Top.Mail.Ru
WRC. Ралли Кипр — 2000. Оставаться на вершине

WRC. Ралли Кипр — 2000. Оставаться на вершине

01.10.2000
Два человека в узком пространстве, ограниченном каркасом безопасности. Казалось бы, одинаковые права на труд, на пот, на риск и на успех. Но на долю штурмана, как правило, внимания зрителей и журналистов выпадает не слишком много

Мартин Холмс

Два человека в узком пространстве, ограниченном каркасом безопасности. Казалось бы, одинаковые права на труд, на пот, на риск и на успех. Но на долю штурмана, как правило, внимания зрителей и журналистов выпадает не слишком много. Ликвидируем этот пробел. Знакомьтесь: Ники Грист, штурман Колина Макрея.

WRC. Ралли Кипр — 2000. Оставаться на вершине

Колин Макрей

© Фото: 5 колесо

Победа в ралли «Акрополис» стала 16-й в его карьере, а на Neste Rally Finland он стартовал в своей 105-й гонке в рамках чемпионата мира. Вообще-то Ники вполне удовлетворяла карьера профессионального игрока в гольф, пока однажды он не увидел ралли. Разумеется, мысленно «примерил» на себя кресло пилота. Показалось, неплохо. Но денег на покупку спортивного автомобиля не было, и Грист решил осваивать штурманское дело.

Начинал он с любительских ралли, в которых 75% успеха зависело именно от квалификации штурмана, при этом даже не предполагая, что и в профессиональных автогонках вклад штурмана в работу экипажа может быть более чем весомым. Здесь, как оказалось, спрос со штурмана гораздо больше, чем с пилота. «Если на этапе чемпионата мира ошибку допускает водитель, прецедент расценивают как досадное недоразумение. Но если ошибается штурман, это становится предметом серьезного обсуждения. На самом же деле большинство экипажей теряли гонку именно из-за ошибок пилота», — таково сегодня мнение Ники Гриста.

Современное ралли разительно отличается от гонок прошлых лет — о секундах уже не может быть и речи, счет идет на десятые доли. И выиграть его, как считает Грист, можно взаимодействием «двух голов экипажа, а не только правой ногой пилота».

Что любопытно, в оценке физических данных штурмана учитывается такой неожиданный аспект, как вес. «Ралли стало более требовательно к мелочам, — утверждает Грист. — Сегодня имеет значение каждый килограмм, а в будущем, я думаю, весовые критерии станут основополагающими. Вот пример: мы стараемся приехать в сервисный парк, имея на борту не более десяти литров бензина, а это эквивалентно семи лишним килограммам веса штурмана. Ненормативная тяжесть влияет и на поведение машины, и на износ шин. Что касается «физики», мне кажется, я самый маленький парень в нашей компании».

Так, может, столь жесткие критерии приведут к закату эры штурманов-мужчин? «Ни в коем случае, — считает Грист. — Весовая составляющая — особая статья. Вообще же имеет значение множество факторов. Мы проводим в машине по 15-16 часов в день, на спецучастках испытываем колоссальные стрессы, но у нас должно хватать сил на то, чтобы, к примеру, в конце СУ, при дефиците времени, быстро поменять пробитое колесо. Кроме того, штурман должен обладать определенным объемом технических знаний, уметь определить неисправность и отремонтировать автомобиль в ситуации, когда у других опустились бы руки.

Помню, в 1998 году в ходе аргентинской гонки мы налетели на камень и согнули рычаг подвески. В полевых условиях умудрились снять поврежденную деталь, с помощью булыжника вернуть ей первоначальный вид и после этого не только продолжили гонку, но и несколько раз показывали лучшее время».

Однако самым важным фактором формирования экипажа является взаимопонимание — ведь вместе гонщики проводят времени больше, чем с собственными женами или подругами. Приходит оно с годами, и неудивительно, что большинство экипажей мировой элиты отличается постоянством состава.

Ники Грист серьезную профессиональную карьеру начал в 1993 году с Армином Шварцем в команде Mitsubishi. В середине того же сезона, когда во время тестов в Аргентине у Юхи Пиронена, штурмана Канккунена, случился инсульт, Грист занял его место. «У меня была возможность поездить с водителями, имеющими абсолютно разные характеры, — говорит Грист. — Колин, например, очень спокойный человек, хотя временами бывает излишне импульсивным. А вот Канккунен остается невозмутимым в любых обстоятельствах. Это один из лучших партнеров, с которым мне довелось работать, и я многому у него научился. Ведь к началу нашей совместной работы он отъездил в мировом чемпионате девять сезонов!»

WRC. Ралли Кипр — 2000. Оставаться на вершине

Ралли «Португалия - 2001». Колин Макрей

© Фото: 5 колесо

А как складываются отношения с командой? «Ты обязан подчиняться определенным правилам, но и права на принятие решения, если считаешь его правильным, тоже не лишен. Прежде всего я штурман пилота, работающего на компанию, а команда просто оплачивает счета. В то же время необходимо сглаживать острые углы и делать свою работу наилучшим образом, фокусируя интересы сторон».

Из автомобилей, на которых ему довелось выступать, Ники Грист выделяет Toyota Celica ST185, но в аналогиях весьма осторожен. С его точки зрения, современные раллийные автомобили несколько разбалансированы в соотношении «вес — мощность». Он, например, не согласен с мнением, что нынешние рестрикторы турбин, снижающие мощность двигателя, делают автомобили более безопасными. «Представьте ситуацию, когда на шестой передаче вы попадаете в сильный занос. Имея запас мощности, процесс можно контролировать, а так остается лишь молиться богу и благодарить его, когда все проходит без последствий».

Автогонки — спорт весьма специфический, и карьера гонщика может прерваться в любой момент. Тем не менее планы на будущее строят все, и наш герой не исключение. Даже если Ford свернет свою раллийную программу, Грист готов продолжать карьеру с командой, имеющей конкурентоспособный автомобиль и соответствующего пилота. «Если им вновь станет Колин — замечательно. Я хочу завершить карьеру, находясь на вершине. Но в этом бизнесе человек остается до тех пор, пока длится его контракт, а заключается он, как правило, не более чем на два года. Мой уже заканчивается, и переговоры о будущем пока не ведутся».

Пост в административном совете команды Ford Гриста не прельщает, а вот о собственной телепрограмме он подумывает. Картина освещения ралли на ТВ, по его мнению, удручающа, и человек, знающий этот вид спорта изнутри, способен раскрыть зрителям всю его привлекательность. В «Формуле 1» нечто подобное делает Мартин Брандл.

И все же, готов ли Ники Грист, закончив спортивную карьеру, приноровиться к новой жизни? «Думаю, справлюсь, — говорит он. — Все зависит от самоподготовки. К тому же, пока люди помнят, кто такой Ники Грист, неопределенность мне не грозит».

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное