Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Как перевозчики пострадают от «лишнего веса»

Как перевозчики
пострадают от «лишнего веса»

C 15 ноября для грузовиков массой более 12 тонн введена система взимания платы за вред федеральным дорогам — «Платон». Перевозчики и водители встретили новшество акциями протеста — участники рынка всерьез испугались за свой бизнес

Перекрытие улиц, «цепи протеста» вдоль трасс, пикеты около офисов системы взимания платы «Платон» — на таком фоне проходило внедрение новинки. До того, как выйти на улицы, участники рынка закидывали правительство письмами с предупреждениями о транспортном коллапсе и подорожании своих услуг. Но отмены сбора или моратория они так и не добились. Стихийные протесты начались 11 ноября, за четыре дня до запуска новой системы. Не обошлось без жертв: во время акции протеста в Тверской области погиб  дальнобойщик, еще трое пострадали в результате аварии — фура въехала в толпу протестующих.

Новшество коснулось владельцев порядка двух миллионов грузовиков разрешенной массой свыше 12 тонн. Главным требованием участников акций стала отмена сбора, который перевозчики сочли грабительским. При малейших неполадках непротестированной системы водители опасались влететь на разорительные штрафы. Их намеченный размер поверг в шок в первую очередь юрлиц — 450 тыс. руб. Протестующие предупредили, что новый сбор просто вынуждены будут включить в стоимость услуг по перевозке грузов. После чего подорожание пойдет по цепочке — стоимость товаров первой необходимости в рознице в результате может вырасти в разы.

БОЛЬШЕ ВЕСИШЬ — ДОРОЖЕ ЕДЕШЬ

Итак, что же грозит рынку в связи с введением нового «налога на вред»? Начнем с ценового вопроса.

С ним чиновники разобрались в самый последний момент. Первоначально правительство установило тариф для большегрузов на уровне 3,73 руб. за один километр пути. Эту плату сочли чрезмерной даже в Минэкономразвития — в ведомстве посоветовали взимать с перевозчиков не более рубля за километр. Эта цифра рассчитана на данных экспертного сообщества о среднегодовом пробеге большегрузного транспорта.

В итоге победил компромиссный вариант: за несколько дней до вступления механизма в силу правительство снизило тариф до 1,53 руб. на срок до 29 февраля 2016 года. Далее, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года будет действовать тариф в размере 3,06 руб. Предполагается, что собираемые средства (около 50 млрд руб. в год) пойдут в федеральный дорожный фонд. Правда, из полученной суммы еще будет вычтена плата за внедрение самой системы. Ее создание обошлось инвестору в 27 млрд руб.

Мнения о влиянии новшества на рынок сильно разнятся. Перевозчики предсказали, что себестоимость километра пути по федеральным трассам значительно вырастет — оценки доходят до 30 %.

В частности, в «Совтрансавто» рассчитали, что увеличение расходов окажется на уровне 20–25 % от себестоимости. Для клиентов перевозчика рост при этом составит в районе 10–20 % от стоимости доставки, сказали в компании. Председатель совета НП «Грузоавтотранс» Владимир Матягин перед введением системы спрогнозировал, что себестоимость перевозок вырастет на 20 %. Оценка гендиректора «Лартранса» Александра Ларионова — минимум 15 %. Чтобы не было такого роста, тариф не должен превышать 1 руб., заявил он, иначе перевозчиков ждет банкротство, а автопарк — старение. Себестоимость перевозки практически сравнялась с рентабельностью.

«В рамках тарифа сбор составит 5–12 %. Грузоперевозчику придется выставлять новый тариф для грузовладельца, который в свою очередь включит дополнительные расходы в стоимость товара, — комментирует начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин. — Если же исключить сумму сбора с участков платных дорог, это не сильно повлияет на экономическую модель для перевозчика, потому что сумма за проезд по платному участку в 2–4 раза выше стоимости федерального сбора». Одним из следствий новшества, по его оценке, может стать снижение количества междугородных рейсов на среднетоннажном транспорте.

Дмитрий Колотильщиков, руководитель отдела междугородных автомобильных перевозок компании Itella в России, приводит расчеты о том, что тарифы в среднем вырастут на 10 %. Это то повышение, которое касается только самого сбора в зависимости от удаленности точек загрузки и выгрузки. Есть еще и другие отрицательные факторы. «При авансовой системе оплаты данного сбора перевозчикам придется где-то изыскивать дополнительные свободные средства, которых в текущей рыночной ситуации попросту может не быть, — комментирует он. — В связи с этим перевозчикам нужно будет  обратиться в кредитные организации, что может привести к дополнительным затратам. Это в свою очередь повлияет на дополнительную тарификацию перевозок».

Руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов предсказывает, что при стоимости проезда для 12-тонников на уровне 1,53 руб./км себестоимость грузоперевозки может повыситься на 4–6 %. Если и вводить сбор за проезд по федеральным трассам, то тариф за проезд 12-тонников не должен превышать 1 руб./км, уверен он.  

ГРУЗОВИКИ ПРИВЕЗУТ ИНФЛЯЦИЮ

Что в результате произойдет с розничными ценами? Мнения разделились еще более кардинальным образом. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев заявил, что речь идет о 2-процентном подорожании. Бизнес-омбудсмен Борис Титов прогнозирует увеличение цен на наиболее востребованные товары в следующем году на 5 %. Председатель Центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко настроен более пессимистично: введение сбора приведет к удорожанию перевозимых товаров на 12–15 %.

Руководитель направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов приводит данные о том, что доля отправок большими грузовиками в сегменте товаров первой необходимости и продовольственной продукции может достигать 65–85 %. Нынешний тариф, по его оценке, может повысить стоимость перевозки на 6–8 %, а это приведет к удорожанию потребительских товаров (продовольственной и непродовольственной групп) на 0,5–1,5 %.

Руководитель проекта «пробок.нет» Александр Шумский напоминает, что 85–90 % товаров, которые перевозятся 12-тонниками, — это непродовольственные товары. В основном это строительные материалы, навалочные грузы — щебень, песок. Стоимость перевозок грузов еврофурой в среднем составляет 30 руб. за 1 км. С максимальным тарифом, который будет запущен только с 2019 года, стоимость составит 33,73 руб. Соответственно, стоимость перевозки вырастет примерно на 10 %, рассчитал эксперт. Однако транспортная составляющая в цене товара достигает лишь 4–10 %. «Следовательно, итоговая стоимость товара может вырасти на 1–1,5 %. Мы можем этого повышения даже не почувствовать», — говорит Шумский.

Так дальнобойщики протестовали в Тюмени

Чиновники рост цен предсказывают минимальный. Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов до введения системы заявил в интервью, что увеличение в процентном соотношении стоимости перевозок составит около 10 %. Однако в себестоимости продовольственных товаров стоимость перевозки занимает 4–10 %. Так что подорожание товаров составит менее 1 %.

«ПЛАТОН» ПОСТРАДАЛ ОТ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЕЙ

Такие же расхождения — и по поводу готовности системы взимания платы «Платон». Для внесения платы грузоперевозчикам необходимо получить бесплатное бортовое устройство или оформить маршрутную карту. Однако, как заявили крупные перевозчики перед внедрением новшества, бортовых устройств на всех не хватает, сервис по созданию маршрутных карт и вовсе не заработал. Так, в компании «Совтрансавто» перед запуском системы рассказали, что не смогли получить транспондеры на зарегистрированное количество машин. В «Транспортной компании Семерка» не могли зайти в личный кабинет, чтобы сделать маршрутную карту. О недоступности альтернативных вариантов рассказывали и в других компаниях. «Сайт системы завис, терминал в офисе оператора («РТ-Инвест транспортные системы») тоже, до колл-центра не дозвониться, — рассказывал агентству «Интерфакс» председатель правления Сибирской ассоциации автоперевозчиков Алексей Лядусов. — При этом на северном объезде вокруг Новосибирска уже стоит мобильный комплекс, видимо, фиксирует нарушителей. Кроме того, в ряде случаев при выписке маршрутных карт средства списываются, как за несколько штук вместо одной».

Не отставала и Центральная Россия

В компании Itella в России на момент внедрения системы рассказали, что проблем с регистрацией не возникло, но бортовых устройств не выдают — их физически нет. «Пояснили, что после подписания договора нас поставят в очередь и по мере их готовности будут выдавать», — объяснили в компании.

В компании «ПЭК» до часа «икс» уже зарегистрировалась в системе «Платон», но не получили подробные инструкции по установке оборудования, получению и обработке счетов и т. д. Организаторы пока не прислали и расчетный счет для оплаты проезда, сказали в компании.

Перевозчики также сообщали, что бортовые устройства если и доступны, то только в центре России, за Уралом они ожидались не раньше конца ноября — начала декабря. При этом у малых и средних компаний возникло больше проблем с их получением, чем у крупных. А ведь традиционно более 60 % перевозок приходится на заемный автотранспорт малых и средних компаний.

В компаниях после введения системы, кроме того, обнаруживали, что пробег по навигатору GPS не равен пробегу по данным «Платона», причем во втором случае пройденное расстояние больше. Кроме того, фактическое наличие денежных средств на счету отличалось от показываемого системой «Платон» в личном кабинете.

То, что система не была подготовлена в срок, подтвердил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

В Минтрансе с претензиями не согласились, заявляя, что система прошла все комплексные испытания, а у владельцев транспортных средств были все возможности для регистрации в срок. Глава министерства Максим Соколов дал понять, что решение о введении платы для 12-тонников было принято «не вчера и даже не позавчера». Пользователям, которые пришли на регистрацию за два-три дня или прямо в день запуска системы, пошли навстречу — для них открыта возможность оформления разовой маршрутной карты с указанием минимального количества данных о владельце и его транспортом средстве. Впрочем, в Минтрансе все же признали некоторые технические проблемы, объяснив их происками «недоброжелателей» (сайт системы подвергся нападению хакеров).

ПРОЯВИЛИ ГИБКОСТЬ

В министерстве отсекали и все предостережения дальнобойщиков о проблемах с поставкой продуктов в регионы. Ведь в РФ широко развита работа всех видов транспорта: авиационного, водного, железнодорожного и автомобильного, аргументировали в Минтрансе.

И все же крупные производители продовольствия уведомили торговые сети, что могут гарантировать лишь неделю бесперебойных поставок. Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз) попросила розничные сети не выставлять штрафы за недопоставку товара из-за нехватки грузовиков после введения нового дорожного сбора.

В Кремле же призывали всех участников системы проявить гибкость. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков призвал стороны найти компромисс.

В некоторых случаях потребовалось вмешательство со стороны сотрудников ДПС

В итоге кроме снижения цены за километр перевозчики получили послабление в сфере наказания за неподчинение. С 15 ноября по май 2016 года штраф за неоплаченный проезд для водителя фуры должен был составить 5 тыс. руб., для должностного лица, ответственного за движение грузовика, — 40 тыс., а для юридических лиц — 450 тыс. руб. Но брать их пока будут только в Московской области. Штрафовать остальных неплательщиков по всей России обещали с мая 2016 года. Впрочем, перевозчики обращают внимание, что большинство логистических потоков все равно проходит через Московскую область.

В Госдуме обещали поработать над размером штрафов: группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по транспорту Евгением Москвичевым внесла законопроект, предлагающий сократить санкции в разы. Иначе бизнес просто разорится, объяснили депутаты. Народные избранники, кроме того, предложили разрешить оплачивать проезд после завершения маршрута, а не строго в начале пути. «Закон предусматривает легальное движение транспортных средств только после внесения предоплаты. С учетом практики современного бизнеса это очень обременительное требование», — отметили авторы инициативы.

Оппозиционные фракции, кроме того, пытались провести инициативы о моратории на введение сбора, но сразу стало очевидно, что шансов они не имеют — в правительстве настроены решительно.

РОМАН МАНЮШИН / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМПАНИИ DATA MASTER

Те, кто это написал, так и не прокомментировали. Сейчас в профессиональной среде ходит несколько мнений. Первое — это то, что имеется в виду прибор ЭРА-ГЛОНАСС, который нас ждет в следующие годы. Это устройство, которое устанавливается на конвейере, в нем защищаются данные специальным шифрованием. Т.е. это то, на что государство может положиться. И ни в коем случае не идет речь о той распространенной транспортной телематике, которую поставили себе транспортные компании.

Второе мнение исходит из того, что приборы раздавать оказалось очень сложно — их еще надо изготовить и т. д. Есть мнение, что транспортным компаниям самим разрешат покупать бортовые устройства.

АНДРЕЙ ЕЛЬЦОВ / МЕНЕДЖЕР ПРОДУКТА КОМПАНИИ OMNICOMM

Есть постановление Правительства РФ №1191 от 3.11. 2015 г., в котором указано, что могут быть использованы сторонние устройства. Но, к сожалению, на текущий момент, на рынке нет самих сторонних бортовых устройств, которые могут быть использованы в системе «Платон». Нет и каких-либо требований к этому устройству в принципе, а также понимания, как это должно работать. Отсутствуют протоколы взаимодействия с системой «Платон» — ровным счетом нет ничего. Компания Omnicomm направила официальный запрос в «РТ-Инвест транспортные системы» с просьбой дать техническую информацию по сторонним бортовым терминалам. Ответа от них мы так и не получили.

Так как навигационный терминал Omnicomm является официальным средством измерения, то он теоретически может выполнять часть функций бортового устройства системы «Платон» — такие, как отслеживание маршрута транспортного средства, замер расстояния и др. Но на практике на сегодняшний день это нереализуемо, опять же из-за недостатка технической информации.