Просторная кабина обеспечивает хороший обзор с места водителя, а прекрасная эргономика — удобство управления автомобилем в любых условиях

Итак, представляем — четырехосный полноприводной самосвал MAN TGS 41.480 8х8 BB-WW с двигателем Евро-5 и надстройкой Meiller H436 с гидравлическим подъемом заднего борта. Максимально допустимая техническая полная масса автомобиля, согласно заводской спецификации, — 50 тонн. Специальный кузов предназначен для перевозки горной массы, шлака, руды. Объем кузова — 21 м3. Конструкция заднего борта позволяет полностью раскрыть его в начале подъема кузова. Гидравлическая конструкция борта обеспечивает безопасность и удобство оператора при выгрузке породы даже при диаметре крупнокусковых скальных пород горной массы в 1–1,5 м.

САМОСВАЛЬНОЕ ШАССИ

Полноприводное шасси с постоянным полным приводом на мостах с планетарными редукторами. Грузоподъемность передних мостов — 9 тонн, задних — 16. 

Самосвальное шасси адаптировано к работе в горнодобывающей промышленности и оборудовано усиленной рамой (основная толщина рамы 9,5 мм, плюс вкладыши такой же толщины), специальными конструктивными элементами подвески и тормозной системы, которые позволяют ему справляться с трудными условиями эксплуатации.

Мощный и экономичный двигатель D2676LF07 соответствует экологическим нормам Евро-5

Подвеска передних мостов выполнена на 4-листовых рессорах под нагрузку 9,5 т. В конструкции задней подвески использованы параболические 16-листовые рессоры, рассчитанные на нагрузку в 20 т. Постоянный полный привод дает возможность самосвалу заезжать на труднопроходимые площадки отвалов, преодолевать затяжные уклоны и спуски, а также передвигаться по дорогам с мягким грунтом. Шасси полностью необслуживаемое с применением сайлент-блоков.

Для улучшения проходимости в карьере на передние мосты могут устанавливаться покрышки размерностью 14.00R20, на задние — стандартный вариант 325/95R24. Этим добиваются того, что передние мосты не «тонут» в колее и «режут глину», как следствие улучшается проходимость машины на слабых грунтах. При этом имеется одно неудобство. При выезде на дороги общего пользования необходимо переобуть передние мосты, чтобы соответствовать нормативным требованиям.

В качестве силового агрегата задействован двигатель D2676LF07 Евро-5 мощностью 480 л. с. Он агрегатируется с роботизированной коробкой передач MAN TipMatic, которая позволяет повысить эффективность работы самосвала при управлении операторами разной квалификации. Раздаточная коробка имеет нейтраль, что очень удобно при буксировке самосвала без необходимости снятия карданных валов.

Поскольку двигатель соответствует нормам Евро-5, пришлось по месту решать вопрос с подогревом кузова. На мой взгляд, решение не очень удачное, но тут уж как получилось…

Топливный бак оснащен защитой снизу. Бак с AdBlue интегрирован в систему очистки отработавших газов. По требованию заказчика задняя тележка может быть оснащена камневыбивателями или упрощенными резиновыми фартуками (в стандарте металлические крылья). Для защиты колес от скального грунта при погрузке на кузове предусмотрен специальный скат. Ресиверы пневматической системы тормозов также имеют защиту. Защищена и аккумуляторная батарея.

Кабина серии М (дневная) в стандартном исполнении с органами управления роботизированной КП и полноприводной трансмиссией. Для комфортного управления самосвалом предусмотрены система автономного отопления Eberspaecher, кондиционер, изоляция Nordic, а также ряд других специализированных систем.

САМОСВАЛЬНЫЙ КУЗОВ

Кузов, который установлен на шасси MAN, для компании Meiller не новый. Несмотря на это, до недавнего времени его не монтировали в массовом порядке на самосвальные шасси по причине невостребованности. В ходу было все самое простое и дешевое.

Можно сказать, что это практически первый подобный опыт специального предложения для российских клиентов, учитывающий специфические особенности эксплуатации самосвала в карьере.

Защищен не только топливный бак, но АКБ и ресиверы торомозной системы самосвала

Кузов Meiller выполнен из высокопрочной стали Hardox, что делает его устойчивым к ударам горной массы при погрузке экскаватором. Днище изготовлено из стали Hardox 450 толщиной 12 мм, боковые стенки — Hardox 400 толщиной 8 мм. Из других особенностей стоит отметить наличие усиленного подрамника для жестких условий эксплуатации, раскладной лестницы для подъема в кузов на правой стороне с ответными ступенями с внутренней стороны, разбивателя камней Rockbreaker на днище и передней стенке кузова, подключения к системе индикации поднятого положения кузова, гидравлики в низкотемпературном исполнении до –45 oС, системы подогрева кузова отработавшими газами с краном переключения, а также защитного козырька FOPS, крюков для крепления на кузове тента, двух противооткатных упоров, световозвращающей маркировки и боковой защиты.

Гидравлический борт типа S4. К примеру, на Западе практически все подобные машины оснащаются гидробортами. Это своего рода попытка продвинуть подобное исполнение на российском рынке. Сразу скажем, оно не из дешевых. До недавнего времени многие отказывались от его установки.

Доступ для ежедневного обслуживания систем грузовика более чем прост

В чем преимущество? Механические замки порой не выдерживают ударов скального грунта. Второй довод в пользу гидравлического борта: даже если кромка борта примерзла при больших отрицательных температурах, гидравлика все равно его отопрет. К тому же подобная конструкция не «хлопает по ушам». Конструкция кузова допускает его эксплуатацию и со снятым гидробортом.

В отличие от немецкого исполнения, на этом кузове установлены стабилизатор от поперечной «болтанки» в движении и обслуживаемые подвижные соединения. Предусмотрена возможность механического подъема кузова, когда машина встала по техническим причинам и необходим доступ к двигателю. Сначала приподнимается кузов , затем уже кабина для доступа к двигателю.

Гидравлика к кузову изготавливается в Мюнхене. Все сварочные работы по кузовам осуществляются на заводе под Прагой. Далее все подвергают грунтовке и отправляют на сборочный завод. Таких предприятий по Западной Европе 8–10. Они окрашивают сборочные единицы и осуществляют финальную сборку с установкой на шасси.

А вот с гидробортом разработчикам еще необходимо немного покумекать

Есть такие производства и в России. К примеру, в Домодедовском районе Подмосковья завод СИАЗ. По отзывам специалистов Meiller, с достаточно хорошим оборудованием, технологией производства и качеством исполнения. Кстати, Mercedes-Benz устанавливает кузова Meiller у себя в Набережных Челнах, Volvo Trucks — обходится силами своих трак-центров.

В ДЕЙСТВИИ

Для опробования самосвала в действии были выбраны два участка дорог Дмитровского полигона — асфальтовый и грунтовый. Асфальтовый включал в себя перепад высот и серпантин. Никаких проблем у забалластированной машины на этом участке не было обнаружено. Машина в поведении прогнозируема, алгоритмы управления просты, а главное, хорошо известны.

Кузов оснащен стабилизатором-улавливателем от поперечных перемещений

На грунтовой дороге при подъеме в гору пришлось задействовать все возможности трансмиссии, поскольку с первого раза заехать не получилось. Виновницей стала пресловутая трава. Стоило слегка отклониться от колеи, как тут же передние колеса пошли в пробуксовку. Однако со второй попытки все пошло как по маслу.

Следует высказать и пару замечаний после детального осмотра самосвала. Прежде всего, необходимо ввести в стандартную комплектацию защиту картера двигателя. С чем, собственно, и согласились устроители мероприятия. Второе: некоторые нарекания вызвал алгоритм работы гидроборта. Мы попросили для съемки слегка приподнять кузов, чтобы показать, как он открывается. Съемку сделали, кузов опустили, а вот гидроборт не закрылся. Оказывается, необходимоделать полный цикл разгрузки, чтобы все работало штатно. Но так как «сорить» на полигоне мы не хотели, то все же добились кое-как его закрытия. Разработчики кузова обещали покумекать над этим эпизодом и выправить «дефект».

Система обогрева кузова имеет слишком громоздкий вид

В качестве резюме отметим следующее. К числу преимуществ этого самосвала следует отнести более низкую его стоимость и эксплуатационные расходы, комфортную кабину и возможность эксплуатации на дорогах общего пользования, а также высокую топливную экономичность и оптимальную стоимость владения.

  • Отменные тяговые качества и проходимость
  • Алгоритм работы гидроборта требует доработки
Технические характеристики
Колесная формула 8х8
Снаряженная масса, кг 20 000
Полная масса, кг 50 000
Объем топливного бака, л 300 + 35 (AdBlue)
Двигатель
модель MAN D2676LF07
тип дизельный, с турбонаддув., Евро-5
рабочий объем, см3 12 419
мощность, л. с. при мин-1 480 при 1900
крутящий момент, Нм при мин-1 2300 при 1050–1400
Коробка передач роботизированная, 12-ступенчатая
Подвеска зависимая, рессорная
Тормоза пневматические, барабанные, с ABS
Размер шин 325/95R24
Цена
Базовая, руб. договорная
Сервис
Заводская гарантия 12 мес. на все ТС, доп. 12 мес. на силовую линию. Без ограничения по пробегу. 60 мес. от сквозной коррозии кабины
Межсервисный пробег, км 250–500 мото-ч (в зависимости от условий эксплуатации)
Конкуренты
TATRA Phoenix T158-8P5R46.261 8x8.1R, МЗКТ-652700 8х8.1