Top.Mail.Ru
Спортивное пилотирование. Школа без каникул

Спортивное пилотирование. Школа без каникул

26.05.2002
В феврале этого года в материале о Школе пилотирования Русского центра автоспорта мы обещали вернуться «за парту» весной, в преддверии сезона кольцевых гонок. Обещание выполняем

Станислав Шустицкий

В феврале этого года в материале о Школе пилотирования Русского центра автоспорта мы обещали вернуться «за парту» весной, в преддверии сезона кольцевых гонок. Обещание выполняем.

Сразу вспоминается присказка вузовских преподавателей, встречающих первокурсников: «Забудьте все, чему вас учили в школе». Я имею в виду зимний курс обучения. Нет, полученные навыки, безусловно, нужны. Но если ледовые гонки сродни атакам «эскадрона гусар летучих», то гонки шоссейно-кольцевые скорее напоминают мудрую тактику «штабных», хотя и здесь автомобиль едет на грани сноса, проходя повороты в чуть уловимом скольжении. А еще нет спасительных сугробов и снежных брустверов — лишь узкие гравийные полосы безопасности и полосатые «рельсы» профилированных отбойников. И скорость, при которой «шаг вправо, шаг влево» весьма чреваты неприятностями.

Начало практических занятий традиционно: подгонка сидений, ремней безопасности, разминка на «змейке». «Помни: чем меньше движений рулем, чем плавнее траектория, тем выше скорость на круге», — напутствует меня тренер Александр Антонов.

Следующее упражнение казалось вполне привычным — разгон и комбинированное торможение. Придерживая педаль тормоза, торможу двигателем, переключая передачи «вниз». «Обрати внимание на четкость выполнения каждого движения — в гонке это позволит не только сэкономить время, затормозить как можно позже, но и сбережет коробку передач», — советует Александр.

В щадящем, тренировочном режиме все получается, но в гонке мало просто понимания того, что ты делаешь — здесь нужен автоматизм (в этом мне пришлось довольно скоро убедиться).

Теперь — на трассу. «Едешь несколько кругов, стараясь запомнить общую конфигурацию. Детально это сразу сделать не удастся, но в целом впечатление получишь», — говорит Антонов. К последнему тезису отношусь с некоторым недоверием — «Невское кольцо» доводилось видеть с разных позиций: и с холмов стадиона, где в дни гонок располагаются зрители, и с точек для фотосъемки, и с места штурмана, когда «Невское кольцо» во время ралли превращалось в спецучасток. Да и драйв-тестов здесь проведено немало. Однако из кресла пилота, как выяснилось, все выглядит совершенно иначе.

«Едем под мою диктовку», — командует Саша, и мы выезжаем на стартовую решетку. В очередной раз мелькает мысль о необходимом автоматизме, который приобретается лишь накатом. Пока же всю информацию приходится предварительно прокручивать в голове. «Перед поворотом “Бумеранг” — третья передача.

Затем, в левом повороте, “распускаешь” машину до границы трассы. Теперь — разгон, четвертая, пятая... В шекану выезжаешь на третьей, чуть касаясь колесами бордюрных камней...» — звучит в наушниках шлема голос Антонова.

Максимальная скорость на большом радиусе, торможение, вторая шекана, поворот «Аппендицит»… «Рано оттормозился, теперь приходится доворачивать. И еще. На выходе из поворота Сорочинского машину нужно “распустить”, а ты жмешься внутрь», — комментирует мои действия Александр.

А потом я допустил ошибку. Перед входом в поворот «перебрал» со скоростью, затем подсознательно дожал педаль тормоза. Когда левая нога все же рассталась с педалью, было уже поздно — визжа шинами, автомобиль вращался навстречу удивительно быстро летящему отбойнику...

Готовился выслушать от Антонова (именно «его», правой стороной я въехал в ограждение) соответствующее резюме, но тот проявил педагогическую выдержку.

«Все абсолютно закономерно. Во-первых, перетормозил, заблокировал колеса. Во-вторых, в момент торможения колеса были чуть вывернуты. Гасить скорость нужно на прямолинейном движении». Согласитесь, истина азбучная, но одного ее знания, как выяснилось, явно недостаточно.

Пока в перерыве пьем кофе, Александр предлагает начертить на схеме трассы мое видение траектории. За графическими изысками с интересом наблюдает второй преподаватель школы, пилот раллийной команды нашего журнала Виктор Березовский. «Нарисовал все четко — именно так и ехал. Вот только ехал неправильно», — констатирует он. Затем карандаш берет Антонов и рисует оптимальную траекторию, объясняя «физику» поведения автомобиля на каждом из участков трассы.

А дальше начинается процесс, который, возможно, отпугнет тех, кто видит в автогонках лишь душ из шампанского на подиуме: прежде чем выйти на старт, кандидату в чемпионы придется намотать не одну тысячу тренировочных километров, стереть не один комплект шин, шлифуя ту самую «правильную» траекторию.

Перерыв закончен, мы снова на трассе, вновь сквозь гул мотора — наставления тренера: «Не зажимай машину... Здесь едем в метре от белой линии... Вот сейчас неплохо... “Распусти” больше... Теперь полный газ, целься в отбойник — машину чуть сдвинет, и ты на нужной траектории». Круг за кругом, поворот за поворотом!..

Школа пилотирования работает по весьма плотному расписанию, и недостатка в учащихся нет. Но это вовсе не значит, что заработал конвейер по подготовке «шумахеров». Кто-то понял, что автоспорт — не для него, кто-то просто отвел душу, получив на занятиях необходимую порцию адреналина, а кто-то приобрел уверенность в управлении автомобилем. Но вряд ли кто-либо посчитал занятия в школе потерянным временем — каждый получил возможность почувствовать себя гонщиком.

Впрочем, о подготовленности к настоящим гонкам тоже можно говорить: несколько выпускников Школы пилотирования уже стартовали на 1-м этапе Кубка «Лада».

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное