Top.Mail.Ru
Ралли «Акрополис — 2001». Вопреки олимпийскому девизу

Ралли «Акрополис — 2001». Вопреки олимпийскому девизу

20.08.2001
Чемпионат мира по ралли уже «преодолел экватор», а борьба за чем-пионскую корону начинается с нуля — Колин Макрей и Томми Мякинен имеют равное количество очков в зачете пилотов. «Спровоцировал» подобный рестарт седьмой этап чемпионата — ралли «Акрополис».

Мартин Холмс

Чемпионат мира по ралли уже «преодолел экватор», а борьба за чем-пионскую корону начинается с нуля — Колин Макрей и Томми Мякинен имеют равное количество очков в зачете пилотов. «Спровоцировал» подобный рестарт седьмой этап чемпионата — ралли «Акрополис».

Ралли «Акрополис — 2001». Вопреки олимпийскому девизу

WRC. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

Гонки на земле Эллады были отмечены как блестящим хэттриком Колина Макрея в чемпионате, так и редкой по драматизму борьбой. Причем автором одного из действий этой «драмы» также стал экипаж «голубого овала».

Вообще «Акрополис» со 110-ю экипажами в стартовой ведомости обещал стать самой привлекательной гонкой сезона. По крайней мере, ралли «Португалия», собравшее «лишь» 94 экипажа, по части массовости оставлено позади.

Греческая гонка, учитывая жару и жесткую трассу с ужасно абразивным покрытием, традиционно одна из самых тяжелых в мировой серии. Правда, в этом году организаторы отнеслись к участникам заездов «дружелюбнее», позаботившись о более приличном состоянии трассы. И именно здесь FIA разрешила комплектовать автомобили двумя, а не одним запасными колесами. Интересно, что команды, использующие шины Michelin, приветствовали решение, в то время как клиенты Pirelli особых эмоций по этому поводу не выказывали.

Растущий интерес к ралли заставил организаторов изменить и традиционную процедуру старта. На сей раз его «парадная» часть состоялась в Афинах, а затем автомобили проследовали в Итеа, откуда следующим утром и началась гонка. На торжественной церемонии ждали даже президента Греции, но, к сожалению, высокая особа так и не появилась.

Пока автомобили участников выстраивались перед стартовым подиумом, у журналистов была возможность порассуждать о том, нужны ли в чемпионате две столь похожие, как «Кипр» и «Акрополис», гонки. Однако специалисты отмечали явные особенности этих ралли. Гюнтер Штайнер, инженер проекта Ford: «Ралли «Акрополис» значительно быстрее. А значит, и все контакты на каменистой трассе гораздо жестче, что предполагает совершенно иные настройки подвески». Бернард Линдоер, главный инженер Ralliart: «Сложность в том, что трудно предугадать погодные условия. Дожди запросто могут свести на нет все тактические и технические расчеты».

Subaru вновь заявила четыре машины и наконец-то прервал «вынужденный отпуск», продолжавшийся с ралли «Каталония», Маркко Мартин. Возгорание двух автомобилей на Кипре было расценено командой как случайное совпадение. Но повреждения на Subaru Солберга были столь обширны, что даже специалисты развели руками.

Произвели «разбор полетов» после Кипра и в Peugeot. Сход Маркуса Гронхольма инженеры команды объяснили повреждением бензопровода, а Дидье Ориоль прекратил гонку, как выяснилось, по причине течи из разгерметизировавшегося в результате вибрации радиатора. В Греции французская команда планировала использовать пятиступенчатые коробки передач, но окончательное решение зависело от наличия запчастей к ним.

Достаточно сложной была ситуация в Mitsubishi. Работа над новым автомобилем, премьера которого ожидается в Сан-Ремо, привела к трудностям в подготовке машины для текущих гонок. «Порывшись в загашниках», Ralliart выставила две прошлогодние машины. На двух автомобилях стартовала и команда Hyundai.

В Citroen коллегой Филиппа Бугальски стал Томас Радстрем, чьей обязанностью до этого были тесты машин на гравийных трассах. А Франсуа Делекур накануне греческой гонки вновь попал в историю с велосипедом (первый подобный эпизод произошел с гонщиком в прошлом году в Каталонии) — рубашку затянуло в спицы колеса, и он упал, получив весьма неприятное растяжение правого запястья.

Первый инцидент произошел почти сразу после старта ралли. Большинство экипажей, покинув стартовый подиум в Афинах, погрузили спортивные автомобили на прицепы, предпочтя добираться в Итеа с большим комфортом. На перегоне и попал в аварию выступающий в категории «Супер 1600» экипаж Манфреда Штоля. Штурман Илка Петраско с переломом ноги был отправлен в больницу, и Манфред попытался произвести замену, но после старта ралли это запрещено. Кстати, на протяжении последних четырех лет Штоль уже дважды попадает в подобные аварии вне гонок.

Первый же спецучасток преподнес эдакий «цифровой каламбур»: стартовавший одиннадцатым Петтер Солберг показал лучший результат, а открывавший гонку Томми Мякинен оказался лишь одиннадцатым. Тут же — и первый сход: на Peugeot Дидье Ориоля ломается сцепление. Предпосылки к сходам были и в Hyundai — после десяти километров гонки на машине Алистера Макрея сломалась турбина, а у Кеннета Эрикссона вышел из строя гидроусилитель руля. Обе Hyundai остались в гонке, но Алистер, ко всему прочему, стал еще и «заложником» чужих проблем. Сначала он уперся в Subaru Тошихиро Араи, ковыляющий с пробитым колесом; затем движение Hyundai замедлила пожарная машина, тушившая все тот же злополучный Subaru. Менеджер японской команды Subaru Пол Ховарт позже пояснил: пожар произошел из-за треснувшего карданного вала, который повредил топливный и гидравлические трубопроводы. «Если учесть, что произошло это на полном ходу, повреждений довольно мало», — отметил Пол Ховарт.

Сами по себе «гуляли» гонщики Citroen. Радстрем публично выдал замысловатую сентенцию: «Как ему ехать в данный момент, пилот решает в зависимости не от количества тестов, а от своих персональных рамок». Если так, выходит, «персональные рамки» его товарища по команде Филиппа Бугальски не позволяли тому ехать быстрее. Вообще же пилоты «двойного шеврона» ссылались на проблемы с передней подвеской своих Citroen.

А начало гонки грозило превратиться в бенефис Петтера Солберга. После первого скоростного участка норвежец стал лидером ралли, несмотря на то, что финишировал с поврежденным шлангом системы охлаждения. Возможно, выиграл бы и следующий спецучасток, если бы не перегрев тормозов.

Пятый спецучасток был отменен из-за наплыва зрителей, так что оставался последний, но очень ухабистый и каменистый СУ. Перед ним экипажи Subaru расположились на первом (Солберг), втором (Мартин) и четвертом (Бернс) местах, но 27-километровый СУ «Менденитса» изменил ситуацию. К концу дня расклад был таким: К. Макрей, Сайнц, Бернс, Мартин, Солберг.

На следующий день все внимание было обращено на спецучастки, ранее в ралли не использовавшиеся. Составляли они 57 километров из 123-х. Колин Макрей опережал Ричарда Бернса на 33 секунды, и вся их борьба была еще впереди.

Буквально со старта события стали принимать драматический оборот. В первом же сервис-парке дня Эрикссон поменял турбонагнетатель, «умерший», не дотянув до стартового СУ. А «падение» Маркко Мартина началось с пробитой шины, которая, в свою очередь, привела к повреждению подвески и сходу экипажа.

Подобная участь не миновала и Mitsubishi — на обоих автомобилях вышли из строя коробки передач.

На фоне этой «всеобщей разрухи» неожиданно счастливым выглядел Харри Рованпера: «Шеф Peugeot Коррадо Провера заявил, что я могу ехать так быстро, как захочу». И если после первого дня ралли честолюбивый финн занимал лишь восьмую позицию, то к концу второго был уже пятым.

Но если Рованпера получил этакий карт-бланш, то Ричард Бернс просто обязан был ускориться. Правда, сам он утверждал, что полностью контролирует ситуацию: «Если к концу дня я буду от Колина всего в 20-ти секундах, все будет в порядке». Программу-минимум он выполнил, сократив отставание от шотландца с 22,7 до 9,8 секунды. Но перед ним был еще Карлос Сайнц, отстававший от своего партнера по команде на те же 9,8 с. При этом никто из претендентов на победу не сомневался в своем превосходстве. «Все идет по плану, и мы действительно сделали то, на что способны», — заметил Колин Макрей.

А Ричард Бернс уверял: «Наш экипаж перед завтрашним днем — в выигрышной позиции».

Перед стартом заключительного дня одной из главных тем были шины. В команде Skoda, в частности, пришли к выводу, что плохая управляемость их автомобилей является не результатом использования неудачных амортизаторов, а скорее новой конструкции шин. Зато в «Форде», проанализировав тактику, стратегию и достигнутый результат, в очередной раз воспели хвалу шинам Pirelli.

С утра Бернс, как и обещал, начал активные атаки на позиции лидеров и после первого СУ сократил разрыв с Макреем до 12,8 секунды. А на втором спецучастке, в длинном правом повороте, Subaru Ричарда соскользнула с трассы… Лишь с помощью зрителей машину удалось вернуть на дорогу, но потери составили три минуты. В итоге Бернс переместился на седьмое место.

При таком положении вещей руководство Ford сочло разумным не давать каких-либо указаний своим пилотам, предоставив им самим решить судьбу гонки на заключительных спецучастках. Идущий третьим Солберг отставал от фордовцев уже на минуту.

Перед заключительным спецучастком ралли «Акрополис» Матадора и Колина Макрея разделяли лишь 5,9 секунды, но…

Нет, не быть раллийным гонкам олимпийским видом спорта, даже несмотря на то, что один из этапов мировой серии проходит на родине этого движения.

Помните олимпийский девиз? Citius, Altius, Fortius («Быстрее, Выше, Сильнее»). В нем — ни слова о надежности. А ее-то как раз и не хватило «Форду» Карлоса Сайнца: двигатель автомобиля отказал на заключительном СУ 48-го ралли «Акрополис».

Командный Кубок FIA

На старте, по причине болезни кого-то из домашних, отсутствовал лишь Фредерик Дор. Менеджер команды Allstars Дэвид Никлсон пояснил: «Мы знаем, что отсутствие Фредерика может стоить ему исключения из борьбы за Кубок, но надеемся на понимание со сторо-ны комиссаров FIA».

На протяжении всей гонки лидировал Хамед Аль Вахаиби, но во многом он должен был быть благодарен техническим проблемам соперников. Хенрик Лундгаард от старта до финиша мучился с передней подвеской своей Toyota, а в довершение всего пробил еще и масляный картер. Яннис Панадимитру и Паси Хагстрем гонку вообще не закончили, а Абдулла Бахашаб, как и Лундгаард, боролся с неисправностями своего автомобиля.

Именно между Лундгаардом и Бахашабом развернулась битва за второе место. Победителем вышел Хенрик.

«Супер 1600»

Учитывая условия ралли «Акрополис», комиссары FIA внесли изменения в регламент: количество механиков, работающих в сервис-парке, было увеличено с трех до четырех.

Лидеры в этой группе менялись калейдоскопически. Сначала ралли возглавил Алехандро Галаити (Ford Puma), но он сошел из-за поломки тор-мозов. Гонку некоторое время «вел» Бенуа Руссело, также на Ford Puma.

А вот у лидера класса Себастьяна Лоэба дела со старта не заладились — ему пришлось отыгрывать у соперников трехминутное опоздание на пункте КВ. Тем не менее на финише его Citroen Saxo был первым. Дальше — Андреа Делавилла на Fiat Punto и Мартин Стеншорн на Ford Puma.

Маркко Мартин — о ралли «Акрополис»

Два месяца вынужденного перерыва показались мне вечностью! И особенно приятно было приехать из Северной Европы сюда, в Гре-цию. Мне нравится жаркая погода, но, к сожалению, у нас в Эстонии температура редко поднимается выше плюс двадцати. Когда я прилетел домой после ралли «Кипр», где термометр показывал +27 °С, в Эстонии была полночь и всего один градус тепла! А я вышел из самолета в Таллине в одной футболке...

В Греции я стартую уже в третий раз, но прошлый сезон был для нас не слишком удачным — мы прошли всего два спецучастка.

На этот раз попытались «адаптировать» старую стенограмму, но не тут-то было: дорога стала шире и быстрее. Впрочем, с некоторыми СУ проблем не было.

На «Акрополис» инженеры команды выбрали новый тип резины с индексом Х. Это модификация более узкой модели XR, которую прежде мы использовали на тестах. В Pirelli проделали очень большую работу, и надо сказать, шины очень хороши для данных условий.

В качестве второго типа мы выбрали модель с индексом К. Правда, времени для обширных тестов у нас не оставалось, и поведение своих шин мы изучали уже в ходе гонки.

Что касается автомобилей, то серьезных технических изменений внесено не было. С учетом жаркого климата Кипра и Греции, крыши наших машин и снаружи, и изнутри были выкрашены в белый цвет. Несмотря на это, температура в салоне достигала пятидесяти градусов. Citroen, говорят, оснащает свои машины кондиционерами. Неплохая идея, при условии, что кондиционер не отбирает слишком много мощности у двигателя.

Еще одной отличительной особенностью «Акрополиса» стало разрешение на комплектацию автомобиля двумя запасными колесами. Я считаю шины Pirelli достаточно надежными и готов ограничиться одной «запаской». Да и лишнее колесо — это дополнительные 25 кг, отрицательным образом влияющие на развесовку по осям.

В самой гонке произошло много неожиданных для меня событий. Например, то, что на СУ-3 я показал лучшее время. А вот во второй день у нас все пошло наперекосяк. Сначала лопнула передняя шина. До финиша была пара километров, и мы решили закончить спецучасток. К сожалению, ошметками колеса была повреждена стойка, и это вынудило нас сойти с дистанции. Может, я был излишне самоуверен, желая добраться до финиша с хорошим результатом? Будь моя езда более осторожной, мы смогли бы поработать для команды и помочь Ричарду в его борьбе с Колином...

Группа N

Вначале в гонке лидировал Стиг Бломквист, для которого ралли «Акрополис» стало сотым этапом чемпионата мира. Затем на первую позицию переместился Габриэль Поццо. Позже Бломквист из-за неисправности электропроводки и вовсе покинул ралли.

Вслед за Поццо финишировали Густаво Треллес и Маркос Лигато.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное