Top.Mail.Ru
Росберг: победа ради капитуляции

Росберг: победа ради капитуляции

фото: Daimler AG, Ferrari, Ford и из архива редакции / 04.01.2017
Неожиданная отставка новоиспеченного чемпиона мира Формулы-1 Нико Росберга вызвала массу самых противоречивых реакций в мире автоспорта. Многие, не желая обижать Нико, ударились в размышления о том, «как круто уйти на пике карьеры». Но что это на самом деле: сила или слабость? Нам кажется, тут все однозначно...

Владимир Маккавеев

Признаюсь, идея этого материала родилась у меня еще в АбуДаби, когда Росберг только пересек линию финиша финального Гран-при сезона, оформив второй в истории семьи чемпионский титул. О грядущей отставке Нико никто, кроме него самого, тогда еще не знал. Но когда чемпионская капитуляция Росберга стала реальностью, этот анализ оказался даже более актуальным.

В Формуле-1, как, наверное, и в любом другом виде спорта, было три типа чемпионов: одни становятся лучшими благодаря своим талантам и стремлениям, другие, и их превосходство не вызывает сомнений, способны выиграть чемпионат не благодаря, а даже вопреки  сторонним обстоятельствам и техническому превосходству конкурентов, и наконец, третьим для победы в чемпионате впридачу к собственным усилиям требуются еще режим наибольшего благоприятствования и изрядная доля везения.

Росберг: победа ради капитуляции

На протяжении почти трех с половиной десятилетий слабейшим чемпионом мира в истории гонок Гран-при считался отец Нико — Кейо Росберг, выигравший мировое первенство 1982 года за рулем Williams, победив всего в одной гонке сезона. Правда, применительно к столь технически сложному и непостоянному с точки зрения регламента чемпионату, как Ф-1, сухие цифры «голы/очки/секунды» не всегда являются определяющими факторами для аналитики. Росбергмладший, к примеру, в отличие от отца, стал чемпионом мира 2016 г., выиграв 9 гонок (больше Гран-при за один сезон в истории Ф-1 собирали лишь трое: Шумахер и Феттель по два раза да трижды Хэмилтон, в том числе и в проигранном британцем чемпионате-2016). Тем не менее, даже несмотря на 9 своих викторий, Росберг-младший по праву может претендовать на то, чтобы разделить с отцом сомнительные лавры одного из слабейших чемпионов мира в истории гонок Гран-при. И поспешная отставка Нико лишь усиливает это впечатление.

На протяжении трех последних лет у Нико были лучший автомобиль чемпионата и по сути единственный соперник в борьбе за титул — его партнер по Mercedes Льюис Хэмилтон. Но лишь в этом году, с третьей попытки, Росберг смог одолеть англичанина. Позвольте, 2:1 в пользу Льюиса — счет не такой уж и разгромный, скажут поклонники немца. Так-то оно так, вот только вся беда в том, что ключевым фактором в чемпионстве немецкого финна в 2016-м стал не столько его личный талант, сколько весенняя расслабленность Хэмилтона и целая череда технических неполадок, обрушившихся на трехкратного чемпиона мира по ходу минувшего сезона. И даже в этих условиях Нико едва не упустил титул в финальной гонке в Абу-Даби.

С тех пор как в мае Льюис вернул себе былую форму и мотивацию, он играл «первым номером», заставляя Нико постоянно догонять и обороняться. Именно эта адская психологическая нагрузка второй половины чемпионского сезона и вымотала Росберга, подтолкнув его в итоге к мгновенной отставке после завоевания титула.

Росберг: победа ради капитуляции

Росберг-младший, как и его отец, никогда не относился к числу пилотов, которые способны выигрывать гонки (не говоря уже о чемпионатах) не благодаря, а вопреки обстоятельствам. За 11 лет в Ф-1 Нико 204 раза выходил на старт и выиграл 23 Больших приза. 21 из них — стартуя с первого ряда, еще 2 — с третьей стартовой позиции. Ни одной победы при старте из-за пределов первой тройки, ни одного эпического прорыва на подиум, о котором болельщики вспоминали бы потом десятилетиями... А сколько таких подвигов было в карьерах его современников — Шумахера, Алонсо, Хэмилтона, Феттеля, даже юного Ферстаппена?!

Впрочем, Нико и сам, похоже, сознает, что, несмотря на долгожданную победу в чемпионате мира-2016, по уровню пилотажа в современной Ф-1 есть сразу 4–5 пилотов, которые при прочих равных условиях однозначно превосходят его на трассе. На то, чтобы победить лишь одного из них, единственного, обладавшего столь же быстрой машиной, Нико потребовалось три года и идеальное стечение обстоятельств. Вероятность того, что звезды вновь сложатся столь же замысловато, озарив ему путь ко второму титулу, стремится к нулю. Думается, именно это и осознание собственного бесилия и подтолкнули Росберга к решению об отставке.

Является ли победная капитуляция Нико Росберга демонстрацией его силы или слабости? Несмотря на красивые речи о том, «сколько смелости нужно, чтобы остановиться, будучи на вершине карьеры», ответ очевиден... Куда больше смелости Нико требовалось, чтобы продолжать бороться. Именно этой смелости ему в итоге и не хватило для защиты титула. Теперь же после своей скороспелой отставки Нико Росберг, как и его отец, вероятно, навсегда останется в когорте слабейших чемпионов мира Формулы-1.

Росберг: победа ради капитуляции

Чтобы не быть голословными, мы постарались проанализировать историю Королевской Формулы и назвать имена сильнейших и слабейших чемпионов каждого десятилетия гонок Гран-при, убедившись, что две позиции в этом рейтинге прочно принадлежат семье Росбергов.

1950-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: ХУАНМАНУЭЛЬ ФАНХИО. ЧЕМПИОН МИРА 1951, 1954, 1955, 1956, 1957 гг.

Росберг: победа ради капитуляции

СЛАБЕЙШИЙ: МАЙК ХОТОРН. ЧЕМПИОН МИРА 1958 г.

Росберг: победа ради капитуляции

Первое десятилетие в истории Формулы-1 получилось весьма однозначным. Половину титулов — 5 из 10 увез в Аргентину великий Хуан-Мануэль Фанхио, так что вопрос о сильнейшем гонщике десятилетия даже не стоял. Что же до слабейшего из чемпионов 1950-х, а помимо Маэстро чемпионами мира в это десятилетие становились лишь Нино Фарина, Альберто Аскари (дважды), Майк Хоторн и Джек Брэбэм, то тут сомнительную «пальму первенства» все-таки следует отдать Хоторну. Чемпионат мира 1958 года талантливый британец выиграл, одержав лишь одну победу (как позднее и Росберг-старший), в то время как финишировавшие следом Мосс и Брукс выиграли 4 и 3 гонки соответственно. Увы, доказать что невыразительная победа в сезоне 1958 года была лишь началом, Хоторну было не суждено: в январе 1959-го 29-летний британец погиб за рулем Jaguar в дорожной аварии.

Росберг: победа ради капитуляции

Росберг: победа ради капитуляции

1960-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: ДЖИМ КЛАРК. ЧЕМПИОН МИРА 1963, 1965 гг.

Росберг: победа ради капитуляции

СЛАБЕЙШИЙ: ДЕННИ ХАЛМ. ЧЕМПИОН МИРА 1967 г.

Росберг: победа ради капитуляции

1960-е годы подарили миру Формулы-1 шесть новых чемпионов мира: Джима Кларка и Грэма Хилла, завоевавших по два титула, Фила Хилла, Джона Сертиза, Денни Халма и Джеки Стюарта, а также принесли еще два титула австралийцу Джеку Брэбэму, ставшему вторым после Фанхио трехкратным чемпионом мира.

Росберг: победа ради капитуляции

Несмотря на такое разнообразие великих чемпионов, однозначно лучшим гонщиком десятилетия, не столько по числу титулов, сколько по харизме и уровню пилотажа, стал Летучий шотландец Джим Кларк, увы, разбившийся в самом расцвете карьеры в гонке Формулы-2 в Хоккенхайме в 1968 году. Что же до слабейшего, то тут, пожалуй, «лучшим» следует признать новозеландца Денни Халма, первенствовавшего в чемпионате 1967 года лишь с двумя победами благодаря собственной стабильности и постоянным поломкам Lotus Кларка. Шотландец завоевал 4 из 6 Гран-при, в которых увидел клетчатый флаг, и ни разу в сезоне-1967 не финишировал позади Халма!Но этого оказалось недостаточно...

Росберг: победа ради капитуляции

1970-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: НИКИ ЛАУДА. ЧЕМПИОН МИРА 1975, 1977, 1984 гг.

Росберг: победа ради капитуляции

СЛАБЕЙШИЙ: МАРИО АНДРЕТТИ. ЧЕМПИОН МИРА 1978 г.

Росберг: победа ради капитуляции

Пожалуй, впервые с момента зарождения чемпионатов мира Ф-1 назвать имя лучшего пилота десятилетия оказалось не так просто. Сразу три пилота — Джеки Стюарт, Эмерсон Фиттипальди и Ники Лауда сумели выиграть в 1970-х по два чемпионата мира, причем шотландец стал третьим в истории Ф-1 трехкратным чемпионом мира. Однако Стюарт покинул Ф-1 уже в конце 1973-го после трагической гибели на тренировке в Уоткинс-Глене его друга и партнера по Tyrrell Франсуа Севера. После отставки Джеки главной звездой десятилетия стал Лауда. Лишь знаменитая авария на Нюрбургринге в 1976-м не позволила австрийцу сделать чемпионский хет-трик уже в 1970-х.

Росберг: победа ради капитуляции

По одному титулу записали на свой счет Йохен Риндт (посмертно), Джеймс Хант, Марио Андретти и Джоди Шектер. Из этой четверки слабейшим, наверное, было чемпионство американца. Да, Андретти выиграл в 1978-м 6 гонок, но сделал он это за рулем революционного «автомобиля-крыла» Lotus 78/79. По сути, единственным конкурентом Марио в борьбе за титул был его партнер по команде швед Ронни Петерсон, умерший от травм после аварии на старте Гран-при Италии’78 в Монце.

Росберг: победа ради капитуляции

1980-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: АЛЕН ПРОСТ. ЧЕМПИОН МИРА 1985, 1986, 1989, 1993 гг.

Росберг: победа ради капитуляции

СЛАБЕЙШИЙ: КЕКЕ РОСБЕРГ. ЧЕМПИОН МИРА 1982 г.

Росберг: победа ради капитуляции

Впервые в истории Формулы-1 сразу два пилота — Ален Прост и Нельсон Пике смогли завоевать в рамках одного десятилетия по три чемпионских титула. Также третью победу в чемпионате мира оформил и вернувшийся в Формулу-1 Ники Лауда. Однако, несмотря на равенство в титулах, француз все-таки смотрелся гораздо ярче бразильца. Выиграв в 1980-х почти в два раза больше гонок (39 против 20), Профессор стал однозначно самым успешным пилотом десятилетия. Что же до слабейшего чемпиона мира 1980-х, то и тут все оказалось весьма прозрачно. Помимо Лауды, Проста и Пике, титулами в этом десятилетии отметились также Алан Джонс, Кейо Росберг и Айртон Сенна. И Росберг-старший, конечно же, вне конкуренции в «схватке за титул» слабейшего чемпиона 1980-х. Мировое первенство 1982 года финский швед выиграл, отметившись победой лишь в одной гонке. Более того, на момент чемпионства Кейо это и вовсе был единственный Большой приз на его счету. Никто и никогда не становился чемпионом мира, имея в активе всего одну победу в Гран-при за карьеру... В 1982 году это стало возможным главным образом благодаря трагедии и драме в Ferrari: весной в Зольдере погиб лидер Scuderia Жиль Вильнев, а в августе в Хоккенхайме переломал себе ноги лидировавший в чемпионате мира второй пилот Ferrari Дидье Пирони. В итоге Росберг просто оказался единственным из остальных, кому до конца сезона удалось догнать и обогнать француза.

Росберг: победа ради капитуляции

1990-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: АЙРТОН СЕННА. ЧЕМПИОН МИРА 1988, 1990, 1991 гг.

Росберг: победа ради капитуляции

СЛАБЕЙШИЙ: ДЭМОН ХИЛЛ. ЧЕМПИОН МИРА 1996 г.

Росберг: победа ради капитуляции

1990-е годы оказались одним из самых неоднозначных десятилетий в истории Формулы-1. С одной стороны, именно 1990-е подарили Ф-1 будущего семикратного чемпиона мира, Солнечного мальчика Михаэля Шумахера, с другой — они же забрали у нас Волшебника Айртона Сенну. Именно на начало 1990-х пришелся расцвет карьеры великого бразильца. В 1991-м, несмотря на техническое превосходство Williams Мэнселла, Сенна сумел вырвать у британца свой третий титул, став одним из немногих в Ф-1, кому удалось выиграть чемпионат мира вопреки техническому превосходству конкурентов. Затем на протяжении двух лет, опять же вопреки гигантскому отставанию McLaren, он как истинный Волшебник продолжал выигрывать гонки и творить настоящие чудеса. Помимо Сенны, двумя титулами в 1990-е отметились Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен, по одному записали на свой счет Найджел Мэнселл, Ален Прост, Дэмон Хилл и Жак Вильнев. Именно сын двукратного чемпиона мира Грэма Хилла, пожалуй, был слабейшим в этом квартете. Учитывая, что практически на протяжении всей карьеры в Ф-1 в его распоряжении были великолепные тогда Williams Эдриана Ньюи, Хилл проиграл в итоге куда больше, нежели выиграл.

Росберг: победа ради капитуляции

2000-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: МИХАЭЛЬ ШУМАХЕР. ЧЕМПИОН МИРА 1994, 1995, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.

Росберг: победа ради капитуляции

СЛАБЕЙШИЙ: ДЖЕНСОН БАТТОН. ЧЕМПИОН МИРА 2009 г.

Росберг: победа ради капитуляции

Переродившись из Солнечного мальчика в Красного барона из Маранелло, Михаэль Шумахер на целую пятилетку узурпировал чемпионскую корону, сняв все вопросы о лучшем гонщике десятилетия. Лишь во второй половине десятилетия Фернандо Алонсо (дважды), Кими Райкконен, Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон смогли прервать на время немецкую гегемонию в Ф-1 в преддверии «эпохи Феттеля». Пожалуй, наименее впечатляющим получился титул Баттона, ставший возможным в основном благодаря доминированию Brown GP с ее двойными диффузорами в первой половине чемпионата-2009. Выиграв 6 из 7 первых гонок сезона, в 10 оставшихся Гран-при Дженсон не смог победить ни разу, лишь дважды поднявшись на подиум. Однако запаса, созданного весной, британцу вполне хватило для титула.

Росберг: победа ради капитуляции

Росберг: победа ради капитуляции

2010-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: СЕБАСТЬЯН ФЕТТЕЛЬ. ЧЕМПИОН МИРА 2010, 2011, 2012, 2013 гг.

Росберг: победа ради капитуляции

СЛАБЕЙШИЙ: НИКО РОСБЕРГ. ЧЕМПИОН МИРА 2016 г.

Росберг: победа ради капитуляции

Новое десятилетие ознаменовалось очередным немецким доминированием: по примеру Шумахера начала 2000-х, теперь уже Себастьян Феттель выигрывал один чемпионат мира за другим. Лишь после четырех титулов Себа Льюис Хэмилтон с началом гибридной эры сумел прервать победный марш немца, взяв два чемпионата мира подряд. На этом фоне вымученная победа Нико Росберга, несмотря на все подарки судьбы, даже в свой чемпионский сезон выигравшего на одну гонку меньше напарника, выглядит не слишком эффектно.

Росберг: победа ради капитуляции

Примечание: поскольку история Чемпионатов мира началась в 1950 г., в этом анализе мы несколько отошли от чисто календарной модели, считая десятилетия не от «первого» года до «десятого», а от «нулевого» до «девятого»: 1950—1959, 1960–1969 и т.д.

Росберг: победа ради капитуляции

Пробки на дорогах

© Фото:

Компания IBM составила рейтинг самых плохих городов с точки зрения дорожного движения. В опросе участвовало восемь тысяч водителей из 20 городов планеты. Худшим был признан Мехико. Индекс неудовлетворенности вождением автомобиля в Мехико равен 108. Для сравнения – лучший результат у Монреаля, где индекс составляет 21. Москва заняла в этом рейтинге 8 позицию, однако возглавила аналогичный рейтинг городов Европы.

Оказалось, что в ряде городов за последний год ситуация с дорожным движением стала намного лучше – судя по всему, там, где власти действительно хотят решить проблему дорожных пробок, им это удается. Так, существенная положительная динамика за последний год отмечена в индийских городах Бангалор и Нью-Дели, а также в китайских Пекине и Шэньчжэне. Что касается Москвы, то у нас ситуация не улучшается.

 

1. Мехико – 108 баллов
2-3. Шэньчжэнь – 95
2-3. Пекин – 95
4. Найроби – 88
5. Йоханнесбург – 83
6. Банголор – 75
7. Нью-Дели – 72
8. Москва – 65
9. Милан – 53
10. Сингапур – 44
11. Буэнос-Айрес – 42
12. Лос-Анджелес – 34
13. Париж – 31
14. Мадрид – 28
15. Нью-Йорк – 28.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное