Top.Mail.Ru
Иностранцев высадят из такси: к чему приведёт новая реформа отрасли

Иностранцев высадят из такси: к чему приведёт новая реформа отрасли

05.08.2019
В следующем году рынок услуг такси может серьезно измениться. Госдума собирается принять закон о регулировании этой сферы, который, с одной стороны, призван сделать ее более цивилизованной, но с другой — может принести немало рисков для бизнеса, а также для кошельков клиентов. Возможно, риски оправданы, ведь речь идет о безопасности поездок?

Ирина Зверева

  1. Главные готовящиеся новации — введение обязательства контролировать режим труда и отдыха таксистов, а также требование не брать на работу иностранных граждан.

Эти и другие поправки депутаты из профильного комитета собираются добавить в рамках второго чтения законопроекта о регулировании рынка такси.

В первом чтении законопроект был принят в декабре 2018 года и в первоначальной версии носил менее революционный характер.

ЧТО ПРЕДЛАГАЛИ РАНЬШЕ

Отметим главные новации первоначальной редакции. Они сохранятся и в финальной версии документа — с дополнениями.

Одна из норм документа определяет, что машина, используемая как такси, должна иметь цветографическую схему на кузове, опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше, таксометр. Важно, что определенный цвет кузова такси будет необязателен. Согласно объяснению авторов из профильного комитета, это сделали ради противодействия «прикормленным» властью компаниям.

Помимо этого законопроект устанавливает требования к водителям. А именно, работать таксистами смогут только водители со стажем не менее трех лет, они должны будут получить разрешение. Водителей также предлагается обязать проходить мед-осмотр, вводится предрейсовый контроль технического состояния автомобиля. Предрейсовый осмотр водителей, правда, в тексте не упоминается — не ввели из-за нехватки медицинских работников, пояснили депутаты.

Еще один блок поправок посвящен агрегаторам такси — их впервые обязывают становиться на учет в региональные реестры. Причем это должны быть именно российские компании, а не филиалы иностранных юрлиц. Серверы агрегаторов также должны размещаться на территории страны. Информацию о заказах операторам придется хранить не менее полугода. Агрегаторам, кроме того, будет необходимо сотрудничать только с лицензированными перевозчиками.

Законопроект уже и в таком виде вызвал возражения у игроков рынка. Представителей агрегаторов возмутило предложение о запрете выхода на рынок такси для иностранных компаний. Принятие закона в такой редакции поставит под угрозу продолжение работы в России сервисов Gett, «Яндекс.Такси», Uber, эстонского Bolt и других. Представители последнего отметили, что идея противоречит политике развития конкуренции и формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.

Основатель компании Gett Дейв Вайсер эмоционально прокомментировал данную тему на Петербургском международном экономическом форуме. «Планируя инвестировать еще сотни миллионов, мы проснулись и читаем новость о том, что есть закон о регулировании такси, где предлагается ограничить поступление западного капитала в эту сферу в России», — заявил он. Бизнесмен предложил не пытаться ударить по рынку через жесткие нормативные практики, а лучше усилить его регулирование со стороны Федеральной антимонопольной службы.

В Gett также спрогнозировали, что следствием борьбы с иностранными сервисами на рынке такси станут уход с рынка компаний, монополизация отрасли и повышение цен для пользователей минимум на 15 %.

Первый замглавы экономического комитета Совета Федерации Сергей Калашников поддержал позицию агрегаторов, заявив, что внедрение инициативы приведет к снижению конкуренции в отрасли. Парламентарий также отметил, что многие российские компании имеют иностранный капитал.

НЕ НУЖЕН ВОДИТЕЛЬ УЗБЕКСКИЙ

Однако это, как говорится, были только ягодки. В рамках подготовки ко второму чтению документ планируется существенно дополнить, о чем журналистам заявил глава профильного комитета по транспорту и строительству, один из авторов законопроекта о такси Евгений Москвичев. В новой версии совершенно другие понятия о легковом такси и новые требования, уточнил парламентарий.

Наибольший резонанс вызвала новая идея запретить работать таксистами иностранным гражданам. Эта норма, как предполагается, дополнит положение о запрете выхода на рынок для иностранных компаний.

«Человек без российского гражданства не будет иметь права работать в России в качестве водителя такси», — сказал Москвичев в комментарии агентству РИА Новости.

Депутат выразил уверенность, что это повысит безопасность перевозок. По его оценке, в России «достаточно водителей, способных управлять этим транспортом».

Отметим, что сейчас в законе «О безопасности дорожного движения» есть запрет найма коммерческих водителей с иностранными правами. Однако в силу соглашений на международном уровне было сделано исключение для граждан Белоруссии, Киргизии и других государств, где русский язык закреплен в качестве официального.

А ведь именно из этих стран, в основном, совершается «набор кадров» в такси. Их работа легально разрешена в силу международных договоров, так что предложения профильного комитета удивительны, считает председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров», член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Кирилл Янков.

«Разве Госдума собирается их расторгнуть?» — отметил он, имея в виду указанные соглашения.

Важнее то, что одномоментный уход с рынка всех таксистов-иностранцев вызовет нехватку водителей и рост цен, предсказал эксперт.

Пассажирам не очень важно гражданство водителя, свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Согласно данным за март нынешнего года по целевой выборке пассажиров такси объемом 800 респондентов, этот критерий не играет большой роли при выборе в пользу поездок на такси.

Респондентов просили присвоить критериям баллы, где 1 — наиболее важно, а 9 — наименее. Самыми важными факторами опрошенные, прежде всего, назвали техническое состояние автомобиля (2,89) и профессиональное мастерство водителя (3,21). Меньше всего баллов набрали такие критерии, как: гражданство водителя (5,81), форма собственности на такси (6,42) и марка автомобиля (6,63).

В ПОЛЬЗУ БЕЗОПАСНОСТИ

Однако есть мнения и в пользу законодательного «удаления» с рынка иностранной рабочей силы.

«В данном вопросе я полностью согласен с авторами законопроекта, — заявил «Автопарку» руководитель транспортного отдела IBF-Motors Евгений Иванов. — Дело в том, что иностранцы на настоящий момент отнимают значительную часть рынка труда у российских граждан».

При этом он признал, что подобная ситуация наблюдается в большинстве гораздо более экономически развитых стран, где в такси также работают иммигранты.

Еще более существенный аргумент — безопасность поездок на такси, на уровень которой влияет квалификация водителя. А с ней обычно у приезжих больше проблем. «Просто хорошие, профессиональные водители востребованы и находят работу у себя на родине, а в другие страны выезжают на заработки в большинстве случаев разнорабочие, у которых просто есть права», — констатировал эксперт.

Из-за засилья на рынке иностранной рабсилы агрегаторы в борьбе за клиентов значительно снизили тарифы, напомнил также Иванов. Ведь значительную долю в ценообразовании имеет фонд оплаты труда. С точки зрения потребителя это, конечно же, хорошо, признал эксперт. Но есть и, как говорится, обратная сторона медали.

— Применяя низкие тарифы, а как следствие низкая заработная плата, компании не имеют никакой возможности привлечь, а главное — удержать профессиональных, хороших водителей на рынке такси, — пояснил представитель IBF-Motors. — А это снова возвращает нас к разговору о безопасности.

Кстати, водители работают по многу часов не потому, что они хотят этого — они вынуждены так поступать, констатировал эксперт. В противном случае им нечем будет заплатить за аренду авто, ГСМ, да и на жизнь мало что останется.

— Благодаря не очень дальновидной стратегии агрегаторов мы получили огромный пласт водителей, которые в последнюю очередь думают о безопасности дорожного движения, — добавил Иванов.

В случае ухода водителей-иностранцев с рынка некоторое время будет дефицит водителей в такси, что, безусловно, приведет к росту тарифов, спрогнозировал он.

«Но! А кто сказал, что автоперевозки должны быть дешевы? — отметил эксперт. — На данный момент короткие городские поездки в такси сопоставимы по цене с поездкой на метро или автобусе, а если едет три-четыре человека, то и дешевле. Это неправильно».

По его прогнозу, цены вырастут, объем перевозок в километрах и часах упадет, но в денежном объеме рынок такси увеличится.

— Выиграют и агрегаторы, и компании такси, и водители, а главное — благодаря привлечению профи выиграют пассажиры в качестве и безопасности обслуживания, — резюмировал Иванов. — Безусловно, снова вырастет серый рынок такси, но это вопрос работы правоохранительных органов.

Генеральный директор «АвтоСпецЦентр SKODA Каширка» Роман Гидаятов также поддержал готовящиеся изменения.

— В связи с тем, что за 2018 год количество ДТП с участием мигрантов увеличилось на 20 %, подобное ограничение имеет основание, — заявил он. — При этом в крупных городах иностранцев за рулем такси до 50 %, аварии с их участием происходят каждый день, нередко виновник управляет автомобилем по поддельным документам.

По прогнозу Гидаятова, одномоментный уход иностранцев с рынка перевозок может привести к скачку цен на поездки на такси. «Однако данные изменения будут краткосрочными — мигрантов быстро заменят россияне, приезжающие из регионов на заработки», — считает он.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов согласен с аргументами на тему безопасности, так как количество ДТП по вине таксистов-мигрантов велико, считает он.

— Идея о введении запрета основана на том, что количество иностранцев, предоставляющих фальшивые документы (прежде всего, водительские права), растет, — отметил он. — Процедура проверки подлинности документов занимает достаточно длительное время — от 3 месяцев до одного года. А для проверки международных водительских удостоверений необходимо использовать базы других государств, и зачастую работодатели пренебрегают этим.

В итоге, резюмировал эксперт, на работу берут автомобилиста, не обладающего всеми профессиональными компетенциями для управления транспортным средством и перевозки пассажиров.

Впрочем, Тузов считает, что вряд ли законодатели пойдут на жесткие меры.

— Скорее всего, полного запрета на работу мигрантов в такси введено не будет, так как это уже дискриминация, — отметил он. — Возможно, будет ужесточение требований к иностранным гражданам или введут какие-либо ограничения.

Аналитик назвал логичным более мягкий вариант — разрешить заниматься профессиональной деятельностью по перевозке пассажиров и багажа только тем иностранцам, у кого есть водительское удостоверение российского образца.

Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, комментируя данную тему, назвал перегибом полный запрет на работу таксистами для лиц без гражданства РФ. Они должны иметь права российского стандарта — тогда работу можно разрешить, согласен он.

А вот глава Гильдии автошкол России Сергей Лобарев в своем комментарии поддержал предложение запретить иностранным гражданам работать водителями легковых такси. Вопрос стоит о сохранении человеческих жизней на дороге, подчеркнул он.

ЗАПРЕТЯТ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ

Другие предлагаемые к принятию положения законопроекта также привели к спорам, хоть и в меньшей степени. Так, недовольство агрегаторов ожидаемо вызвала идея о сокращении их комиссии до 2–3 %. Эксперты приводят данные, что службы такси берут по 10 % в качестве наценки, а некоторые — по 20–30 %.

С одной стороны, эта мера, согласно задумке, позволит сдержать подорожание. Но с другой — существенное сокращение агрегаторской наценки сделает технологическое развитие служб такси экономически нецелесообразным, заявили в компании Gett.

Не нравится игроку рынка и возложение на агрегаторов обязанности контролировать режим труда и отдыха. Это противоречит действующему законодательству, заявили в компании. Создается возможность коррупционной составляющей, так как новые поправки позволяют, при необходимости, убрать с рынка любую службу заказа такси, сказали в Gett.

Впрочем, контроль над режимом труда и отдыха водителей, конечно же, нужен, с этим согласны многие эксперты. Данная мера необходима, чтобы избежать переработок, которые могут привести к ДТП.

Что именно предлагается в данной сфере? Режим труда и отдыха водителей, а также маршруты передвижения будут контролировать с помощью системы ГЛОНАСС, анонсировал глава думского комитета Евгений Москвичев. Каждый оператор, кроме того, будет отправлять месячный режим труда и отдыха своих водителей в единую региональную систему. Если таксист работает ежедневно, то это должно быть не больше восьми часов. А если по сменам, то не больше 10 часов в сутки.

Все это будет на автоматическом контроле, рассказал Москвичев. То есть, как только таксист выработает норму часов, он уже больше не сможет оказывать услуги в этот рабочий день. Планируется, что у каждого водителя появится персональная карта, где станет фиксироваться время, проведенное за рулем. Аналогичная система, кстати, используется в городском пассажирском транспорте. Пригодится при внедрении новшеств и опыт рынка грузоперевозок.

Получается, водители не смогут параллельно работать с несколькими компаниями.

Указанные требования к режиму также могут вложиться в рост цен на рынке наряду с запретом иностранных водителей и компаний. В профсоюзе таксистов Москвы заявили, что фактически таксисты отрабатывают часов 70–75, а то и больше, в неделю. Это существенно больше, чем нормальная рабочая неделя. Но граждане идут на это, потому что у них кредиты, аренда, необходимость отсылать деньги родным и т. п. Таким образом, если водители станут работать меньше, часть из них вынуждены будут уйти с рынка, что и чревато подорожанием.

В свою очередь, Сергей Канаев отметил, что посредством ГЛОНАСС государство хочет вывести из тени часть бизнеса такси, и усомнился в том, что установка этих систем повлияет на стоимость поездок.

Опыт в данной сфере у агрегаторов, кстати, уже нарабатывается — компании «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и «Везет» начали тестировать в Москве систему контроля режима труда и отдыха таксистов, позволяющую отслеживать общее время, которое водители проводят за рулем.

Гендиректор «АвтоСпецЦентр SKODA Каширка» Роман Гидаятов поддержал идею установки маячков ГЛОНАСС и меры по усилению контроля над режимом в целом. «Если автомобилист отработал более 8 часов за рулем, он не менее опасен, чем водитель в состоянии алкогольного опьянения», — считает эксперт.

В Экспертном центре «Движение без опасности», правда, усомнились в идее насаждения именно ГЛОНАСС для контроля всего маршрута, ведь «такси работает в городах, где хорошая сотовая связь и интернет, и по GPS местонахождение машины можно определить в любой момент».

А вот что важно, так это внедрение для водителей методов дистанционного предрейсового осмотра, чтобы исключить человеческий фактор и добиться высокой безопасности поездок, подчеркнула президент организации Наталья Агре.

— Также важен контроль за рабочим временем, чтобы не допустить переработок, но вводить для этого «карточки» — это вчерашний день в эпоху биометрической идентификации. Хотелось бы увидеть в действии современные методики, — добавила она.

А КТО ПЛАТИТЬ БУДЕТ?

Между тем, ГЛОНАСС с пассажирскими перевозками на сегодняшний день фактически не работает, отметил, комментируя эту тему, первый замглавы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков (он же председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора»).

— К тому же надо понимать, что в России, по разным подсчетам, два-три миллиона такси, — сказал он в интервью «Парламентской газете». — Подавляющая их часть (80–90 % рынка) — это индивидуальные предприниматели. И возникает вопрос — как государство может их контролировать, в том числе маршруты, и каким-то образом их поправлять? Ведь это примерно 30 миллионов маршрутов в день. Кто их будет анализировать?

Все это пока выглядит как благие намерения, но не решение проблемы, — не согласен с коллегой по комитету Лысаков.

Про персональные карты у него есть сомнения — кто, например, оплатит все эти расходы? Ведь мало создать персональную карту — придется создавать и дополнительно предусматривать в бюджете создание соответствующего центра или структуры со своим штатом, аппаратурой, процессами мониторинга.

Парламентарий предложил другой вариант — «ввести идентификацию по номеру водительского удостоверения». И если человек отработал положенное количество часов по Трудовому кодексу в одной компании, то он просто не сможет подключиться к другому агрегатору и получить от него заказ.

В предложениях, озвученных Москвичевым, есть и другие новшества. Водители должны будут проходить те или иные дополнительные курсы — в зависимости от региона, в котором они работают. Кроме того, законодатели планируют наложить запрет на использование в качестве такси легковых автомобилей возрастом более семи лет. Этот пункт тоже вызвал сомнения — лучше бы учесть, сколько машина отработала именно в такси, учитывать именно техническое состояние авто, а не просто возраст, советуют эксперты.

Предложенные меры еще будут обсуждаться, и не факт, что пройдут через Госдуму. Как бы то ни было, и эксперты, и депутаты уверены, что контроль над рынком такси — и особенно над агрегаторами — вводить надо. Важно также наладить передачу заказа только лицам, имеющим разрешение, чему будут способствовать финансовые санкции. После принятия базового закона о регулировании такси депутаты собираются предложить штрафы за передачу заказов таксистам, работающим без разрешений. Наказание на первый раз составит 200 тыс. руб., в повторных случаях — 500 тыс. руб.

Что касается даты принятия закона о регулировании такси, то это, по расчетам депутатов, произойдет до конца нынешнего года. Время для доработки и консультаций с экспертами и бизнесом еще есть.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное