Спорт
Главная  /  Спорт  /  Сгоняли на ралли: как мы испытывали Subaru Forester
[

В ралли на «гражданском» Forester

]
Сгоняли на ралли:как мы испытывали Subaru Forester
Многие автомобильные бренды охотно используют слоган «быть, а не казаться», но не факт, что это всегда соответствует действительности. В случае с Subaru, маркой, имеющей славную спортивную историю, мы решили убедиться в подобном заявлении, подвергнув автомобиль достаточно жесткому испытанию. И речь здесь не о модели WRX STI, что было бы логично, — объектом нашего внимания стал абсолютно «гражданский» Forester. Именно на нем, вопреки той самой логике, мы и отправились на ралли.

СОЗДАННЫЙ ДЛЯ ЧЕМПИОНОВ

Сама идея участия Subaru в ралли исходила из той идеологии, по которой создавались автомобили компании: «активное вождение, активная безопасность». Что же касается чемпионата мира, то полноценное участие Subaru с моделью Legacy в World Rally Championship состоялось в 1990 году. И дебют был многообещающим: на ралли «Сафари» Subaru Legacy, подготовленный по группе N (автомобили с минимальными конструктивными изменениями), стал победителем в этой категории. Стоит отметить, что до этого ни один автомобиль из тех, что были подготовлены по техтребованиям группы N, до финиша этой сложнейшей гонки не добирался. На следующий год пилотами Subaru был завоеван первый подиум в абсолютном зачете на этапе WRC, а в 1993‑м на ралли Новой Зеландии одержана и первая победа. В том же году в WRC на смену модели Legacy пришла Impreza, а в 1995‑м Колин Макрей и Дерек Рингер, выступавшие на Subaru Impreza 555, завоевали чемпионский титул в зачете пилотов. В 2001 году Ричард Бернс и Роберт Рейд повторили этот успех, а в 2003‑м чемпионами мира в личном зачете стали Петтер Солберг и Фил Миллс: в этом случае «оружием победы» стал автомобиль Subaru Impreza WRC. И еще. С 1995 по 1997 год включительно команде Subaru World Rally Team в чемпионате мира не было равных. В 2008 году заводская команда Subaru покинула чемпионат мира по ралли, но стоит ли удивляться, что шлейф побед на раллийных трассах до сих служит верную службу маркетологам компании, а ее клиентов наверняка посещают мысли о сопричастности к славным спортивным победам. Даже в том случае, когда они выбирают не модель WRX STI, а сугубо утилитарный вариант. Например, Forester.

НА ГЕНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Иллюзий, что модель Forester выбирают, чтобы нет-нет да и «прохватить» по грунтовке, у нас не было. Вопрос, скорее, стоял так: наделен ли кроссовер от «Созвездия Плеяд» хоть малой толикой той самой генетики, которая при слове «Subaru» автоматически выстраивает соответствующий ассоциативный ряд? Или нам придется признать, что там, где царит прагматизм, для романтики места не остается? Почему Forester? Во-первых, само название модели говорит о том, что ее основное назначение — удовлетворять потребности городских жителей, выбирающихся на уикенд в местность, где может встретиться относительное бездорожье, либо тех, кого это бездорожье окружает. Но второе в большой степени зависит от финансовых возможностей «селян», какая уж тут романтика. Во-вторых, нам было интересно проверить в деле одну из новинок семейства Subaru, и в нашем распоряжении был Forester 2018 модельного года.

А теперь о том испытании, которому мы предполагали подвергнуть автомобиль: мы отправились на ралли. Нет, не в качестве зрителей, хотя в этом случае Subaru Forester наверняка обеспечил бы нам комфортную и приятную поездку, нашему автомобилю была уготована роль лица официального — машины безопасности. Наши обязанности сводились к следующему: стартуя впереди «боевых» экипажей, произвести проверку и по рации доложить в штаб о готовности судейский постов и всей инфраструктуры ралли к началу гонки, убедиться в безопасном расположении зрителей и предупредить их, что очень скоро на трассе появятся раллийные автомобили… И с момента нашего старта нам предстояло жить в режиме гонки, неукоснительно соблюдая заданный график движения. А значит, ехать достаточно быстро. По плечу ли окажутся Forester два дня, проведенные в ритме ралли? Да еще какого ралли!

ИДТИ ДО КОНЦА

Гонка, в которой нам, пусть и опосредованно, предстояло участвовать, действительно уникальна. Это знаменитое ралли «Белые ночи», которое впервые состоялось в 1963 году и не так давно отметило свой полувековой юбилей! И это ралли из года в год является украшением национального чемпионата. Не раз в этой гонке мы стартовали вместе с великолепным пилотом, вице-чемпионом России, мастером спорта СССР Виктором Березовским и всегда, независимо от результата, получали огромное удовольствие. Виктор и на этот раз согласился занять место за рулем нашего автомобиля безопасности и выступить в качестве объективного эксперта. Вообще-то, идея подобного теста у нас созрела давно, оставалось лишь озвучить ее в российском представительстве Subaru. Не скрою, мы были готовы и к отрицательному ответу, но к нашему удивлению принципиальное решение о подобном проекте было принято в течение… нескольких минут. Причем решение положительное. Смелые люди там работают... Правда, детали того самого решения были неординарными. Логично было бы отправить в бой версию Forester XT с 2‑литровым турбомотором мощностью 241 л. с. с внушительным максимальным крутящим моментом в 350 Нм. Спортивный характер модели дополняла возможность ручного переключения передач посредством подрулевых лепестков. Но, вероятно, подобное решение было бы слишком очевидным, и нам на тест был предложен Subaru Forester в комплектации Elegance с 2,5‑литровым атмосферным двигателем. Проблему мы с Виктором видели в том, что версия с этим двигателем комплектовалась только бесступенчатой трансмиссией. К работе самого «субаровского» вариатора Lineartronic вопросов не было — даже в условиях активной езды его работа заслуживает похвал. К тому же есть режим Sport, подстраивающий алгоритм работы CVT под динамику езды. А вот в торможении двигателем вариатор помочь нам не мог, и на тормоза приходилась повышенная нагрузка. Но уж если идти, то идти до конца, и чем парадоксальнее ситуация, тем она интереснее: абсолютно «гражданский» кроссовер (даже защита силового агрегата здесь весьма условная), коробка-автомат… Тест в условиях динамичной езды по раллийным спецучасткам должен был дать нам ответ о том, сохранились ли спортивные гены во всех представителях «Созвездия Плеяд», или в некоторых из них произошла необратимая мутация.

ОН НАСТОЯЩИЙ

Точность скоростной стенограммы в таком ралли, как «Белые ночи», во многом определяет успех. Для нас этот пункт подготовки был важен вдвойне. Нет, в Карелии мы не собирались соперничать с лучшими гонщиками России, но ехать, исходя из условий теста, предполагали достаточно быстро. Быстро, но с большим запасом. Парадокс? В каком-то смысле, да. Но не менее важной задачей, чем проверка возможностей автомобиля в сложных условиях, было возвращение нашего Forester «на базу» без единой царапины. И еще. По сути, мы открывали ралли, и несмотря на то, что трассы спецучастков перед нашим прохождением уже были закрыты для постороннего движения, возможность повстречаться с автомобилем недисциплинированного зрителя все-таки оставалась (что, кстати, пару раз и произошло). Кроме того, далеко не все болельщики к моменту нашего прохождения находились в безопасных местах. Для Виктора это было непростой задачей: с одной стороны, он привык ездить с полным доверием к тому, что читает ему штурман, и это позволяло полностью реализовать скоростные возможности автомобиля, с другой стороны, контроль над ситуацией должен быть стопроцентным. Нет, даже не на 100, а на 200 %: повредить автомобиль, взятый на тест-драйв, справедливо считается дурным тоном. Даже если, как в нашем случае, жить предстояло в ритме ралли.

Изюминку в управление автомобилем на гравийной трассе могло добавить отключение системы динамической стабилизации, но на Forester эта функция служит для того, чтобы помочь выбраться из снежного плена или, к примеру, глубокой грязи, но затем, при наборе скорости, система VDC снова активируется. В большинстве случаев решением задачи является извлечение из блока соответствующего предохранителя, но в случае с нашим автомобилем эта операция не помогла: на приборной панели тут же загорелась россыпь контрольных ламп, включая «check engine», а селектор коробки передач отказался переводиться в режим паркинга. Forester активно боролся за собственную живучесть и за безопасность пассажиров. Предохранитель вернули на место, ошибку сняли, обесточив бортовую сеть, а наш тест стал еще интереснее: теперь уж точно никакого вмешательства в «базовые» настройки автомобиля мы не производили. И хочу отметить, что система VDC на Forester работает чрезвычайно корректно. Да, она не позволит пройти поворот в глубоком заносе, но оставит возможность проехать его быстро, без жесткого «ошейника», свойственного многим другим системам стабилизации. А графика на дисплее в верхней части центральной консоли наглядно покажет, какие колеса склонны к пробуксовке и как перераспределяется крутящий момент. И пусть наша езда на спецучастках была не эффектной, но абсолютно точно эффективной.

Автомобили Subaru всегда отличались высоким уровнем безопасности. Символично, что на ралли именно эти машины обеспечивали безопасность.

Еще один важный «зачет» наш Forester получил в номинации «подвеска». И это очень важно, так как именно подвеска отвечает за надежный контакт колес с дорогой. Трасса «Белых ночей» проходит по знаменитым и весьма опасным карельским трехмерным дорогам, где траекторию движения автомобиля нужно рассчитывать не на шаг, а на два-три поворота вперед. И как только скорость движения превышает «гражданские» лимиты, небольшие ухабы превращаются в подбросы, готовые вышвырнуть автомобиль с дороги, а ямы представляют реальную опасность не только для стандартных, но и для спортивных амортизаторов. Поэтому на ямы, камни и выступающие над поверхностью дороги дренажные трубы мы обращали особое внимание при записи стенограммы. Но это отнюдь не означало, что при втором прохождении спецучастков (каждый из шести спецучастков ралли использовался дважды) характер дороги не изменится и на ней не появятся новые препятствия, например, вывороченные из земли камни. Поэтому внимание и еще раз внимание. В этих условиях подвеска Forester отработала на пять баллов, по-спортивному. Пару-тройку ям мы недооценили, но и здесь обошлось без проблем.

Быстрые, но ко­варные спецучастки «Белых ночей» ошибок не прощают.

Три дня в Карелии, позади 1500 км, из которых почти 130 — дистанция «боевых» спецучастков ралли «Белые ночи — 2018». Наша миссия экипажа автомобиля безопасности на этапе чемпионата России выполнена полностью, и Forester внес неоценимый вклад в выполнение той самой миссии. Что же касается непосредственно теста, то он был достаточно жестким, но отнюдь не экстремальным: процентов 30 нереализованных возможностей у этого автомобиля уж точно осталось. Тем не менее ответ на вопрос о генетике Forester мы для себя получили. Нет смысла в очередной раз говорить об универсальности этого автомобиля: он хорош и в условиях мегаполиса, и готов к сложным экспедициям, и обеспечит комфортное семейное путешествие. Мы же с Виктором убедились, что Forester был вполне органичен и на трассах ралли. Ведь это Subaru. Настоящий Subaru.

Знаменитые трехмерные дороги Карелии. На них в полной мере можно раскрыть возможности автомобиля, и Forester показал себя с самой лучшей стороны.

БЕЗ ПОБЛАЖЕК

С моделью Bridgestone Dueler A/T 001 я познакомился еще весной в ходе презентационного теста, который проходил в Сочи (см. 5К, № 5, 2018). В целом впечатления от новинки были позитивными, но какая-то недосказанность в силу скоротечности того теста оставалась. Зато сейчас нам с Виктором Березовским представилась возможность проверить «дуэлянта» почти по полной программе. Почему почти? Об этом чуть позже, а сначала о том, почему для нашего нестандартного эксперимента мы выбрали именно эту модель. Разработчики Bridgestone, выводя на рынок Dueler A/T 001, декларировали именно те характеристики, которые весьма стройно вписывались в наш проект с Subaru Forester. Во-первых, серьезных улучшений, в сравнении с предыдущей моделью — Dueler A/T 697, инженерам Bridgestone удалось добиться в области акустического комфорта, а нам до и после ралли предстояло намотать несколько сотен километров по асфальтированным дорогам. Во-вторых, улучшилась износостойкость, параметр для нас крайне важный, так как в режиме активной езды предстояло преодолеть более 120 км по гравийным дорогам. Не просто проехать (общая дистанция гравийных дорог Карелии, по которым мы проехали, составила почти 500 км), а проехать быстро. В свое время модель Dueler A/T 697 очень хорошо зарекомендовала себя с точки зрения прочности, и модель-преемница ей в этой части ничем не уступает. Последнее для нас было важно и потому, что камни и ямы на трассах спецучастков ралли «Белые ночи» — явление обычное. А теперь я перечислю то, за что готовы были «отвечать» разработчики Bridgestone, объединившие в модели Dueler A/T 001 характеристики, которые нередко просто обязаны вступить в противоречие: акустический и динамический комфорт и достойные сцепные качества на бездорожье, износостойкость и управляемость как на сухом, так и на мокром асфальте (последний параметр, в сравнении с Dueler A/T 697, тоже улучшен). А оригинальный дизайн протектора, ориентированный в первую очередь на сцепление и управляемость на бездорожье, должен был не только не потерять в управляемости на асфальте, как сухом, так и мокром, но и обеспечить акустический комфорт. Круг замкнулся. И в рамках тех задач, которые мы перед собой ставили на этом ралли, могу отметить, что шины оправдали наши надежды на все 100 процентов. Да, Bridgestone Dueler A/T 001 вряд ли подойдет для тяжелого бездорожья, но в том, что эта модель в высокой степени универсальна, сомнений нет. Чуть выше я писал, что наша проверка проходила по достаточно жесткой программе, и эту программу мы почти выполнили. Это «почти» состоит в том, что метеослужба обещала в эти дни в Карелии ливни, но, как водится, прогноз оказался несостоятельным: небольшой ночной дождь избавил нас от пыли на трассе, но не позволил полноценно испытать шины на мокром грунте. Надеюсь, скоро появится возможность проверить и эти кондиции новинки Bridgestone.

СЛАГАЕМЫЕ ПОБЕДЫ

Для команды Toyota GAZOO Racing в чемпионате мира по гонкам на выносливость (FIA WEC) оставалась лишь одна не взятая вершина — суточный марафон «24 часа Ле-Мана». И вот теперь финиш на первой и второй позициях в этой легендарной гонке на кольце «Сарте» можно занести в актив и гоночной команды, выставившей на третий этап чемпионата мира два экипажа на спортпрототипах TS050 Hybrid, и ее спонсора и технического партнера — компании DENSO. За свой долгий путь к победе в Ле-Мане спортпрототип TS050 Hybrid класса LMP 1 всегда находился «на передовой» развития технологии гибридных силовых установок. Результат показателен: в победном «Ле-Мане» расход топлива, по сравнению с аналогичной гонкой в 2012 году, сократился на впечатляющие 35 %. Достигнуть еще более высокой эффективности гибридной силовой установки в немалой степени помогли автокомпоненты, поставляемые DENSO. На прототипах TS050 Hybrid использован целый ряд важных комплектующих, созданных DENSO, в том числе электродвигатель гибридной системы, инвертер тока, блок управления гибридной системы, свечи зажигания, масляные и водяные радиаторы охлаждения.  В автогонках к выбору технических партнеров относятся с особым вниманием, но комплектующие DENSO прошли проверку и временем, и спортивными результатами. Примером может служить Subaru - Denso не только давно является техническим партнером спортивных команд, но и осуществляет поставку комплектующих на заводы компании. К подобному выбору автопроизводителя были все предпосылки. К примеру, DENSO устанавливает стандарты в технологии производства свечей зажигания с 1959 года, а их производство осуществляется на собственных заводах, сертифицированных по QS 9000 и ISO 9000. В постоянно обновляющемся ассортименте присутствуют все необходимые позиции, включая никелевые, платиновые, иридиевые свечи, свечи зажигания TT и свечи суперзажигания (SIP). При этом стандарт DENSO — «ноль дефектов». Говоря об инновациях, есть смысл упомянуть о свечах зажигания Iridium TT со сверхтонким центральным электродом (диаметр всего 0,4 мм) и встречным заземляющим электродом диаметром 0,7 мм. Этот продукт предоставляет возможность использовать ОЕ-технологию свечей суперзажигания для более широкой линейки автомобилей. Срок службы свечей Iridium ТТ более чем в пять раз превышает срок службы стандартных никелевых свечей (до 120 000 км) и обеспечивает еще большую топливную экономичность и эффективность автомобиля в целом. Все компоненты DENSO для рынка запасных частей производятся по оригинальным технологиям компании и по спецификациям оригинального оборудования, что гарантирует удобство в эксплуатации и быстроту установки, высокую надежность и высокие технические характеристики.