Спорт
Главная  /  Спорт  /  Volkswagen Polo R WRC. Сказано — сделано

Volkswagen Polo R WRC.
Сказано — сделано

«Фольксваген бросает новый технологический вызов — мы открываем программу WRC», — эта фраза была произнесена шефом отдела разработок Volkswagen Ульрихом Хакенбергом на острове Сардиния, где проходила презентация нового проекта немецкого концерна. А полтора года спустя Ульрих произнес слова напутствия Volkswagen Polo R WRC, сверкающему в лучах прожекторов на стартовой рампе Rallye Monte-Carlo, первого этапа чемпионата мира 2013 года

Нет, я не тороплю время, и реальное ралли «Монте-Карло-2013», конечно же, стартует лишь 15 января. А стартовый подиум перед знаменитым казино, на который под аплодисменты 250 журналистов и гостей въехал Volkswagen Polo R WRC, стал заключительным аккордом в представлении нового игрока на поле World Rally Championship. И буквально до этого момента о технической составляющей проекта было известно не так много. Разве что некоторые базовые истины, декларированные еще на той самой «островной» презентации. Тогда Ульрих Хакенберг отметил лишь, что «Polo обеспечивает идеальный базовый пакет для чемпионата мира по ралли, а его размеры являются оптимальными для нового поколения прототипов WRC». Тогда же Крис Ниссен, в то время возглавлявший VW Motorsport, заметил: «Новый технический регламент WRC идеально сочетается с философией Volkswagen в развитии производства автомобилей. Здесь основное значение имеют такие факторы, как сокращение расходов, надежность и эффективность». Поменялась ли по мере развития концепция проекта? К примеру, на мой вопрос, использовался ли в качестве основы для проекта WRC базовый двигатель из линейки VW, технический директор VW Motorsport Вилли Рампф ответил, что работа велась над так называемым «глобальным гоночным двигателем». «При разработке специального двигателя мы имеем возможность представить, какие “гражданские” моторы мы сможем иметь в будущем», — пояснил Рампф.

Фото: Станислав Шустицкий

А отсюда и следующий вопрос, действительно ли сам технический директор верит, что автомобильный спорт реально ускоряет прогресс в автопроме? «Да, я считаю, что мы быстрее добьемся прогресса в области развития серийных моторов, если будем активно применять технологии, используемые при разработке гоночных двигателей», — уверен Рампф. Ну как же здесь было не вспомнить, что в свое время Вилли Рампф был инженером в команде «Формулы-1» Sauber! Что, и инжиниринг в «Формуле-1» ведет к быстрому и реальному прогрессу в автомобилестроении? «Все, что касается “Формулы-1”, я комментировать не буду, — смеется Вилли. — А если серьезно, то в “Формуле-1” проводится очень много тестов на симуляторах, потому эта дисциплина и более предсказуема. А в WRC гораздо больше сюрпризов, и роль гонщика здесь гораздо важнее. Но давай вернемся к теме ралли». Что ж, вернемся. Насколько серьезно изменился автомобиль? Тот, который в качестве прототипа год назад вышел на тестовые трассы, и сегодняшний вариант, появившийся на рампе перед казино? Это результат эволюции, или имеют место изменения революционные? «Это, конечно же, не революция, подразумевающая большой скачок. Мы шаг за шагом совершенствовали автомобиль, — говорит Вилли Рампф. — Но могу отметить, что сегодня на Polo R WRC нет ни одной детали, не претерпевшей изменений. Первоначально приоритет отдавался обеспечению надежности, а затем мы работали над скоростными характеристиками». Имелись и еще вопросы, которые невозможно было не задать техническому директору. Например, использовался ли в проекте WRC опыт успешных выступлений команды VW Motorsport в ралли-рейдах? И насколько тесной была работа с компанией Skoda Motorsport? «Что касается ралли-рейдов, то этот опыт использовался не столь широко. Уж очень разные дисциплины: ралли-рейды — специфическая дисциплина, и здесь крайне важна надежность, а в классическом ралли гораздо больше нюансов, касающихся поведения автомобиля на трассе. А с компанией Skoda Motorsport мы действительно очень плотно сотрудничали. Но в большей степени это касалось подготовки персонала, тренировки технических служб, отработки вопросов логистики».

Вилли Рампф с большим удовольствием говорил о ралли, нежели о «Формуле-1». Фото: Станислав Шустицкий

Немало вопросов было и к нынешнему директору VW Motorsport Йосту Капито, сменившему на этом посту Криса Ниссена. Но сначала я поинтересовался, насколько легко дался Йосту переход из спортивного подразделения «Голубого овала» в Volkswagen. И еще. В Ford Капито пришел в период выступлений «готового продукта», а здесь предстояла работа над новым проектом. Велика ли разница? Где было сложнее? «Разумеется, Ford и Volkswagen — две абсолютно разные команды, но и в первой, и во второй я по-настоящему наслаждаюсь своей работой. Причиной этому — люди. Коллектив очень профессиональный, все его члены очень доброжелательны и нацелены на успех. И потому та самая разница в организации работы для меня не явилась проблемой. Сейчас в моем подчинении порядка двухсот специалистов, из которых около сотни заняты в программе WRC. Что касается проекта Volkswagen Polo R WRC, то в то время, когда я возглавил VW Motorsport, он уже набирал обороты, в команде был Себастьян Ожье… Так что мне не пришлось начинать с нуля. Кроме того, наше подразделение имело отличную возможность одновременно заниматься двумя программами: совершенствовать автомобиль Polo R WRC и получать необходимый опыт в работе команды, участвуя практически во всех этапах чемпионата мира с машиной Skoda Fabia S2000. И здесь результат говорит сам за себя: 11 побед в классе из 12 стартов», — говорит Йост Капито. При этом руководство VW Motorsport ставит перед командой вполне конкретные задачи: 2013 год будет для Polo R WRC «учебным», в 2014‑м предполагается борьба за победу на отдельных этапах, а в сезоне-2015 — за чемпионский титул. Разумеется, весьма интересно было узнать, как Капито оценивает сегодняшние кондиции Polo R WRC. Здесь Йост продемонстрировал как прагматизм, так и уверенность в качестве «продукта»: «Успех нельзя запланировать, но достичь цели можно лишь в том случае, если ее заранее обозначить. Наш автомобиль не прошел ни единого километра спецучастков, и сейчас бессмысленно сравнивать его потенциал с возможностями конкурентов. Но уже в 2013‑м мы хотим добиться финишей в первой тройке».

Старая гвардия WRC: Юха Канккунен, Карлос Сайнц и Маркку Ален. Фото: Станислав Шустицкий

Что и говорить, время для прихода в чемпионат мира по ралли VW Motorsport выбрал достаточно удачное: новый промоутер WRC, Red Bull Media House, обещает активно работать над внедрением прямых трансляций. А посему в качестве маркетингового инструмента мировой чемпионат может стать еще более привлекательным для автопроизводителей. Именно так считает и директор по маркетингу и коммуникациям VW Motorsport Стефан Мозер: «Мы провели исследование, касающееся популярности той или иной дисциплины автоспорта. На первом месте, естественно, “Формула-1”, затем с примерно одинаковым количеством баллов, “Дакар” и WRC. И лишь потом кольцевые дисциплины — WTCC, GT, DTM… И если прямые трансляции со спецучастков станут реальностью, рейтинг ралли еще повысится.

Дорожная версия VW Polo R WRC. Фото: Станислав Шустицкий

Вспомните биатлон. Раньше человек с винтовкой убегал в лес и появлялся перед зрителями лишь на финише. Сегодня всю борьбу и на лыжне, и на стрельбище мы видим от начала до конца в прямом эфире». Отдельной темой проекта Polo R WRC был вопрос пилотов. Полтора года назад, на Сардинии, присутствовали участники ралли-рейдовой программы VW Motorsport Карлос Сайнц и Нассер Аль-Аттия. О том, кто сядет за руль раллийных VW Polo, Крис Ниссен сотоварищи предпочитали не говорить, но журналисты быстро предположили, что Карлос займет место в тестовой программе, а Нассер, чем черт не шутит, станет одним из пилотов команды. Реальность оказалась несколько иной: Сайнц действительно работал на тестах прототипа, а первым контракт с командой подписал экипаж в составе Себастьяна Ожье и Жюльена Инграссии. А после того как Ford объявил об окончании спонсирования мировой раллийной программы, к французскому экипажу присоединился экипаж финский: Яри-Матти Латвала со штурманом Мииккой Анттилой. Третьим в VW Motorsport будет экипаж в составе Андреаса Миккельсена и Микко Маркулы. Ожье и Латвала начнут чемпионат с первого же этапа — ралли «Монте-Карло», а Миккельсен присоединится к ним на четвертом этапе. Именно так планируют в VW Motorsport, и пока все действительно идет по намеченному плану. Во всяком случае, на презентации в Монако Йост Капито подтвердил, что уже через неделю после этого события все мероприятия по омологации VW Polo WRC будут завершены.

В 2012-м VW Motorsport возглавил Йост Капито. Фото: Станислав Шустицкий

Донатус Вихельхаус — глава отдела двигателей. Фото: Станислав Шустицкий

В презентации принимал участие и легендарный Жаки Икс. Фото: Станислав Шустицкий

Себастьян Ожье. Фото: Станислав Шустицкий

Яри-Матти Латвала. Фото: Станислав Шустицкий

Двукратный победитель IRC Андреас Миккельсен рад вернуться в чемпионат мира на автомобиле WRC. Фото: Станислав Шустицкий

Фото: Станислав Шустицкий