Автопарк

Главная  /  Автопарк  /  Добыть и вывезти: что показали на выставке MiningWorld Russia

Добыть и вывезти:
что показали на выставке MiningWorld Russia

По отзывам очевидцев, выставка MiningWorld Russia с каждым годом растет и хорошеет. Может ли быть иначе, когда добыча полезных ископаемых, главным образом, с помощью иностранной техники, и их вывоз за рубеж — это основа и большая часть экономики страны. Хотя до Новокузнецкой выставки «Уголь России и майнинг» ей еще далеко.

Наши зарубежные партнеры здорово продвинулись и продолжают продвигаться не сбавляя темпов в разработке техники для добычи и транспортировки. Так, в ходе выставки состоялась премьера самосвалов Scania с именами из германо-скандинавского эпоса — Hagen и Odin. Имена звучные, хорошо запоминаются и прочно ассоциируются со Скандинавией.

Самосвал Scania Hagen Xl с кузовом для скальных пород.

Среди европейских автопроизводителей у Scania наиболее основательный подход к автомобилям для горной промышленности — это не просто прокачанные версии дорожных самосвалов, это отдельное направление автомобилей, грузоподъемность которых ограничивается только возможностями шин. При этом они сохраняют возможность двигаться по дорогам общего пользования порожними или слегка гружеными в отличие от карьерных и шарнирно-сочлененных самосвалов.

Самосвалы Hagen XL 8х4 и Odin XL 8х4 (XL означает максимальную производительность) грузоподъемностью 40 т предназначены для перевозок по технологическим дорогам. На шинах 325/95R24, в нашем случае от компании Michelin, для бездорожья самосвалы могут двигаться со скоростью до 50 км/ч, для более высокой скорости — до 60–70 км/ч нужны шины 14.00R20 HCS от той же Michelin, как на самосвальных сцепках для «Алросы». Но тогда автомобиль выйдет за разрешенный габарит по ширине и не сможет двигаться по дорогам общего пользования, если вдруг такая необходимость возникнет.

Перуанская буровая машина Muki FF для разработки узких жил дешевле европейских аналогов.

Самосвалы Hagen и Odin отличаются колесной базой и самосвальной платформой. У самосвала Odin платформа увеличенной вместимости — 32,5 м3 — для перевозки угля, выполненная из стали Strenx S700 толщиной 6 и 8 мм с усилителями и подъемным задним бортом. У самосвала Hagen платформа для перевозки руды и вскрышных пород вместимостью 25 м3, выполненная из стали Hardox 450 с бортами без усилителей, защитным козырьком на всю длину кабины и подъемным задним бортом. 

У обоих автомобилей усиленные передние оси, 5‑листовые рессоры спереди и сзади, 13‑литровый дизель DC13 Евро-5 мощностью 500 л. с., роботизированная коробка передач GRS0935R, моторный тормоз, блокируемые дифференциалы.

Уникальный для нашей страны электрический подземный погрузчик Aramine для узкожильных выработок.

Самосвальную тему поддержала компания Metso Minerals, предложившая гибридный кузов с резиновой футеровкой для карьерных самосвалов — Metso Truck Body. Премьера кузова прошла совсем недавно в Мюнхене на выставке Bauma.

Упругость резины, поглощающей кинетическую энергию ударов при загрузке кузова, позволила использовать для металлоконструкций кузова более тонкий металл, снизив его массу на 20–30% в сравнении с серийным кузовом со стальной футеровкой и, соответственно, на несколько тонн увеличив полезную нагрузку самосвала. Плюс повышение срока службы кузова до шести раз, снижение шума на 50% и вибраций на 97%. Поврежденная резиновая футеровка легко заменяется без сварочного аппарата.

Для подземной добычи большую проблему составляет отвод выхлопных газов, поэтому лучше, если их там вообще не будет. Электрический подземный погрузчик L140B представила французская компания Aramine. Машина предназначена для работы в узкожильных выработках — ее ширина 1100 мм, грузоподъемность 1300 кг с основным ковшом вместимостью 0,7 м3. Рекомендуемое сечение выработки 2,3х2,3 м.

Самосвал Scania Odin XL с кузовом для перевозки угля.

Машина оснащена двумя одинаковыми электродвигателями мощностью по 25 кВт с жидкостным охлаждением. Один установлен на заднем мосту и приводит машину в движение через ременной редуктор, второй приводит гидронасос, обеспечивающий мощностью рулевое управление и рабочее оборудование. Электродвигатели питаются от системы 12‑вольтовых литиевых аккумуляторов LiFePO4, выполненной в виде съемного модуля, установленного в заднем свесе машины, где он попутно выполняет функцию противовеса. Аккумуляторы помещены в водонепроницаемые короба из нержавеющей стали с системой охлаждения при зарядке и зарядным устройством. Мощность модуля 24 кВт. Максимальная скорость, на которую способен погрузчик, — 7 км/ч. Аккумуляторный модуль можно быстро заменить с помощью опциональной станции замены аккумуляторов Aramine W с краном. После выставки погрузчик отправился в Забайкалье добывать уран.

Что мы знаем о Перу? Горы, инки, Мачу-Пикчу. И… оказывается в Перу выпускают вполне достойную горную технику, тем более что строится она на комплектующих ведущих мировых поставщиков. На выставке компания «Балум Рус Сервис» показала проходческую буровую установку Muki FF шириной 1050 мм, предназначенную для выработок и тоннелей малого сечения от 1,5х2 до 3,5х3,5 м. Установка оснащена гидравлической стрелой с податчиком штанг и установленным на нем перфоратором Montabert HC50 мощностью 14 кВт. Податчик штанг может вращаться на 360° в вертикальной плоскости, стрела выдвигается вперед на 1000 мм, поднимается на 45°, опускается на 20° и поворачивается на +/– 30°, зона покрытия 18,4 м2. Благодаря этому машина может вести бурение в тоннелях с поворотами с радиусом 4,1 м по внешней стенке, с подъемами и спусками.

Резиновая футеровка Metso для карьерных самосвалов служит до 6 раз дольше стальной.

Шарнирно-сочлененное шасси оснащено дизелем Deutz мощностью 55,1 кВт, от которого приводится гидростатическая трансмиссия Poclain и рабочее оборудование, включая гидравлический перфоратор Montabert. Работоспособность узлов трения обеспечивает централизованная система смазки SKF.

По уровню исполнения машина близка к европейским аналогам, но доступнее по цене, в чем и заключается ее основное преимущество. После выставки ее отправили на Камчатку добывать золото.

Таким образом, выставка MiningWorld Russia в очередной раз продемонстрировала живой интерес зарубежных машиностроителей к российской горной промышленности, доля иностранного капитала в которой около 50%.