Спорт
Главная  /  Спорт  /  ROUTE 66. Превью Гран При Австралии

ROUTE 66.
Превью Гран При Австралии

Владимир Маккавеев о старте сезона в Формуле-1, судебном скандале в Мельбурне и “проблемах с гардеробом” Королевы автоспорта…

Победа и поражение Гидо ван дер Гарде

Аллилуйя! Вот Формула-1 и добралась до 66-го сезона в истории чемпионатов мира. Очередное межсезонье и месяцы томительного ожидания нового гоночного волшебства подошли к концу. Однако, как это часто бывает на старте чемпионата Формулы-1, все далеко не так однозначно, как хотелось бы.

Главной темой последних дней перед Гран При Австралии в Мельбурне безусловно стал судебный процесс Гидо ван дер Гарде против команды Sauber.

Еще в конце прошлого сезона, когда стало известно, что руководитель Sauber Мониша Кальтенборн, несмотря на подписанный еще летом контракт на сезон-2015 с ван дер Гарде, выставила пилота из команды, чтобы освободить место для принесших с собой большие бюджеты Фелипе Насра и Маркуса Эриксона, это показалось мягко говоря странным. Но тогда мы еще не знали юридической подноготной контракта Гидо, которая в значительной мере прояснилась в последние две недели перед Гран При Австралии, когда юристы гонщика выиграли сразу несколько судебных разбирательств против Sauber и в Европе и в Австралии, где суд штата Виктория, несмотря на многочисленные протесты и аппеляции со стороны швейцарской команды, все-таки обязал Sauber усадить Гидо за руль. Однако госпожа Кальтенборн и тут не смирилась, ссылаясь то на плохую форму гонщика, напряженно тренировавшегося всю зиму, то на отсутствие видимо оставшегося на базе в Хинвиле гоночного сиденья Гидо, хотя на подгонку нового команде требуется от силы 3-4 часа... Наконец – на отсутствие суперлицензии у пилота, из-за чего ван дер Гарде не пустили в боксы во время свободной практики в пятницу. И это при том, что для участия в тренировках Ф-1, до начала квалификации, суперлицензия не нужна вовсе, а для получения оной на имя пилота, не так давно выступавшего в Гран При Формулы-1, команде достаточно было отправить комплект документов и заявку в FIA. Однако, команда по-видимому умышленно саботировала эту процедуру, равно как и решение австралийского суда, из-за чего в пятницу юристам ван дер Гарде пришлось подать очередной иск с просьбой об аресте имущества команды и ее директора за неисполнение решения суда.

Упорство, беспринципность и цинизм Мониши в данном случае просто потрясают. Как юрист по образованию, она с самого начала, когда затевала контрактный триумвират со своими пилотами, не могла не понимать, чем все это теоретически может грозить. Никто конечно не думал, что Гидо пойдет до конца и будет судиться с командой. В Ф-1 это не принято, поскольку такой шаг почти со 100-процентной вероятностью в будущем навсегда закроет пилоту дорогу в Ф-1. Бунтарей в «большом цирке» не любят. Так что, даже выиграв в суде свое место в команде, Гидо скорее всего проиграет. Стоит ли игра свеч решать самому ван дер Гарде, но теперь уже ему нужно идти до конца. Остается правда вопрос: что делать тогда самой Монише? Ведь на руках у двух других ее пилотов, судя по всему такие же контракты как у Гидо. Но это уже ее проблемы. Да и вряд ли Наср или Эриксон, если уж до этого дойдет, окажутся столь же бесшабашно смелыми, как Гидо и решатся похоронить свое будущее в Формуле-1 ради одного сезона.

Королева автоспорта в фалдах собственного платья

Судебнный триллер в Мельбурне бесспорно затмил собой все остальные события последних недель межсезонья. Однако на одном его аспекте все-таки стоит остановиться, прежде чем гоночный караван Ф-1 начнет свое 66-е путешествие по миру. Ведь аспект этот может иметь куда большее значение для Ф-1, нежели громкий, но сугубо частный случай гонщика Гидо.

Речь о проблемном возвращении в чемпионат мотористов Honda и отчасти – об аварии Фернандо Алонсо на тестах в Барселоне. Какая связь между двумя этими событиями? Может быть ее и нет вовсе, но некоторые события позволяют предположить, что возможно и есть, хотя и в достаточно долгосрочной перспективе.

Катастрофическое межсезонье и не более оптимистичное начало гоночного уик-энда в Австралии окончательно доказали то, что и так было понятно большинству специалистов. В погоне за одновременной турбо-гибридизаций, увеличением ресурса силовых установок, сокращением расхода топлива и запретом на тесты, федерация настолько переусердствовала, что сделала дебют новых моторостроителей в Формуле-1 абсолютно бесперспективным. Отдельно взятые, все вышеперечисленные правила безусловно соответствуют духу времени и даже разумны. Однако дополняя друг-друга они образуют своего рода теорию абсурда. 

Даже с годом отставания в условиях почти полного запрета на тесты и жесткие ограничения в доработке моторов, Honda не может рассчитывать на многое в борьбе с конкурентами, которые вступили в новую эру в прошлом году и, будучи в равных условиях, более или менее безболезненно адаптировались к ее реалиям по ходу сезона-2014. Невзирая на усложнение силовых установок и увеличение их ресурса, это наверняка не стало бы такой серьезной проблемой для японцев, если бы FIA не заставляла команды так самозабвенно экономить на тестах. В итоге для Honda, как и для McLaren, эта «экономия» теперь может обернуться тем, что вместо десятка частных тестов на домашних трассах, они вынуждены будут провести в Формуле-1 целый «тестовый сезон», что в десятки, если не сотни раз дороже! Много ли сегодня ли найдется автопроизводителей, которые даже при большом желании решатся последовать примеру Honda и отважатся на такую «экономичную» «тестовую сессию» ради дебюта в Формуле-1?! Сомневаюсь!

Причем тут авария Алонсо, спросите вы? Повторюсь, возможно и ни при чем. Но уж слишком странно выглядят расплывчатые формулировки команды, а также молчание и затягивание расследования со стороны FIA столь несложного на первый взгляд инцидента. Вкупе с появившимися было сразу после аварии слухами о возможном ударе током от гибридной системы, приведшим к потере гонщиком сознания, от которых и команда и федерация постарались тут-же отмежеваться, это наводит на определенные мысли. Ведь этот удар Алонсо током, если он действительно имел место, грозит поставить крест на всем векторе стремления Формулы-1 к гибридным технологиям. Ф-1 уже не одно десятилетие учится на собственных ошибках. И если грозивший катастрофой прецедент имел место, никто не даст 100-процентной гарантии, что он не повторится в будущем, какие бы защитные меры не предпринимались командами. Максимум – 99%! Но после прошлогодней аварии так и не вышедшего пока из комы Жюля Бьянки, вину за которую многие в той или иной степени возложили на FIA и дирекцию гонки, этот процент федерацию вряд ли устроит. И выход один: «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита» - т.е. отказываться от гибридных силовых установок!

Конечно, в истории с каталонской аварией Алонсо еще слишком много «если». Пока все это – не более чем гипотизы и реальные выводы до оглашения итогов расследования FIA делать рано. Но даже абстрагируясь от случая в «Монтмело», одного лишь примера Honda достаточно, чтобы понять: Королева автоспорта похоже окончательно запуталась в фалдах собственного гибридного платья. И если так пойдет дальше, вполне возможно, вскоре ей придется вновь сменить гардероб!