Top.Mail.Ru
Борьба на бумаге: почему автошколы ничему не учат

Борьба на бумаге: почему автошколы ничему не учат

10.08.2016
Смертность на наших дорогах в 3–4 раза выше, чем в ведущих государствах Европы и Азии: только в прошлом году в России в ДТП погибло более 23 тысяч человек. Одна из причин тому — низкая квалификация водителей грузовиков и автобусов, а львиная доля вины в этом ложится на автошколы

Михаил Ожерельев

Борьба с высокой аварийностью в Российской Федерации ведется на государственном уровне: с 2012 года в стране действует целевая программа с бюджетом около 33 млрд руб. Деньги тратятся на установку камер, барьерные ограждения, освещение, светофоры, пропаганду безопасной езды. Однако прошлогодняя трагедия с автобусами в Хабаровском крае навела власти страны на мысль, что этого недостаточно. После аварии состоялось экстренное совещание у президента РФ Владимира Путина, где он потребовал покончить с ростом аварийности. Чиновники приняли дополнительный план срочных мер по борьбе с ДТП, но в итоге как раз пассажирскую сферу эти меры затронули лишь косвенно и касаются в первую очередь «пьянки за рулем» и опасного вождения. Правда, наказание для лихачей пока не придумали, но в Госдуме уже звучат предложения ввести за это уголовную ответственность, а также лишать прав при повторном нарушении.

Помимо всего прочего, в целях снижения смертности на дорогах, правительство осенью 2015 года «уточнило» требования к перевозчикам. Новые требования прописаны в последней редакции приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 года №287. Документ расширяет перечень профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Теперь помимо национального водительского удостоверения водитель-профессионал должен соответствовать неким квалификационным требованиям.

Борьба на бумаге: почему автошколы ничему не учат

Работники автопредприятий должны ежегодно проходить курс ПДД

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Приказ №287 вступил в силу в июне 2016 года. И, как пояснили в Минтрансе России, с момента публикации приказа у перевозчиков было полгода для переподготовки водителей или изменения должностной сетки в соответствии с навыками и знаниями сотрудников.

В числе знаний и навыков, упомянутых в документе и необходимых водителям практически всех транспортныхсредств, — умение безопасно и эффективно управлять автомобилями и автобусами соответствующей категории в различных условиях дорожного движения. От профессионалов также требуется понимание основ безопасного управления, принципов работы базовых механизмов эксплуатируемой техники и признаков неисправностей, которые могут возникнуть в пути. Предписано знание правил оказания первой помощи, обеспечения безопасности пассажиров или грузов, а также умение использовать различные виды тахографов. К слову, сегодня в рейс без прибора учета режима труда и отдыха выезжать нельзя. За это нарушение установлен штраф о 1000 до 3000 руб. для водителя, а для должностного лица — 5000–10 000 руб.

Помимо основных требований, в документе прописаны и специфические. Так, например, водитель транспортного средства категорий «В», «BE», т.е. масса которого не превышает 3,5 тонны, а также легкового такси должен будет уметь контролировать свое эмоциональное состояние и не забывать совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории. А вот для управления автомобилем, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, например скорой помощью, уже нужно будет подтвердить знания основыпсихологии и этики водителя.

Борьба на бумаге: почему автошколы ничему не учат

Требования к материально-технической базе автошкол с 2014 года значительно выросли

Для получения права на перевозку детей водителю будет необходимо подтвердить наличие непрерывного стажа не менее года и отсутствие административных наказаний, в том числе фактов лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, за аналогичный период времени. Такие же требования предъявляются для получения допуска к работе с опасными грузами. В то же время диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролер технического состояния автотранспортных средств или специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должны будут представитель диплом об образовании не ниже среднего по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Если дипломспециалиста не входит в указанную группу, то он должен будет представить диплом о переподготовке с присвоением квалификации, соответствующей запрашиваемой должности. Отчитываться о выполнении приказа о квалификационных требованиях не нужно, но проверки будут как в плановом, так и во внеплановом порядке. Сейчас Минтранс готовит приказ, который уточнит требования к тем, кто выпускает в рейс автомобили и водителей, а также порядок аттестации должностного лица, которое отвечает за безопасность перевозок, за нормирование труда и отдыха, проведение инструктажей перед рейсом.

О том, что некоторые детали приказа №287 еще нуждаются в уточнении, говорят и эксперты, и перевозчики. По словам доктора психологических наук, руководителя Лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России Веры Булыгиной, указанный нормативно-правовой акт, безусловно, необходим. Но не менее важным является вопрос его практического исполнения. В частности, В. Булыгина обращает внимание на то, что требование от водителей транспортного средства категорий «В», «BE», а также легкового такси контролировать свое эмоциональное состояние, требует дополнительной расшифровки и нуждается в создании критериев оценки и организации системы психологической тренинговой работы с ними.

«Вызывает вопросы со стороны психиатров и медицинских психологов и минимальный срок (год), в течение которого должны отсутствовать административные наказания, в том числе факты лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, являющийся одним из оснований допуска к перевозке опасных грузов, а также к управлению автобусами для перевозки детей. Указанные критерии не предполагают учета возрастного (старение), соматического и психоэмоционального фактора», — отметила В. Булыгина. Однако она подчеркнула, что анализ накопленного за рубежом и в России научного и прикладного опыта подтверждает необходимость стандартизации и подтверждения протокола оценки водителей и кандидатов водители.

Что касается перевозчиков, то для них важен формат обучения. Иметь в своей структуре учебный комбинат и устраивать конкурсы профессионального мастерства могут себе позволить лишь особо крупные игроки, такие как, например, СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП «Мосгортранс».

Борьба на бумаге: почему автошколы ничему не учат

«Организация полномасштабного обучения водительского состава с отрывом от производства — это сложный и затратный проект, особенно учитывая ухудшившееся финансовое состояние транспортных предприятий», — считает Владимир Рабинков, коммерческий директор пассажирского автопредприятия «Автобат МО». Эксперт предлагает более простой выход из ситуации — создание доступных учебных материалов в электронном виде, например, на сайте ГИБДД или общественных организаций. «Ответственный по БД будет следить за обновлением этих материалов, распечатывать их и вкладывать в каждый автобус. Водитель в паузы на рабочем месте изучил, ответственный по БД проверил — эффект, я вас уверяю, будет», — резюмировал Рабинков.

Стоит заметить, после вступления в силу новыхквалификационных требований для водителей в СМИ все чаще звучит вопрос о необходимости появления новых программ обучения. Между тем, совсем остается без внимания современная роль автошкол в этом процессе. И, как нам показалось, здесь есть о чем говорить.

ДОЛЖНЫ, НО НЕДОУЧИВАЮТ

В 2014 году изменился внешний вид оборотной стороны водительского удостоверения: появились новые подкатегории транспортных средств — их в общей сложности стало 16. Изменились и требования к подготовке и переподготовке водителей, Минобрнауки РФ оценило их как «достаточно качественные». Более того, документ оказался настолько продвинутым, что потребовал согласования с Минэкономразвития на предмет оценки регулирующего воздействия (оценивались социально-экономические последствия его реализации). Говорят, что по причине отсутствия этого согласования автошколы на некоторое время оставались вне закона, но в итоге все нормализовалось.

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 года №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» закрепило новый уровень минимальных требований к результатам и содержанию подготовки водителей, включая описание необходимой материально-технической базы, и является основой для разработки рабочих программ автошкол на всей территории России. Причем каждая автошкола должна составить свою программу подготовки водителей и согласовать ее с Госавтоинспекцией.

Примерный учебный план состоит из предметов базового, специального и профессионального циклов. Начинающие кандидаты в водители в обязательном порядке проходят полный курс обучения, а проходящие переподготовку (при наличии водительского удостоверения любой категории) — только специальный и профессиональный циклы. По сути, речь идет о разделении на профессионалов и любителей. Но если внимательно изучить специальные и профессиональные циклы, получается, что они являются чуть ли не полной аналогией новых требований, прописанных Минтрансом.

Возьмем, например, специальный цикл для водителей транспортных средств категории «С», на который должно отводится по программе аж 144 часа. Прошедший его профессионал долженуметь исправлять мелкие неисправности автомобиля (если это не связано с разборкой узлов и агрегатов), безопасно перевозить и размещать багаж, сажать и высаживать пассажиров. Программа обучения также предусматривает получение навыков правильного крепления груза, проверки перед рейсом, оказания первой помощи, экономичного и безопасного вождения и др. С категорией «D» еще сложнее — в данном случае продолжительность базового цикла должна составлять 190 часов.

Борьба на бумаге: почему автошколы ничему не учат

Недавно журналист «Автопарка» решил на собственном примере убедиться в эффективности такого обучения. И вот что выяснилось. Переподготовка с категории «С» на «D» и «Е» в части специальных профессиональных знаний проводится преимущественно на бумаге: все теоретическое обучение зачастую идет в объединенных группах, построенных по принципу «вы сами все знаете». Особых упреков заслуживает изучение медицинской тематики. Ввиду отсутствия профессиональных преподавателей в этой сфере весь курс сводится к формуле: «давайте запомним правильные ответы».

Не лучшим образом выглядит ситуация и с практическим вождением. Школы предоставляют для обучения заезженные ГАЗы, КАМАЗы и ПАЗы, которых едва хватает, чтобы доехать до экзаменационной площадки. Понятно, что при такой технической базе изучение достаточно актуальной темы «Электронные системы помощи водителю» возможно воплотить только в теории, а не на практике, как того требует программа.

Впрочем, далее будет еще сложнее. Уже в сентябре этого года изменятся правила сдачи экзаменов в Госавтоинспекции. Значительным изменениям подвергнется практическая часть экзамена на площадке для категорий «ВЕ», «СЕ», «DE», «C1E» и «D1E». В новый перечень обязательной программы входит сразу пять упражнений: сцеплениеи расцепление прицепа с тягачом; маневрирование в ограниченном пространстве; остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров; движение и маневрирование задним ходом; парковка транспортного средства и выезд с парковочного пространства. Напомним, ранее для получения прав категории «Е» требовалось выполнить всего два упражнения: постановка к платформе заднимбортом и прямолинейное движение задним ходом.

Борьба на бумаге: почему автошколы ничему не учат

Навыки управления, которые отрабатываются при выполнении данных упражнений, существенно упростят работу водителя-профессионала в дальнейшем, указывают разработчики новых программ. Между тем, сами педагоги и инструкторы говорят, что на городских дорогах практики по-прежнему мало. Отчасти это связано с местными запретами городских властей на движение учебных автомобилей по улицам в час пик.

«Мы практически готовим водителя в режиме онлайн. Он хорошо знает правила дорожного движения, хорошо осуществляет маневры в закрытом или ограниченном пространстве, но не умеет создавать безаварийную обстановку в реальных дорожных условиях», — говорит председатель правления гильдии «Автошколы России» Сергей Лебедев.

СМИ отмечают, что автошколы зачастую продолжают обучать своих учеников по очень урезанным программам, недокатывая с ними положенных часов. Также никто не отслеживает учебные заведения, которые не получили лицензии, но продолжают обучать людей, выдавая им свидетельства, купленные у лицензированных автошкол. Обрнадзоры регионов за ними не следят и не привлекают их к ответственности. Согласитесь, здесь есть над чем работать.

В итоге вырисовывается такая схема: автошколы правильно обучать профессионалов не стремятся (хоть и обязаны это делать), но при определенном стечении обстоятельств эту нишу с удовольствием займут новые виды образовательного бизнеса. Но, как учит нас история, результат от такого рода схем обычно далек от первоначально заявленного. К сожалению, не в лучшую сторону.

ДМИТРИЙ ЧЕЛЬЦОВ / ГЛАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА (IRU) В ЕВРАЗИИ

Борьба на бумаге: почему автошколы ничему не учат

Международный опыт показывает, что 85 % аварий случаются по вине человеческого фактора, 9 из 10 ДТП происходят в результате ошибочных действий водителей. Согласно статистике, малый процент составляют ДТП по причине плохого состояния дорог или транспортного средства. Большее количество аварий происходит с участием водителей, стаж которых более 10 лет. Причиной становится излишняя самоуверенность и спокойствие водителя, результатом чего являются обгоны в неустановленных местах, опасные перестроения. Считаю, что необходимо поднимать вопрос о регулярном повышении квалификации водителей-профессионалов. Приведу пример наших соседей из Белоруссии, где эта практика уже более 10 лет является обязательной. Каждый водитель помимо водительского удостоверения должен иметь свидетельство о профессиональной компетентности, которое возобновляется каждые 5 лет.

ТАТЬЯНА КЛЕПИКОВА / ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС»

Борьба на бумаге: почему автошколы ничему не учат

В составе СПб ГУП «Пассажиравтотранс» работает учебный комбинат. Он готовит ежегодно порядка 200 водителей-профессионалов, что соответствует потребности предприятия. Комбинат соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобным учебным заведениям, располагает и классами, и площадкой для езды. Кроме того, все водители предприятия два раза в год (весной и осенью) проходят обязательное ежегодное обучение для повышения квалификации. Также молодые водители в преддверии первого зимнего сезона проходят специальные практические занятия на полигоне. Наше предприятие организует и ежегодный городской открытый конкурс профмастерства водителей автобусов, где участвуют водители из других регионов России и Белоруссии. Это способствует повышению квалификации водителей и развитию здоровой конкуренции между профессионалами.

ДМИТРИЙ БУДАКВЕНКО / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ГРУППЫ «ПРО-БЕЗОПАСНОСТЬ»

Борьба на бумаге: почему автошколы ничему не учат

Требуется ли в России на законодательном уровне чему-то обучать водителей после получения водительского удостоверения? Вроде бы и да, а вроде бы и нет. Речь идет о так называемом дополнительном обучении для водителей автотранспортных предприятий. Это обучение еще называли 20-часовым техминимумом. Приказ, регламентирующий такое обучение, сейчас, насколько я знаю, не актуален, а руководящий документ РД-200… актуален. Вот и получается ситуация «и да, и нет». Даже если бы обучение четко требовалось, и требовалось бы по этой программе… Давайте на нее посмотрим. На мой взгляд, программу надо серьезно видоизменить, привести ее в соответствие современным требованиям и современным задачам снижения аварийности. Также она должна использовать современные знания о причинах ДТП. Сегодня в программе довольно много информации об ответственности водителей за нарушение ПДД, да и вообще много данных из законодательства. Обучение по ней, на мой взгляд, не ведет к повышению безопасности и надежности водителя. Это потому, что причины аварий совсем не в нарушениях водителей. Истинные причины кроются в психологическом пласте: бесстрашии, безнаказанности, обесценивании своей жизни, отсутствии потребности общества в человеке. Всего этого данная программа, к сожалению, на сегодняшний день не затрагивает.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное