Спорт
Главная  /  Спорт  /  Вернуться и победить: Porsche на Ле-Мане
[

Гонки в Ле-Мане и команда Porsche

]
Вернуться и победить:Porsche на Ле-Мане
Марка Porsche вернулась на знаменитое кольцо Сартэ, чтобы вновь снискать лавры победителей легендарной гонки «24 часа Ле-Мана», где ее не было 16 лет

Прошлогодняя победа в Ле-Мане стала для компании Porsche 17-й, а начало было положено еще в 1951 году, когда на старт 24-часового марафона вышли два Porsche 356 SL. Эти автомобильчики с аэродинамическими алюминиевыми кузовами и 4-цилиндровыми оппозитными моторами с объемом 1086 см3 и мощностью 46 л. с. были способны развивать скорость 160 км/ч. За 24 часа один из них преодолел 2840 км со средней скоростью 118 км/ч и стал победителем в классе от 751 до 1100 см3.

1951. Дебют в Ле-Мане. Огюст Виллет и Эдмонд Муш на Porsche 356 SL побеждают в классе до 1,1 литра.

1952. Porsche первым из автопроизводителей вернулся после войны в Ле-Ман. В 1952-м Виллет и Муш повторили свой успех.

Успешная «классовая» борьба продолжалась и с новыми моделями: в 1953-м на штурм «Ле-Мана» вышел уже настоящий гоночный автомобиль Porsche 550, сначала Coupe, а затем и Spyder, с легким шасси в виде рамы из элементов прямоугольного сечения. Вес автомобиля составлял всего 540 кг, он был почти на 100 кг легче алюминиевого купе модели 356 SL. На автомобиле с 4-цилиндровым 1488-кубовым мотором, выдававшим 83 л. с., экипаж в составе Рихарда фон Франенберга и Пола Фрера одержал победу в классе до 1500 см3. А на следующий год Джонни Клаес и Пьер Стесси повторили этот успех (мощность двигателя «550-й» к тому времени была увеличена до 110 л. с.).

1953. Porsche 550 Coupe победителей в классе до 1,5 литра Рихарда фон Франенберга и Пола Фрера

Через два года на кольце Сартэ дебютировал 550 А, ставший определенным прорывом в технологическом плане: трубчатая пространственная рама позволила не только обеспечить большую жесткость кузова, но и на 40 кг снизить вес автомобиля. Подвеска была полностью переработана, а мощность 1,5-литрового мотора выросла до 135 л. с. (а затем и до 180 л.с.!). Очередной «Ле-Ман» Porsche 550 А завершил победой в классе до 1500 см3 и стал пятым в абсолютном зачете.

1954. 550 Spyder были настоящими гоночными автомобилями. Но технологи затем применялись и на «гражданских» моделях.

1954. 550-я — двигатель с легкосплавным блоком, четыре верхних распределительных вала, двойное зажигание...

1956. Рихард фон Франенберг и Берге фон Трипс на 550 А Coupe побеждают в классе до 1,5 литра.

Очередной важной вехой в покорении «Ле-Мана» стал 1957 год, когда на старт 24-часовой гонки вышла модель 718 RSK с 1578-кубовым мотором мощностью 150 л. с. А уже на следующий год, одержав победу в двухлитровом классе, экипаж в составе Жана Бера и Ханса Херрманна финиширует на третьем месте в абсолютном зачете! А их партнеры по команде Эдгард Барт и Пол Фрер заканчивают гонку на четвертой позиции… Штурм «Ле-Мана» продолжался, на старт гонки все чаще выходили не только заводские пилоты, но и гонщики частных команд, ибо автомобили из Штутгарта уже при рождении были «заточены» под покорение гоночных трасс.

1957. Умберто Мальоли за рулем Porsche 718 RSK. К сожа лению, эта гонка закончилась аварией.

1958. Есть первый подиум в «абсолюте»! Жан Бера и Ханс Херрманн (№29) на Porsche 718 RSK финишировали третьими.

1963. В этом году в 2-литровом классе доминировала модель 718 W-RS с мотором в 210 л.с. и «максималкой» в 280 км/ч.

 

1966. №30 — Porsche 906 LH победителей в 2-литровом классе Йо Зифферта и Колина Дэвиса.

Но в компании Porsche хотели большего — побед в «высшей лиге» соревнований спорткаров. Это был тот период, когда отдел перспективных разработок возглавил Фердинанд Пьех, молодой и весьма амбициозный племянник Фердинанда Порше. Его первым творением стала модель 906, за которой последовали версии 907 и 910. В 1967 году все три модели приняли участие в «24 часах Ле-Мана». Лучший результат показали Йо Зифферт и Ханс Херрманн за рулем 907-й, оснащенной двухлитровым 6-цилиндровым мотором мощностью 220 л. с.: они стали победителями в классе, а в абсолютной классификации заняли пятое место.

Стоит отметить, что это был первый автомобиль Porsche, прошедший кольцо Сартэ со средней скоростью, превышающей 200 км/ч. Что же касается абсолютного зачета, то это было время, когда в гонках безраздельно доминировал легендарный Ford GT40. Разумеется, Международную автомобильную федерацию не устраивало подобное положение вещей, и американский спортпрототип с 7-литровым мотором был объявлен вне закона: объем двигателей спорт-прототипов был ограничен тремя литрами. Подобное решение так же вряд ли серьезно увеличило бы представительство в столь эксклюзивном классе, но технический комитет FIA расширил число участников, допустив туда и серийные спортивные автомобили с двигателями объемом до 5 литров. Изначально омологационная серия была определена ежегодным выпуском 50 экземпляров, но затем это число было сокращено в два раза. И в Porsche принялись срочно готовить версию с индексом 908: трубчатая пространственная рама, 8-цилиндровый двигатель с объемом 2997 см3, выдававший 370 л. с. при 8600 об/мин… Выиграть время конструкторам помогли и политические события: из-за студенческих волнений гонка «24 часа Ле-Мана» 1968 года была перенесена на конец сентября. В этот год коллектив Porsche уже традиционно собирает коллекцию призов в разных классах. Но самое важное, что после десятилетнего перерыва ее гонщики финишируют на подиуме в абсолютном зачете: Рольф Штоммелен и Йохен Неерпаш занимают третье место. А на Женевском автосалоне 1969 года публике была представлена модель 917, та, с которой и началась история самых громких побед Porsche в Ле-Мане. Силовой агрегат новинки представлял собой два 6-цилиндровых 2,2-литровых оппозитных двигателя в едином корпусе и достигал мощности 520 л. с. Но для начала этот автомобиль нужно было научить ездить — его курсовая устойчивость оставляла желать лучшего. Да и «детских болезней» пока хватало, и в своем дебюте 917-я не сумела навязать соперникам серьезной борьбы: из-за отказа сцепления автомобили Ричарда Эттвуда (нужно отдать должное, что экипаж Эттвуд — Элфорд 21 час сохранял лидерство в гонке) и Рольфа Штоммелена выбывают из гонки. Но зато Ханс Херрманн и Жерар Лярусс за рулем 908-й дали настоящий бой соперникам, выступавшим на Ford GT40. В финале гонки, обмениваясь позициями, к победе мчались Жаки Икс и Ханс Херрманн. Но на приборной панели Porsche Херрманна уже давно горела контрольная лампа, предупреждавшая о критическом износе тормозов. В результате Херрманну пришлось снизить темп, и победу в гонке одержал Икс. Впоследствии выяснилось, что тревога была ложной, тормоза были в полном порядке…

1969. Все больше моделей хороших и разных! №20 — Йо Зифферт и Брайан Редман на Porsche 908/02, Вик Элфорд и Ричард Эттвуд (№12) на Porsche 917 L Coure. №64 — Ханс Херрманн и Жерар Лярусс на 908 LH. Вторые в абсолютном зачете.

Гонка «24 часа Ле-Мана» 1970 года не случайно была названа «Битвой титанов»: семь Porsche против одиннадцати Ferrari 512, среди которых и спортпрототипы с 3-литровыми моторами «Формулы-1». К этому моменту над аэродинамикой и подвеской автомобилей из Штутгарта была проведена серьезная работа, а мощность 4,5-литрового 12-цилиндрового двигателя составляла 580 л. с. И результат был просто потрясающим: весь подиум 24-часового марафона оккупировали гонщики Porsche! Победителями стали Ханс Херрманн и Ричард Этвуд, автомобиль которых за 24 часа преодолел дистанцию в 4607 километров. Вторыми финишировали Жерар Лярусс и Вилли Каузен, а третьими на подиуме были Руди Линс и Хельмут Марко, которые выступали на Porsche 908/02. Успех в «абсолюте» был подкреплен победами коллег по команде в обоих классах категории GT.

1970. Ричард Эттвуд и Ханс Херрманн на Porsche 917 K побеждают в абсолютном зачете!

1970. Porsche 917 L вторых призеров абсолютного зачета Жерара Лярусса и Вилли Каузена в расцветке «хиппи».

Следующий год гонок в Ле-Мане также прошел под знаком Porsche: победу одержали Хельмут Марко и Гейс ван Леннеп, а вторыми финишировали Герберт Мюллер и Ричард Эттвуд. При этом экипаж команды Martini Racing Team Марко — ван Леннеп прошел за 24 часа 5335 км со средней скоростью 222,304 км/ч, установив, таким образом, рекорд, который продержался 39 лет!

1971. И снова победа! Ее добились пилоты Martini Racing Хельмут Марко и Гейс ва Леннеп за рулем Porsche 917 KH Coupe.

Но в классе спортпрототипов вновь возникает конфликт интересов, спровоцированный доминированием одного производителя. Начиная с 1972 года «легальными» остаются только 3-литровые атмосферные моторы. В результате последовал небольшой тайм-аут, но «24 часа Ле-Мана», как и чемпионат мира среди спортивных автомобилей, не выходил из сферы интересов Porsche.

В 1976 году на кольцо Сартэ выходит спортпрототип Porsche 936, подготовленный по требованиям Группы 6 FIA. В основе шасси была трубчатая пространственная рама, такая же, как у модели 917, а в качестве силового агрегата был применен 2140-кубовый турбированный двигатель. С учетом гандикапа с коэффициентом 1,4 это соответствовало разрешенным правилами 3-литровым «атмосферникам». Мощность двигателя при 8000 об/мин составляла 540 л. с., а максимальная скорость — 320 км/ч. Дебют новинки был успешным: Жаки Икс и Гейс ван Леннеп, защищавшие цвета Martini Rasing Porsche System, стали победителями «24 часов Ле-Мана» 1976 года.

1976. Модель 936 Spyder была подготовлена в рекордные сроки. На ней победителями Ле-Мана стали Жаки Икс и Гейс ван Леннеп.

Жаки, выступая за рулем 936-й, еще дважды побеждал в «Ле-Мане»: в 1977-м в экипаже с Харли Хейвудом и Юргеном Бартом и в 1981-м в паре с Дереком Белом.

1977. В этом году победу одержали Жаки Икс, Юрген Барт и Харли Хейвуд из Martini Racing Porsche System. Снова на 956-й.

В конце 1970-х гоночное подразделение Porsche активно работало и над моделью 935, созданной на базе 911-й и получившая за большие аэродинамические свесы прозвище «Моби Дик». Подготовленный по требованиям Группы 5 автомобиль по скорости превосходил многие спортпрототипы. 3,2-литровый мотор выдавал 590 л.с, и развивал скорость свыше 350 км/ч.

1978. «Моби Дик» Манфреда Шурти и Рольфа Штоммелена. Модель 935 появилась еще в 1976-м.

В Porsche, несмотря на обширные клиентские программы, предпочитали не передавать инновационные разработки сторонним командам, но некоторые из них самостоятельно дорабатывали базовые конструкции. Причем весьма успешно. Примером может служить Kremer Racing, пилоты которой, Клаус Людвиг и братья Уиттингтон, в 1979 году стали победителями «24 часов Ле-Мана» на Porsche 935 K3.

1979. 935 K3 победителей — Клауса Людвига и братьев Уиттингтон.

«Почин» Жаки Икса и Дерека Белла в 1981-м был весьма удачным — последующие шесть лет Porsche в Ле-Мане не знала поражений. Чемпионат мира среди спортивных автомобилей 1982 года стартовал при новом техническом регламенте: вместо Групп 5 и 6 была образована группа C.

И менее чем за год спортивным подразделением Porsche была подготовлена модель 956. В ее конструкции компания Porsche впервые использовала алюминиевый монокок, что позволило по сравнению с пространственной трубчатой рамой предыдущей модели не только на 80% увеличить жесткость шасси, но и приблизиться к разрешенному правилами минимальному весу в 800 кг. 2,6-литровый двигатель с двумя турбинами имел мощность 636 л. с. Была в конструкции 956-й и еще одна инновация — в трансмиссии впервые в мире было использовано двойное сцепление. И вновь сокрушительный разгром соперников: все три новых Porsche 956 финишируют на подиуме, а Жаки Икс и Дерек Белл в очередной раз побеждают в Ле-Мане.

1981. Победное возвращение 936-й с Жаки Иксом (в кокпите) и Дереком Беллом.

С 1982 по 1985 год 956-я не оставляла соперникам надежды подняться на высшую ступень подиума. За этот период триумфаторами так же становились Верн Шуппан, Эл Холберт, Харли Хейвуд, Анри Пескароло, Клаус Людвиг и Джон Винтер. Справедливости ради стоит отметить: несмотря на то, что уже традиционно весь подиум оккупировали гонщики, выступавшие на Porsche, не все они были пилотами заводских команд.

1982. В этом сезоне пилоты Porsche с моделью 956 оккупировали весь подиум. А победу вновь одержали Жаки Икс и Дерек Белл.

1983. Очередную победу 956-й принесли Верн Шуппан, Эл Холберт и Харли Хейвуд из Rothmans Porsche.

К примеру, в 1984-м «заводчане», в знак протеста против новых правил, объявленных всего за три месяца до гонки, в «Ле-Мане» вообще не участвовали. Не сдавала свои позиции Porsche и в 1986–1987 годах, но здесь свои победы Дерек Белл, Эл Холберт и Ханс-Иохим Штук одерживали уже на модели 962C. Этот автомобиль, появившийся в конце 1984 года, «в базе» был подготовлен по требованиям европейской Группы С, но в большей степени был ориентирован для клиентов из гонок IMSA GTP.

1984. Два сезона прошли под знаком Joest Racing. Победили Анри Пескароло и Клаус Людвиг.

1985. И вновь доминирует Porsche 956. Победили Клаус Людвиг, Анри Пескароло и Джон Винтер.

И вновь в Ле-Мане бал правит Porsche: в 1986-м весь пьедестал вновь принадлежит ее пилотам, а Дерек Белл, Эл Холберт и Ханс-Йоахим Штук из Rothmans Porsche AG празднуют победу. И на следующий год это трио также добивается успеха. Годом спустя Штук, Людвиг и Белл финишируют вторыми, но конструктивный ресурс 962-й уже выработан, и заводская команда закрывает программу, хотя частные команды продолжали использовать эту версию автомобиля.

1986. На «тропу войны» выходит 962 C LH. Побеждают Ханс-Йоахим Штук, Дерек Белл и Эл Холберт.

1987. Бал правят все те же: Штук, Белл и Холберт. И Porsche 962 C LH.

Был в истории покорения «Ле Мана» еще и 1994 год, когда победу одержали Янник Дальма, Харли Хейвуд и Мауро Бальди. Этот экипаж команды Le Mans Porsche Team выступал на автомобиле Daurer 962 Le Man. Произошло это благодаря некоей лазейке в правилах, которые в1992 году претерпели изменения. Это и дало возможность омологировать Daurer 962 Le Man как обычный дорожный автомобиль и после ряда допустимых доработок заявить его в гонке в категории GT. Всего к гонкам в Ле-Мане было подготовлено два автомобиля, и победу одержали Яник Дальма, Харли Хейвуд и Мауро Бальди, а их партнеры по команде финишировали на третьем месте.

1994. После 6-летнего перерыва побеждает Daurer 962 Le Mans команды Le Mans Porsche Team.

В 1995-м Porsche обращается в компанию Tom Walkinshaw Racing с предложением подготовить прототип для гонок в WSC IMSA. Автомобиль создавался на базе Jaguar XJR-14 с 6-цилиндровым «оппозитником» Porsche, «позаимствованным» у модели 956 образца 1980 года. Но еще до начала сезона-1995 регламент IMSA претерпел изменения, и проект оказался невостребованным. Но автомобили выкупила команда Joest Racing и после определенных доработок выставила их на гонки в Ле-Мане. И отпраздновала победу как в 1996, так и в 1997 годах.

1996. Два года побед в активе команды Joest Racing с моделью TWR Porsche WSC.

1997. А. Вурц, Д. Джонс, М. Рейтер, Т.Кристенсен, С. Юханссон, М. Альборето — победители 1996 и 1997 годов.

А к сезону 1998 года в Porsche подготовили совершенно новый автомобиль — 911 GT1-98. Ставка была сделана на надежность и аэродинамические решения, обеспечивающие высокую прижимную силу. Из-за подобных акцентов автомобиль уступал в максимальной скорости своим главным конкурентам — Toyota и Mercedes. Тем не менее, на прямой Мульсан Porsche 911 GT1-98 разгонялся до 330 км/ч. И его экипаж в составе Лорана Айело, Алана Макниша и Стефана Ортели стал победителем этой гонки, обеспечив компании Porsche рекордную 16-ю победу в этом 24-часовом марафоне.

1998. В последнем перед тайм-аутом «Ле-Мане» побеждают пилоты Porsche AG на автомобиле Porsche 911 GR1.

Возвращаться всегда непросто. Да еще через 16 лет после последнего успеха. Для такого поступка нужно иметь весомую мотивацию. Но Porsche вернулась в высшую лигу «Ле-Мана». Вернулась, чтобы побеждать. Вернулась с новым прототипом — Porsche 919 Hybrid. И вернулась, не делая громких заявлений. Более того, осенью 2013-го глава программы Porsche LMP1 Фриц Энцингер подчеркивал, что начинать приходится практически с нуля, с новой инфраструктурой и новыми технологиями. И порекомендовал поклонникам и болельщикам Porsche не возлагать слишком больших надежд на первый сезон.

2015. Триумфальное возвращение в «Ле-Ман»: первое и второе места с Porsche 919 Hybrid

Но одного сезона сполна хватило для «пристрелки»: уже в 2015 году трио Porsche в составе Нико Хюлькенберга, Эрла Бамбера и Ника Тенди стояло на высшей ступени подиума «24 часов Ле-Мана». А их товарищи по команде Тимо Бернхард, Марк Уэббер и Брендон Хартли занимали вторую ступень пьедестала.

Porsche 919 Hybrid. Бензиновый 2-литровый турбомотор V4 мощностью 500 л.с. с приводом на заднюю ось. Электродвигатель мощностью 400 кВт с приводом на переднюю ось. Литий-ионный аккумулятор. 2 системы рекуперации энергии: KERS и ERS (энергия тормозов и выхлопных газов). Скорость — 340 км/ч.

В актив команды нужно добавить еще и чемпионский титул в гонках на выносливость. «Прошлый сезон стал для нашей компании одним из самых успешных в ее истории. В 2016 году мы планируем сделать акцент на поступательное развитие и подняться на еще более высокий уровень. Мы станем единственным производителем, автомобили которого примут участие в «24 часах Ле-Мана» в трех из четырех существующих классов», — подвел итоги сезона и наметил перспективы исполнительный директор Porsche д-р Оливер Блуме.