Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Инженериум Volvo Trucks: от нестандартных решений до беспилотников

Инженериум Volvo Trucks:
от нестандартных решений до беспилотников

Ведущие специалисты Volvo Trucks обсудили с журналистами самые интересные проекты прошлого года. Заседание пресс-клуба в новом формате «Инженериум» состоялось в Москве

Ценность формата, ставшего традиционным для компании Volvo Trucks, заключается в полном вовлечении всех сторон в дискуссию. Инженерия, чертежи, железо, детали, сложности и пути решения проблем — все это тут же переросло в неформальное обсуждение.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Сессию открыл руководитель майнингового сегмента «Вольво Восток» Виталий Гетьман. Специалист рассказал о достаточно сложных проектах, трансформировавшихся в специальную технику на шасси грузовых автомобилей Volvo. Портфель стандартных спецификаций Volvo Trucks для России насчитывает свыше 600 вариантов комплектации на каждую модель грузовика, а для глобального рынка — по 2000 вариантов оснащения тех же моделей, включая исполнения для жаркого и влажного климата. Кроме того, завод может выполнить нестандартные доработки грузовика, а что не вписывается в условия конвейерной сборки (например, по причине значительных временных затрат), то выполняют «Вольво Групп Трак Центры», авторизованные дилеры или уполномоченные кузовостроители.

Яркий пример подобной схемы работы — проект автобетононасоса Putzmeister. Перед разработчиками стояла задача смонтировать надстройку с 56‑метровой стрелой на 5‑осное шасси Volvo FM. Базовый автомобиль собрали на заводе в Гетеборге, а подвеску дорабатывали на сервисной станции в России. Изменения, в частности, коснулись упругих элементов подвески и реактивных штанг последней оси — их сместили вниз на 60 мм (именно этого расстояния не хватало для монтажа надстройки). Позже это решение было повторено израильским дилером Volvo Trucks.

Автобетононасос Putzmeister на шасси Volvo FM.

Вызовом для специалистов оказался проект по установке 70‑метрового телескопического подъемника на шасси с колесной формулой 8х4. Работа была доверена официальному кузовостроителю «Чайка Сервис» из Нижнего Новгорода. Российские инженеры четко задали расположение компонентов на шасси, и их пожелания учли на заводе — переместили ряд узлов и деталей, чтобы освободить место под внешние опоры. Кроме того, заказчик хотел использовать шины повышенной проходимости размерностью 425/85R21, которые больше стандартных, и нужно было это учесть. Поскольку автомобиль предназначен для эксплуатации в тяжелых условиях, заменили стальными алюминиевые кронштейны крыльев и других элементов.

Телескопический подъемник «Чайка Сервис».

Примером тесного взаимодействия завода, кузовостроителя и сервисного центра является постройка седельно-балластного тягача для компании «Алроса». По техническому заданию тягач должен быть с колесной формулой 6х6 и двускатной ошиновкой задней тележки. Машину надлежало оснастить тягово-сцепным устройством спереди и седельно-сцепным (ССУ) сзади. Для гидростанции полуприцепа-тяжеловоза требовалось подвести питание 24 В, а сцепные устройства должны располагаться на определенной высоте — 875 мм. Завод собрал автомобиль с выпущенной вперед рамой, буксирными поперечинами спереди и сзади и сцепными устройствами Rockinger 56E на них, причем была проведена адаптация поперечин по высоте, как требовалось заказчику. Кузовостроитель смонтировал балластную платформу, которая представляет собой полноценную бортовую платформу и может использоваться для перевозки различных грузов. Платформа устанавливается на ССУ краном и фиксируется контейнерными замками. Для питания гидростанции полуприцепа-тяжеловоза сервисный центр вывел розетку на аккумуляторный ящик.

Двухзвенный самосвал «Тонар» повышенной грузоподъемности для компании «Алроса».

СУММА ТЕХНОЛОГИЙ

Далее слово взял ведущий инженер Volvo Trucks Артем Эйдман, он поделился информацией о проектировании автомобилей и нестандартных инженерных решениях, касающихся базовых шасси. В качестве примера такой работы эксперт упомянул клиента из Подмосковья, который занимается перевозкой нерудных материалов и дорожно-строительной техники на тралах. Упомянутый перевозчик в течение нескольких лет закупал тягачи Volvo FH 6x4 с двигателями D13C420, механическими КП, ведущими мостами с двойной разнесенной главной передачей (передаточное число 3,61). Главная цель, которую преследовал клиент при обращении в Volvo Trucks, — это сокращение расхода топлива. Изучив проблему, специалисты предложили такой вариант: более мощный двигатель D13C460 в сочетании с АКП I-Shift с повышающей передачей, мосты с одинарной главной передачей, снижающие потери в трансмиссии. Передаточное число главной пары увеличилось до 3,78, но за счет повышающей ступени в КП суммарное передаточное число трансмиссии стало меньше, и автомобиль стал более скоростным на трассе. При этом более мощный двигатель позволил сохранить ту же производительность. В итоге расход топлива снизился на 4–6 л по сравнению с предыдущей спецификацией, что составляет 10–12 % от общего расхода.

Гибкое производство на заводе Volvo Group в Калуге позволяет выполнять пожелания клиентов и в части общей компоновки грузовика.

Гибкое производство на заводе Volvo Group в Калуге позволяет выполнять пожелания клиентов и в части общей компоновки грузовика. В качестве примера Артем Эйдман привел шасси под аэродромный заправщик. Несколько лет назад клиент заказывал подобный автомобиль. Стандартная компоновка для него не подходила в принципе, и ее переделывали на сервисной станции: обрезали задний свес, перенесли топливный бак и аккумуляторный ящик, чтобы поставить на шасси заправочное оборудование, установили профили под усиленное ССУ. В прошлом году перевозчик заказал еще один заправщик, но поставил условие, чтобы автомобиль был российского производства. Использовали собранный в Калуге седельный тягач Volvo FM с 11‑литровым двигателем D11С. При этом все необходимые доработки были выполнены на заводе. Прежде всего, увеличили колесную базу с 3800 до 6000 мм. Бак, аккумуляторный ящик, крылья, профили под ССУ установили на заводе. Получился полностью российский автомобиль по спецификации заказчика.

Для клиента важно получить не только высокотехнологичный продукт, но и быть уверенным в его бесперебойном сервисном сопровождении. Специалист отдела послепродажного обслуживания Volvo Trucks Александр Хвойницкий представил передовые решения в области сервисной поддержки большегрузной техники шведской марки. По словам эксперта, клиенты становятся все более требовательными, и Volvo Trucks стремится расширить сервис до контроля над полной стоимостью владения автомобилем. Для этого собирают и обобщают информацию от российских, латиноамериканских клиентов с похожими условиями эксплуатации. Определяют ресурс того или иного агрегата, появляются решения по усовершенствованию конструкции или комплектации, становится возможным регулировать интервал замены масел и фильтров, а также планировать предупредительные ремонты. Таким образом, можно выстроить финансовую модель владения автомобилем вплоть до его продажи. Сейчас в России запущены три проекта контроля над стоимостью владения. Чтобы добиться желаемого, «Вольво Восток» движется навстречу клиенту и предлагает обслуживание и ремонт на территории заказчика. Здесь развивают два направления: стационарные точки на базе каких-либо мастерских и СТО в чистом поле.

ГОРИЗОНТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ

Инженер Volvo Trucks Анатолий Кругляков представил решения в области технологий недалекого будущего — автомобилей на электротяге, сжиженном природном газе (LNG) и автономных транспортных средств. Первым шагом, реализованным Volvo Trucks на пути автоматизации, был самосвал для подземных работ. На примере этого автомобиля компания решила проблему взаимодействия с окружающей средой без системы глобального позиционирования: грузовик движется по заданному маршруту, ориентируясь в ограниченном пространстве.

Концепт полностью автономного автомобиля — седельного тягача Vera на электротяге.

Второй пример автономного движения — мусоровоз. Коммунальная машина движется по маршруту от одного мусорного бака к другому, команде мусоровоза остается только выгружать контейнеры в приемный бункер. Дополнительный бонус в том, что электроника реагирует на внезапное появление препятствия быстрее человека.

Наконец, третий пример автономного движения — самосвал для сбора тростника в Бразилии. Автономность решает специфическую проблему: при движении по полю автомобиль должен двигаться строго между рядками, наезд на рядок уменьшит его урожайность в следующем сезоне. Автоматика справляется с этой задачей лучше человека, плюс самосвал движется за комбайном с той же скоростью. Водитель принимает на себя управление при движении самосвала вне поля.

Одно из предложений Volvo Trucks в области сжиженного природного газа.

Все три примера — это не коммерческие проекты, а пробные. На основе опыта, полученного при создании автономной строительной, коммунальной и сельскохозяйственной техники, Volvo Trucks построила концепт полностью автономного автомобиля — седельного тягача Vera на электротяге. Задача этого транспортного средства не просто ехать автономно, а двигаться, взаимодействуя с дорожной инфраструктурой. Этот автомобиль предназначен для работы на ограниченной территории — в аэропортах, грузовых терминалах. Группа таких тягачей повышает эффективность предприятия, плюс заботится о безопасности движения, так как поддерживают постоянную связь с центром и через центр друг с другом. Центр может спланировать движение так, что пересечения автомобили будут проходить без притормаживания.

Недавно Volvo Trucks представила первый коммерческий продукт с автономным движением. Это самосвальный автопоезд, работающий на добыче известняка в Норвегии. Добывающая компания заказала шесть таких автопоездов, задача которых двигаться по фиксированному маршруту от забоя до станции выгрузки. Управлением автопоездами фактически занимается оператор погрузчика, который подает сигнал на погрузку.

Электромобильность для грузового транспорта связана с проблемой запаса хода, и подлинный прорыв будет, только когда появятся более емкие, компактные и легкие аккумуляторы. Пока запас хода составляет порядка 200 км, чего должно хватать для эксплуатации в городе. Электромобиль, в принципе, создан для города, так как у него полное отсутствие выхлопов и низкий уровень шума. В 2018 году Volvo Trucks представила электрические FL и FE для городской эксплуатации в качестве шасси для развозных грузовичков, мусоровозов и других коммунальных машин (подробности см. «Автопарк» №4/2018).

Кому нужен больший запас хода, может обратить внимание на предложение Volvo Trucks в области сжиженного природного газа. Гамма включает автомобили двух типов: FM и FX с разными задачами и разными колесными формулами, начиная от тягача 4х2 и заканчивая шасси 8х4.

Volvo FMX 8х4 Tridem с трехосной задней тележкой.

Сортиментовоз Volvo FMX с надстройкой Alucar.

Как мы видим, Volvo Trucks активно работает с такими сегментами, как горнодобывающая, строительная, лесная и коммунальная техника, разрабатывая для них конкурентоспособные решения. Одновременно компания работает над перспективными продуктами и не просто работает, а уже предлагает коммерческие образцы в таких областях, как автономные автомобили, техника на электрической тяге и газомоторном топливе. В будущем мир ждет еще много интересных проектов.