Top.Mail.Ru
Ралли «Аргентина — 2001». Герои и погорельцы

Ралли «Аргентина — 2001». Герои и погорельцы

03.06.2001
Пятый этап чемпионата мира — ралли «Аргентина» — оказался одним из самых драматичных в нынешнем сезоне. На алтарь победы во второй грунтовой гонке командам пришлось принести немало жертв

Мартин Холмс

Пятый этап чемпионата мира — ралли «Аргентина» — оказался одним из самых драматичных в нынешнем сезоне. На алтарь победы во второй грунтовой гонке командам пришлось принести немало жертв.

После четвертого этапа Томми Мякинен всего на шесть очков опережал Карлоса Сайнца в зачете пилотов. Отрыв Mitsubishi от Ford был более внушительным — 18 очков. К «Аргентине» для Сайнца и Колина Макрея подготовили новые автомобили и следовало ожидать серьезный атаки Матадора на позиции «красно-белых», но...

Накануне ознакомления с трассой Сайнц почувствовал острую боль в спине — позвонками защемило нерв. Участие в ралли оказалось под большим вопросом, но мужественный испанец все же выехал на рекогносцировку. «Я настраивался на проезд каждого участка дважды, но некоторые из них хорошо знал, поэтому ограничился одним проездом. Должен сказать, я чувствовал себя неважно», — признался позже Сайнц.

В связи с большой протяженностью трассы (общая длина 1345 км) FIA увеличила период ознакомления до трех дней. В то же время действовало джентльменское соглашение между командами, ограничивающее предварительные тесты, поэтому некоторые пилоты тренировались в Кении, в схожих условиях.

Дороги Аргентины, где песчаные участки перемежаются с каменистыми, выглядят довольно простыми, но в этом основное коварство южноамериканского ралли. Hyundai, Рkoda и Subaru выставили те же автомобили, что и в Португалии, а для Peugeot это было последним выступлением версии Evo II. В Ford наконец-то нашли причину отказа бензонасосов — проблемы, мучившей гонщиков в Каталонии: дело оказалось в некачественных клапанах. В Subaru решили поэкспериментировать с воздухозаборниками и новой конструкцией воздуховода под капотом. В Рkoda ощущалось напряжение — это был дебют Octavia WRC в Аргентине, к тому же Армин Шварц выступал здесь впервые, да и Бруно Тири — лишь во второй раз.

«Аргентина» оказалось 50-м ралли в мировой серии для Фредди Луикса. Тридцатилетний пилот Mitsubishi все ждет, когда же количество перейдет в качество. Пока что его успокаивает статистика: чемпионы мира последних пяти лет начинали свои победные серии, лишь «разменяв» четвертый десяток.

Что касается местных условий, то дружелюбие и постоянная готовность населения помочь сочетаются здесь с архаичными телефонными системами, забастовками транспортников и скверной погодой в самый неподходящий момент.

Перед стартом ралли черные тучи затянули небо над автодромом Pro Racing, где находились первые два суперучастка. Тем не менее с утра автострада от Кордобы до Вилла Карлос Пас была забита автомобилями болельщиков.

Последним из топ-пилотов, стартовавших в неплохих погодных условиях, был Колин Макрей. Он и выиграл оба заезда. Колин выехал на трассу вместе с Бруно Тири, который потом с удивлением рассказывал: «Первые двести метров мы шли бок о бок, и вдруг — раз! — он просто исчез вдали. А моя Рkoda еле тащилась, словно у нее на хвосте был тяжелый прицеп».

Погода портилась, и результаты ухудшались (старт давался в порядке, обратном стартовым номерам). Последняя дуэль — между Мякиненом и Гронхольмом — закончилась тем, что они показали девятое и десятое время, отстав от лидера на 12 секунд.

В начале следующего дня тучи по-прежнему нависали над долиной Пунилла Валлей. Кроме того, старт сопровождался густым туманом. Тройка лидеров выглядела так: Колин Макрей, Карлос Сайнц, Петтер Солберг. Но вчерашний успех Колина был лишь затравкой: на первом же СУ он оказался на 17,2 секунды быстрее всех, а на втором отрыв увеличился до 39,3 с, причем Макрей стартовал через 26 минут после первой машины! Может, причина в рассеявшемся тумане? «Дело не в этом, — прокомментировал Ники Грист, штурман Макрея. — Наши ассистенты-хронометристы сказали, что Ричард Бернс сумел бы нас обойти, не попади его Subaru в занос».

На туман жаловался и Томми Мякинен, однако ему удалось подняться на второе место. Очень сильно ехал Карлос Сайнц, но его штурман Луис Мойя отметил, что пилот явно не в лучшей физической форме.

Многие экипажи сообщали о проколах шин, однако первая серьезная неприятность произошла с Франсуа Делекуром, Peugeot которого перевернулся через километр после старта СУ-3. «Машина выскочила из колеи, встала на два колеса, а затем опрокинулась», — разводил руками Франсуа. Тем не менее Делекур остался в гонке.

Проявили свое коварство каменистые участки трассы. На Mitsubishi Луикса и на Рkoda Тири были повреждены подвески, но запас времени на перегонах позволил экипажам провести ремонт. Не избежал удара о камень и автомобиль Армина Шварца, поделившегося своими опасениями: «Надеюсь, разрушения несущественны. На следующих участках подвеске тоже достанется, и меня это очень беспокоит».

Пять участков выиграл Колин Макрей и лишь на шестом уступил Бернсу. На том же СУ из-за недисциплинированности зрителей чуть не «убрался» Томми Мякинен. Позже он так обрисовал случившееся: «Нам пришлось в повороте изменить траекторию. Автомобиль ударился в откос, и в какой-то момент показалось, что мы перевернемся. Понадобилось довольно много времени, чтобы вернуться в нужный ритм».

Очередной жертвой стал Фредди Луикс, машина которого совершила кувырок недалеко от старта СУ-7. Зрители помогли поставить Mitsubishi на колеса, и Фредди продолжил гонку.

Настал черед и команды Hyundai. Сначала на автомобиле Алистера Макрея обломилась задняя часть выхлопной трубы, что привело к возгоранию бампера — пришлось дважды останавливаться для тушения пожара. При этом оказалась поврежденной значительная часть электропроводки. У Кеннета Эрикссона все началось с утечки жидкости из гидравлической системы дифференциала. Вскоре он отказал, и автомобиль вылетел с дороги. Дальше — по той же схеме: поврежденная выхлопная труба и пожар.

Для Харри Рованперы поломка подвески его Peugeot оказалась полной неожиданностью — серьезных ударов не было. Харри дотянул до конца очередного спецучастка, но при попытке двинуться дальше подвеска сломалась окончательно.

Курьезный случай произошел с Тошихиро Араи. В сервис-парке, на финише первого круга, кто-то из зрителей заинтересовался системой пожаротушения на Subaru японца. Система сработала, и выключить ее удалось, лишь отключив «массу», при этом заклинило одну из передач. Оценив ситуацию, организаторы решили проставить в карту экипажа положенное время и позволили задержаться в парке для ремонта.

Итог дня: Колин Макрей опередил Ричарда Бернса на 41,4 секунды, а тот, в свою очередь, уехал от Карлоса Сайца на 15,9 с.

Для Карлоса ночь была беспокойной. К боли добавилась усталость, и какое-то время он думал, что не сможет вновь стартовать. Пилоту сделали массаж, дали обезболивающее, и он почувствовал себя в состоянии продолжить гонку.

На третий день ралли череда проблем продолжилась. На Mitsubishi Мякинена сломался фланец заднего дифференциала, и экипаж дважды самостоятельно проводил ремонт. Дидье Ориоль, преодолевая брод, закрыл воздухозаборник, а затем забыл его открыть, что привело к повреждению турбины. Маркус Гронхольм сначала врезался в откос, а потом, отворачивая от ямы, ударился о камень и разбил подвеску машины.

Но все это «семечки», по сравнению с тем, что произошло с командой Рkoda! На одной из парковок начался пожар. Огонь охватывал все больше автомобилей, и туда помчались пожарные машины. Одна из автоцистерн, проезжая через сервис-парк, сбила шефа команды Рkoda Дженса Пульманна, а затем, резко развернувшись, протаранила обе боевые «Октавии». В одной из них находился экипаж Бруно Тири, и лишь каркас безопасности спас жизнь гонщикам. Обе «Шкоды» получили серьезные повреждения, и продолжить ралли уже не могли, причем машина Тири вообще не подлежит восстановлению.

Относительно повезло и Пульманну — вертолетом он был доставлен в госпиталь, где выяснилось, что травмы не слишком опасны. Кстати, во время происшествия возле Рkoda Тири стояли четверо комиссаров FIA, решая, отсоединять ли бензопровод от бензобака для взятия контрольных проб горючего...

Вскоре неприятности настигли команду Peugeot. На машине Маркуса Гронхольма полностью отказала гидравлика, отчего вышли из строя активные дифференциалы и гидроусилитель руля. Маркус сразу переместился с 4-го места на 6-е, что вызвало восторг в лагере Pirelli: первые 4 места заняли машины, обутые в покрышки этой фирмы.

Закончился день традиционным суперспецучастком в пригороде Кордобы. Победителем стал Мякинен. Это была первая победа автомобиля с шинами Michelin на СУ в этом ралли.

Перед заключительным днем расклад был такой: Колин Макрей, Ричард Бернс (+37,1 с), Карлос Сайнц (+1 мин 26,2 с), Петтер Солберг (+ 2 мин 41,9 с), Томми Мякинен (+ 2 мин 58, 3 с).

В предрассветной мгле пелетон направился через долину Алтас Кумбрес в сторону городка Мина Клаверо. Бернс заявил, что его цель — победа, хотя пока он мог лишь преследовать лидирующего Макрея. Мякинен был полон желания догнать Солберга, и на первом же СУ показал лучшее время. Здесь Колин уступил ему 8 секунд и 5 — Бернсу. «Мы не проезжали по этому участку в скоростном режиме много лет, и наша стенограмма была не совсем удачной», — объяснил Макрей. В попытках ускориться Мякинен на одном из трамплинов повредил радиатор, а на следующем СУ автомобиль занесло — так растаял весь задел.

Не ладилось и в Peugeot. Сначала после трамплина со сложным профилем машина Гронхольма приземлилась на «нос» и черпанула гравий (из воздушного фильтра Маркус извлек 2 килограмма камней!). Затем на автомобиле Делекура начались сбои в работе турбины. А за три спецучастка до финиша Гронхольм вылетел с трассы. Он попытался вернуться на дорогу, но сорвал сцепление и прекратил борьбу.

Но и на этом «жертвоприношения» на ралли «Аргентина» не закончились. На предпоследнем СУ Эрикссон и Ориоль налетели на камни, повредили подвески своих машин и тоже выбыли из гонки.

А Колин Макрей не только добрался до финиша (чего с ним не случалось с прошлогоднего «Сан-Ремо»), но и впервые за последние 11 месяцев добился победы!

Группа N

Результаты ралли «Португалия» пересмотрены. Машины финишировавших первыми Маркоса Лигато и Манфреда Штоля признаны «нелегальными», поэтому лидером стал Габриэль Поццо с 13-ю очками. По 10 очков у Оливье Жиллета, Стига-Олофа Вольфридссона и Педро да Сильвы.

Основная борьба развернулась между гонщиками Cordoba Rally Team — Поццо и Лигато. Она шла с переменным успехом: сначала после сервиса не завелся автомобиль Поццо, и это стоило аргентинцу 20-секундного штрафа. Затем Лигато остановился для смены колеса, и вперед вышел Поццо. В итоге он финишировал первым, а следом за ним — Густаво Треллес и Роберто Санчес.

Результаты ралли «Аргентина»

1. Колин Макрей, Ники Грист (Великобритания, Ford Focus RS WRC)
2. Ричард Бернс, Роберт Рейд (Великобритания, Subaru Impreza WRC)
3. Карлос Сайнц, Луис Мойя (Великобритания, Ford Focus RS WRC)
4. Томми Мякинен, Ристо Маннисенмяки (Финляндия, Mitsubishi Lancer Evo)
5. Петтер Солберг, Филип Миллс (Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC)
6. Фредди Луикс, Свен Смеетс (Бельгия, Mitsubishi Carisma GT)

Положение в чемпионате после пяти этапов

Зачет пилотов
Мякинен — 27 очков, Сайнц — 22, Рованпера, Ориоль и К. Макрей — по 10, Делекур и Бернс — по 9, Паниззи и Родстрем — по 6, Гардемайстер и Луикс — по 5.

Зачет изготовителей
Mitsubishi — 44 очка, Ford — 36, Peugeot — 20, Subaru — 16, Hyundai — 8, Skoda — 6.

Группа N
Поццо — 23 очка, Жиллет, Вольфридссон, да Сильва и Треллес — по 10, Бломквист — 8.

Маркко Мартин — о рекогносцировке перед ралли «Аргентина»

— На этом ралли я не стартовал, но приехал сюда, чтобы ознакомиться с трассой — за определенный денежный взнос FIA это разрешает. Большинство спецучастков повторяются из года в год, так что подобная тренировка очень важна.

Мы уже были здесь в прошлом году, но на машине, взятой напрокат, а теперь — на специально подготовленной. По сути, это автомобиль группы N с каркасом безопасности, соответствующей подвеской и защитой агрегатов. Стенограмма, составленная с использованием подобной машины, наверняка будет более точной.

Вместе со штурманом Майклом Парком мы считаем, что лучше адаптировать имеющиеся стенограммы к новым условиям, чем начинать записи с нуля. Хотя за год они устаревают процентов на 50.

Наша система записей постоянно совершенствуется. Вообще, у каждого экипажа она своя. Я видел стенограммы Ричарда Бернса, и они показались мне слишком сложными. А уж когда смотришь видеозаписи и слышишь все, что говорит Луис Мойя Карлосу Сайнцу!.. Не знаю испанского, но уверен, что я от Майкла получаю гораздо меньше информации.

Моя же система включает градацию поворотов от 1 до 6 и номер передачи, на которой еду. Между ними — плюсы и минусы. Знаю, что немногие гонщики используют информацию о передачах, но, кажется, именно так поступает Колин Макрей.

В определении расстояния мы начали пользоваться терратрипом. На глазок тут не справиться, поскольку реальность сильно отличается от субъективной оценки, особенно в условиях плохой видимости. Иногда оказывается, что связка простых поворотов заканчивается крутым правым, а в записях указано, что он проходится на шестой (!) передаче. Кроме того, проезжая участок на небольшой скорости (во время ознакомления), сложно оценить рельеф дороги. Написать «бугор» или «гребень» — слишком мало: неизвестно, на какую высоту взлетит автомобиль в гоночном режиме.

Очень помогают «грунтовые команды», тщательно проверяющие трассу. По сути, это «третий проезд», придающий стенограмме детальность: скользкие места, камни на трассе, изменение дорожного покрытия и т.п. И я полностью доверяю этой информации.

Впрочем, разумеется, любые записи, сделанные на рекогносцировке, не будут абсолютно точными.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное