Компания Anadolu Isuzu сделала очередную попытку выйти на российский рынок. На выставке «Комтранс — 2015» турецкий производитель коммерческой техники представил линейку автобусов среднего класса. Шоу-стоппером экспозиции стал туристический Visigo. Автобус хорош по многим параметрам, только время для такой техники сейчас у нас явно не лучшее
Михаил Ожерельев
AIOS Visigo. Габаритная длина: 9,56 м. Начало продаж: 2013 г. Цена: н.д.
Турция сегодня — это не только крупнейший рынок автобусов в Европе, но и один из самых значимых во всем мире. На страну с 75-миллионным населением здесь продается до 50 тыс. автобусов в год, среди которых почти 10 тыс. шт. — автобусы среднего класса. О масштабах местного рынка говорят такие факты: концерн MAN Truck&Bus фактически перенес в Турцию свое автобусное производство, марка Mercedes-Benz выпускает здесь весь модельный ряд малых, средних, больших и особо больших автобусов.
Рабочее место водителя выполнено в соответствии с международными стандартами
Турецкая Anadolu Isuzu Otomotive Sanayi (бренд AIOS), созданная в 1984 году, является одной из ведущих компаний в Европе, производящих автобусы среднего класса и коммерческий транспорт, основными акционерами являются группа Anadolu в Турции, а также Isuzu Motors Ltd. и Itochi Corp. в Японии. Компания является первым японским совместным предприятием в турецком автопроме. Выпуская продукцию в европейском регионе по лицензии японской марки, AIOS охватывает 26 стран на трех континентах и является лидером экспорта в сегменте автобусов среднего класса в Турции. В 2014 году Anadolu Isuzu имела долю 76 % в общем объеме экспорта мидибусов.
Светодиодное освещение по всей длине салона
Текущая производственная линейка Anadolu Isuzu включает в себя городские, междугородные, туристические и школьные автобусы — всего восемь моделей. Новый 9,5-метровый автобус Visigo с колесной базой 4660 мм является самым крупным представителем семейства туристических автобусов AIOS, в которое также входят модели Torquoise и NOVOultra. Производитель позиционирует модель Visigo как наилучший образец туристических и междугородных перевозок.
Впервые мидибус Visigo был представлен широкой публике в 2013 году в Стамбуле на выставке коммерческого транспорта, автобусов и компонентов Comvex. И вот теперь — российская премьера на выставке «Комтранс — 2015».
Предусмотрен бойлер для приготовления кофе и чая
Новинка привлекательна и снаружи, и внутри. В дорожном потоке Visigo узнаваем, прежде всего, за счет сглаженных форм, четкой прорисовки внешних линий, большой площади остекления (в качестве опции предлагаются прозрачные вставки в крыше), эффектной линзованной оптики головного освещения со светодиодными ресничками дневных ходовых огней. Похоже, что конструкторы хорошо поработали и над аэродинамикой автобуса. Даже на задней маске заметны небольшие приливы для улучшения обтекаемости воздушным потоком и меньшего загрязнения заднего стекла.
Обивка сидений в стандартном исполнении тканевая
Сам кузов автобуса традиционно сделан несущим — из стальных труб (соответствует требованиям ECE-R66/01). Увеличение жесткости конструкции не сказалось на увеличении собственной массы, которая составляет всего 8800 кг. В разработке конструкции кузова принимал участие собственный научно-исследовательский центр AIOS. Как следует из пресс-релиза, турецкая компания имеет передовые научно-исследовательские возможности. Говоря о кузове, нельзя не отметить качество покраски, которая производится методом электроосаждения с применением водоразбавляемых материалов.
Предлагается два варианта исполнения салона — на 39 или на 35 пассажирских кресел плюс место для гида. Главное внимание, естественно, уделено пассажирам. Вход в салон осуществляется через две одностворчатые двери прислонно-сдвижного типа с пневматическим приводом (имеется функция дистанционного управления с брелока). Одна дверь находится в переднем свесе, другая — в центральной части кузова. Входы обогреваются калориферами, встроенными в ступени. Салон автобуса просторный, светлый и опрятный, чувствуешь себя здесь очень уютно. Все элементы отделки выполнены эстетично и вполне грамотно: обивка стен и потолка — из ткани, а на полу используется ковровое покрытие. Светодиодное внутреннее освещение в потолке сделано непрерывным на всю длину салона. В интерьере доминируют яркие тона. Пассажирские кресла со складывающимися подлокотниками снабжены двух- или трехточечными ремнями безопасности, крайние сиденья сдвигаются в проход. Для каждого пассажира предусмотрены подставка для ног, раскладной столик и сетка для журналов. Как и подобает туристическим автобусам, в салоне Visigo смонтированы багажные полки для ручной клади. Объем основных багажных отсеков под полом составляет солидные 5,5 м3. В качестве опции можно заказать специальный отсек для перевозки лыж.
Объем багажных отсеков под полом составляет 5,5 м3
Над каждым пассажирским местом имеются индивидуальные блоки освещения и вентиляции. Кондиционер, цветной монитор и электронное табло в передней части салона, на которое выводятся показания салонного термометра и текущее время, входят в штатное оснащение модели. В случае длительных путешествий на борту предусмотрен бойлер для приготовления кофе и чая, а также вместительный холодильник. Требуемую температуру в салоне поддерживает автоматическая система климат-контроля с цифровой контрольной панелью на рабочем месте водителя. По боковым стенкам салона установлено конвекторное отопление, а в крыше — аварийный люк с электроприводом и функцией вентиляции. Регулировка температуры в салоне и на рабочем месте водителя раздельная.
Рабочее место водителя выполнено в полном соответствии с международными стандартами ISO 16121:1-2005. Панель приборов легко читаема и не загромождена излишествами, все органы управления расположены в оптимальной зоне досягаемости. Все сделано достаточно просто и функционально, без лишней вычурности. Сиденье водителя с пневматическим подрессориванием имеет все необходимые регулировки. Джойстик автоматизированной КП удобен в работе, имеет короткие и четкие ходы. Обзорность с места водителя также на достаточно высоком уровне. Боковые зеркала заднего вида имеют подогрев и электрическую регулировку. В помощь водителю полный набор систем безопасности. Отметим, что и базовая комплектация Visigo одна из самых передовых на сегодня в своем классе. Кроме уже стандартных ABS, ASR и системы стабилизации ESP, дисковых тормозов на всех осях, системы динамической стабилизации, камеры заднего вида и датчиков парковки, доступны системы помощи при торможении, пожаротушения в моторном отсеке, датчики пожарной сигнализации в нескольких опасных зонах.
Автобус Visigo построен на агрегатной базе Isuzu, которая, к слову, достаточно популярна у автобусных производителей России и стран СНГ (Bogdan Ataman Long, ПАЗ-2256 «Вектор 3». В заднем свесе установлен 4-цилиндровый турбодизель Isuzu 4HK1E5S (Евро-5, EEV) объемом 5,2 литра. Мощность мотора 190 л. с., а максимальный крутящий момент 513 Нм достигается уже при 1600 мин-1. В составе силовой линии 6-ступенчатая механическая коробка передач Isuzu MZF 6F с автоматизированным переключением. Попутно конструкторы поработали над созданием удобного доступа к основным агрегатам и точкам проведения регулярного техобслуживания. Например, пара АКБ закреплена поперечно на выдвижном лотке, чтобы не возникало неудобств при их осмотре.
Опциональная стеклянная крыша обеспечивает пассажирам дополнительный обзор
Подвеска автобуса пневматическая: задняя — зависимая, передняя — независимая, со стабилизатором поперечной устойчивости двумя амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова. Как выяснилось, в настоящее время на нашем рынке не так уж много аналогов такому конструктивному решению. Из одноклассников в качестве примера можно упомянуть пригородный МАЗ-226.
Применение независимой подвески на автобусе оправдано двумя факторами: улучшением плавности хода и повышением маневренности. А маневренность туристическому автобусу очень нужна. Представьте, например, с каким трудом пассажирская машина иной раз пробирается по узким улочкам в исторической части городов. Благодаря независимой подвеске максимальный радиус поворота Visigo составляет 7,1 м. Для сравнения: у 8-метрового автобуса Turquoise с зависимой передней подвеской радиус поворота равен 7,61 м. Обратная сторона медали — «кусачие» цены: независимая подвеска в автобусе Visigo примерно в 1,5 раза дороже, чем обычная балка переднего моста.
Охлаждаемый бокс на торпедо можно использовать для хранения напитков
Автобус оказался удивительно удобным на ходу: высокая маневренность позволяла разворачиваться буквально на пятачке. Плавность хода отменная, мелкие неровности дорожного полотна пневматическая подвеска проглатывает так, что перестаешь обращать на них внимание. Кузов автобуса не дребезжит и не издает посторонних скрипов и шумов. Вибрации на органах правления есть, но они незначительные. К шуму тоже никаких претензий — в салоне и на рабочем месте водителя достаточно тихо даже в мощностных режимах. Стеклоочистители веерного типа выполняют свою работу хорошо — неочищенные зоны по краям ветрового стекла некритично малы. Относительно тонкие боковые стойки позволяют прекрасно видеть все вокруг при повороте — ни пешеходу, ни велосипедисту не спрятаться. Из недостатков стоит отметить неудобный алгоритм управления трансмиссионным электроретардером: устройство приводится в действие подрулевым переключателем, а не педалью тормоза. Впрочем, этот нюанс, как и множество других, клиент может оговорить непосредственно при заказе автобуса.
В заключение скажем, что до сих пор попытки выхода на российский рынок AIOS не увенчались успехом. Никаких планов по развитию дистрибьюции в России компания не озвучивает. Не ясна и ценовая политика в регионе. Впрочем, участие в выставке «Комтранс — 2015» принесло турецкому производителю определенные плоды. Судя по оживлению на стенде, автобус Visigo наши перевозчики заметили. Видимо, история все же будет иметь продолжение.
- Комфортный салон, высокая плавность хода, уменьшенный радиус поворота
- Высокая цена, неудачное управление ретардером
Технические характеристики | |
Количество мест для сидения | 39 |
Снаряженная масса, кг | 8890 |
Полная масса, кг | 14 000 |
Габариты (длина/ширина/высота), мм | 9560/2454/3368 |
Колесная база, мм | 4660 |
Объем топливного бака, л | 250 |
Двигатель | |
модель | Isuzu 4HK1E5S |
тип | дизельный, рядный, 4-цилиндровый |
раб. объем, см3 | 5193 |
мощность, л.с. | 204 при 2600 мин-1 |
крутящий момент, Нм | 637 при 1600–2600 мин-1 |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая |
Подвеска | |
передняя | независимая пневматическая |
задняя | зависимая пневматическая |
Тормоза | дисковые |
Шины | 215/75R17,5 |
Сервис | |
Межсервисный интервал в Европе | 30 000 км |
Цена | |
В Европе | 140 000 евро |
Конкуренты | |
Temsa MD9, Volgabus Ритмикс, МАЗ-226 |
Подписка на рассылку материалов Автопарка