Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Комтранс: из настоящего в будущее

Комтранс:
из настоящего в будущее

Сфера автотранспортных услуг занимает в экономике нашей страны стратегически важное место. Московский Саммит по коммерческому транспорту, прошедший в МВЦ «Крокус Экспо» яркое тому подтверждением.

Саммит по коммерческому транспорту впервые стал частью деловой программы выставки Comtrans, проводимой раз в два года под патронатом OICA. Организатором саммита выступила компания ITEMF Expo совместно c Ассоциацией европейского бизнеса.

Выступая с приветственным словом, председатель правления совета Объединения автопроизводителей России и генеральный директор «КАМАЗ» Сергей Когогин отметил, что коммерческий транспорт занимает в нашей жизни стратегически важное место. При этом ключевое значение приобретают вопросы технологии и комфортности перевозок. «Рынок будет отзываться новыми требованиями. Наша страна ни в коем случае не должна отставать в техническом развитии наших продуктов», - сказал Сергей Когогин. 

Далее к многочисленной аудитории саммита обратились генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф и вице-президент Messe Frankfurt Exhibition GmbH Михаэль Йоханесс. Спикеры оценили мероприятие как новую платформу для дискуссий власти и бизнеса.

Деловая часть мероприятия началась с аналитической дуэли: три самых известных аналитика поделились прогнозами развития рынка на ближайшие два года. Сергей Целиков, генеральный директор АА «Автостат» в своей презентации разбил рынок на три сегмента и отметил, что по всем сегментам в 2017 году фиксируется положительная динамика. В сегменте легкого коммерческого транспорта к концу года ожидается рост порядка 12%, до объема 104 тыс. авто. В среднетоннажниках динамика похожая - плюс 8%. Ускоренную динамику демонстрирует сегмент тяжелых грузовиков: по итогам 2017 года будет продано 52 тыс. авто (рост 43%). К 2019 году продажи должны составить 245 тыс. автомобилей суммарно для трех сегментов. Однако, несмотря на интенсивную динамику, рынок не достигнет докризисного уровня, отметил Целиков.

Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research, посвятила свою презентацию рынку грузовиков массой свыше 6 тонн. Основываясь на макроэкономических факторах, аналитик спрогнозировала объем рынка в 69,35 тыс. единиц на текущий и 83,82 тыс. единиц на следующий год (базовый сценарий). Что касается 1919 года, то темп роста замедлится, объем продаж составит около 93 тыс. единиц. При этом на рынке ожидается снижение доли бюджетного сегмента и рост премиального, к которому эксперт в первую очередь относит европейскую технику.

Третий участник дуэли - Ашот Арутюнян, директор по маркетингу и рекламе ПАО «КАМАЗ» сравнил нынешний кризис по динамике выхода с 2009 годом, когда умеренный рост сменился сильным. Эксперт представил прогноз по грузовикам полной массой от 14-40 тонн. «Текущие данные показывают что рынок растет гораздо быстрее. Последние корректирующие данные говорят, что рынок в 2017 году будет на уровне 58 тыс. единиц, это практически 30% рост», - рассказал Ашот Арутюнян. Доля продукции «КАМАЗ» в этом объеме, как следует из презентации, составит около 51%. В 2018 году рынок ждет умеренный рост, объем продаж может достичь 70 тыс. грузовиков. Основные надежды КАМАЗ возлагает на сегмент магистральных тягачей. «На основании данных по макроэкономике мы видим умеренную положительную динамику в строительном сегменте и сильный рост в сегменте магистральной техники, где доля КАМАЗ по последним данным составляет 36%. Что касается 2019 года рынок не достигнет докризисных уровней, но цифра в 75 тыс. автомобилей вполне реалистична», - подвел итог Ашот Арутюнян.

Следующий тематический блок открыла презентация Бориса Панькова, эксперта в области систем транспортного мониторинга. Спикер рассказал о современных телематических решениях, которые все активнее внедряются в транспортную отрасль, помогая решать задачи в сфере повышения безопасности, эффективности и снижения стоимости владения. Развитие таких систем может идти разными путями. «В настоящее время специализированные сервисные платформы предлагаются автопроизводителями в виде уникальных продуктов, применимых к определенным маркам, - сказал Борис Паньков. – Но, на мой взгляд, не нужно делать «инхаус» вокруг себя, более перспективна открытая интеграция. Если свободный рынок будет создавать и предлагать свои приложения, то у широкой аудитории конечных потребителей появится возможность собрать набор приложений, который нужен именно им».

Рабочую сессию саммита продолжило выступление Александра Морозова, заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации. Проанализировав вызовы, с которыми сталкивается российский автопром, замминистра уделил особое внимание государственной поддержке. По данным Минпромторга совокупный эффект от реализации программ стимулирования спроса с 1 января по 27 августа 2017 года составил 517 399 автомобилей. Правительство заинтересовано в поддержке продукции, содержащей в себе инновационные решения. «Сегодня мы субсидируем НИОКР и затраты на организацию серийного производства, но при обязательствах производителя запустить в серию машину, агрегат или узел, - сказал Александр Морозов. - Такая логика способствует более эффектному отбору участников».

Сессия первого также включала доклады представителей Российского экспортного центра и Департамента технического регулирования ЕЭК. Среди обсуждаемых тем государственная поддержка экспорта и гармонизация технических требований ЕАЭС при введении системы электронных паспортов транспортных средств.

В завершении дня АО «Группа Т-1» и компания Deliver презентовали решение для онлайн-мониторинга T1-Control. Телематическая платформа дает возможность управлять автопарком, оценивать эффективность маршрутов, сокращать транспортные издержки. 

Второй день саммита - Passenger Vehicle Day организаторы посвятили развитию пассажирского коммерческого автотранспорта в России. С докладами выступили представители государственного сектора перевозок (ГУП «Мосгортранс»), топ-менеджмент российских  компаний-производителей («Группа ГАЗ») и импортеров («МАН Трак энд Бас РУС», «Скания Русь»). Одна из самых обсуждаемых проблем – необходимость интенсивного обновления парка.

Согласно данным ГИБДД общий парк автобусов составляет 400 тыс. По оценке «Группы ГАЗ» в эксплуатации находятся 280 тыс. автобусов. Среди них более половины – машины в возрасте свыше 15 лет. По словам Николая Одинцова, директора по развитию корпоративных продаж «Группы ГАЗ» для снижения среднего возраста парка до 10 лет требуется ввод в эксплуатацию 28 тыс. единиц техники в год. Однако емкость рынка автобусов в 2016 году составила лишь 12 тыс. единиц. Среди негативных факторов, сдерживающих рост емкости рынка, Николай Одинцов назвал низкую доступность кредитных ресурсов, высокую закредитованность регионов и сокращение инвестиций в обновление подвижного состава.

Касаясь вопросов увеличения парка метановых автобусов, предмтавитель "Группы ГАЗ" обратил внимание на текущие проблемы, главная из которых – отсутствие развитой заправочной инфраструктуры. Тем не менее, участники дискуссии сошлись во мнении, использование метана является общемировой тенденцией. Как следует из доклада представителя компании «Скания Русь» до 2030 года общий объем потребления газомоторного топлива должен вырасти в 3-5 раз.

В рамках саммита состоялось подписание экологических меморандумов между официальным представительством марки Scania и российскими компаниями «Газпром газомоторное топливо», ГК «Деловые линии», «Грей Холдинг» о содействии в области развития экологической эффективности автопарков, развития сети АГНКС и повышения топливной экономичности.