Очередной этап WTCC в шведском Андерсторпе превратился в бенефис команды Chevrolet
Станислав Шустицкий
Этап WTCC в шведском Андерсторпе превратился в бенефис команды Chevrolet. В нынешнем сезоне это уже второй подобный успех марки. Похоже, записным лидерам чемпионата, пилотам «Баварских моторов», брошен серьезный вызов.
Согласитесь, что из всех существующих мировых чемпионатов World Touring Car Championship
наиболее «близок к народу»: автомобили, участвующие в нем, сохранили большинство фамильных черт своих «гражданских» сородичей. Да и сам-то чемпионат вышел из «народа». Его прародителем стал немецкий кузовной чемпионат STW (Super Touren Wagen) — самый успешный из европейских. Неудивительно, что когда в 1994 году в STW стартовала 2-литровая серия, она сразу заинтересовала заводские команды Alfa Romeo, Audi, BMW, Honda, Nissan и Mazda. К этому моменту уже было ясно, что STW «обречен» на развитие, которое и происходило на фоне гибели еще одной немецкой серии — DTM.
Как только Международная автомобильная федерация взяла гонки DTM под свое крыло и придала им статус International Touring Championship, расходы команд-участниц резко подскочили. Это было началом конца, а в 1996 году ITC прекратил свое существование. Что касается STW, он продолжал эволюционировать, а в 2002 году стартовала еще одна европейская серия — Euro Touring Car Championship. Как и в случае с гонками DTM, Международная автомобильная федерация с интересом следила за развитием событий и, убедившись, что дела идут успешно, вновь сделала попытку создать «кузовной» чемпионат мира. Попытка увенчалась успехом, и в 2005-м стартовал FIA World Touring Car Championship.
WTCC 2007
© Фото: 5 колесо
Автомобили, выступающие в WTCC, должны соответствовать техническому регламенту класса Super 2000. 4-дверный кузов длиной не менее 4200 мм, привод на одну ось. 2-литровые атмосферные моторы (не более, чем 6-цилиндровые) имеют ограничение по числу оборотов. При шести цилиндрах — 9000, при пяти — 8750 и при четырех — 8 500. Коробки передач разрешены двух типов: кулачковые, изготовленные на базе серийных, и секвентальные. В случае использования секвентальной КП автомобиль должен быть догружен 30-килограммовым балластом. Ограничен и минимальный вес самого автомобиля: для переднего привода — не менее 1110 кг, для заднего — не менее 1140.
Каждый этап состоит из двух гонок, причем во втором заезде первые 8 пилотов располагаются на стартовой решетке в порядке, обратном занятому месту: восьмой занимает первую позицию, седьмой — вторую и т. д. Кроме того, в регламенте соревнований существует правило весового гандикапа, по которому первая восьмерка получает дополнительный балласт.
WTCC 2007
© Фото: 5 колесо
Дебютный сезон прошел под диктовку пилотов BMW: первое и второе места в чемпионате заняли Энди
Приоль и Дирк Мюллер, выступавшие на BMW 320i, и лишь Фабрицио Джованарди на Alfa Romeo 156 смог составить им конкуренцию. Кстати, в командном зачете «альфа» не так много уступила грозным «баварцам». Подиум прошлого сезона не изменил цвет: Энди Приоль сделал дубль, а вторым был его товарищ по команде Йорг Мюллер. Третье место опять у пилота «альфы» — бразильца Аугусто Фафуша.
А вот в командном зачете Alfa Romeo завершила сезон только третьей, серебро завоевал Seat с моделью Leon.
WTCC 2007
© Фото: 5 колесо
Начало сезона-2007 также прошло под диктовку BMW: в бразильской Куритибе только ее пилоты Йорг Мюллер, Аугусто Фарфуш и Энди Приоль поднимались на подиум.
Но уже в голландском Зандвоорте заезд выиграл пилот Chevrolet Алан Меню. Свой успех Алан повторил и на трассе в По, а в португальском Порто в первомзаезде автомобили Lacetti заняли первые три места.
Успех с Аланом Меню разделили его товарищи по команде Роберт Хафф и экспилот Формулы 1 Николо
Ларини. Следующей была гонка в Швеции, на трассе Андерсторп.
Перед шведским этапом первые четыре строчки таблицы личного зачета занимали пилоты BMW.
Дальше — Алан Меню и Николо Ларини. На вопрос о шансах гонщики Chevrolet только пожимают плечами
и указывают на небо — многое зависит от погоды. А погода на Андерсторпе — это что-то… На десять минут выглянет солнце, затем задует пронизывающий холодный ветер, а затем небеса разразятся ливнем. Проходит полчаса, и трасса вновь освещена лучами солнца.
WTCC 2007
© Фото: 5 колесо
Пережидаю очередной заряд ветра с дождем в шатре Chevrolet. Механики и инженеры колдуют над четырьмя
автомобилями Chevrolet, здесь же спортивный директор Эрик Неве. Спрашиваю у него о дальнейших планах
Chevrolet в WTCC. «Как минимум еще год будем выступать на Lacetti, а дальше все будет зависеть
от маркетинговых планов компании», — отвечает Эрик. А не смущает ли его тот факт, что в числе участников лишь четыре марки? Все же чемпионат мира… «Чемпионат организован неплохо, и я не сомневаюсь, что число участников увеличится», — считает Эрик. В это время пилоты занимают места в кокпитах — начинается квалификация.
WTCC 2007
© Фото: 5 колесо
Лучшее время в квалификации показывает бывший пилот Формулы 1 Тьяго Монтейро, выступающий за Seat. Со второй позиции будет стартовать Николо Ларини. «Старт из первого ряда — это здорово! — радуется Николо. — Последний раз я стартовал так четыре года назад, когда завоевал поул». На третьей позиции еще один гонщик Chevrolet — Роберт Хафф. А вот BMW «провалились»: лучшим был Фредрик Экблом, показавший четвертое время, а лидер чемпионата Энди Приоль был только 15-м. правда, нужно учесть, что ехал Энди с максимально допустимым «догрузом» — 60-ю килограммами балласта.
Вечер накануне гонки у пилотов Chevrolet занят PR-акциями: Меню, Хафф и знаток местной трассы
Ричард Райделл трудятся за штурвалами «гоночных такси». В ответ на мои расспросы о специфике
шведского этапа Райделл предлагает сделать с ним пару кругов по автодрому.
Насколько здесь конкурентоспособны машины с передним приводом? «Если будет сухо, то наша задача
попасть в очковую восьмерку. А в дождь возможны варианты», — скромничает Райделл.
WTCC 2007
© Фото: 5 колесо
Дождь… Солнце…
Опять дождь. Машины в боксах подняты на домкраты, в грелках и «слики», и шины для дождя. В гонке
всего десять кругов, и заезд в боксы для смены шин равносилен поражению. Зато, опять же благодаря погоде,
как раз и стали возможны те самые «варианты», о которых накануне говорил Ричард Райделл. Во всяком
случае, первую гонку блестяще выиграл Роберт Хафф, а Николо Ларини и Алан Меню замкнули зачетную
восьмерку. Но второй заезд стал настоящим бенефисом команды Chevrolet: первым финишировал Ричард
Райделл, за ним линию финиша пересекли Николо Ларини и Алан Меню!
Итак, борьба обостряется. Николо Ларини, лучший из Chevrolet, сейчас занимает четвертое место в чемпионате, уступая новому лидеру, Йоргу Мюллеру, десять очков. В заводском зачете Chevrolet пока на третьем месте и уступает «баварским моторам» 34 очка. Но если небесная канцелярия помогла Chevrolet в Андерсторпе, то почему бы ей не создать продолжение интриги и на этапе в Ошерслебене?
Ведь бог троицу любит…
WTCC 2007
© Фото: 5 колесо
Проба
В Андерсторпе стартовал вполне реальный автомобиль Volvo S60 Flexifuel, но завоеванные им очки были виртуальны. Дело в том, что машина, пилотируемая шведом Робертом Далгреном и работающая на био-этаноле, пока не имеет сответствующей омологации. С 2009-го все участники WTCC будут выступать на аналогичном
топливе. Результат Далгрена — 8-е и 10-е места.
WTCC 2007
© Фото: 5 колесо