Спорт
Главная  /  Спорт  /  Проверено Карелией: едем на ралли на Renault Duster
[

Проверено Карелией: едем на ралли на Renault Duster

]
Проверено Карелией:едем на ралли на Renault Duster
Об этом автомобиле было столько написано и сказано, что, казалось бы. белых пятен в его истории не осталось. Тем не менее мы нашли необычный формат испытаний, которые Renault Duster и предстояло пройти

Итак, Renault Duster версии Dakar с 1,5 литровым турбодизелем мощностью 109 л. с. и максимальным крутящим моментом в 240 Нм, механической 6-ступенчатой коробкой передач и подключаемым полным приводом. Чтобы проверить его, как нам казалось, нереализованные возможности, мы решили отправиться на ралли. Но не в качестве зрителей и не в роли спортивных обозревателей. В данном случае мы стали непосредственными участниками процесса, выполняя функции автомобиля-организатора, или, как чаще его называют, «нулевого» экипажа. А полигоном для испытаний стал этап чемпионата России, поистине легендарное ралли «Белые ночи».

Еще со времен СССР эта гонка, первое проведение которой датировано 1963 годом, всегда занимала самое достойное место в календаре автомобильных соревнований и, без сомнения, была украшением всего раллийного сезона. Причина этому — первоклассные «трехмерные» и очень быстрые гравийные дороги Карелии, дающие возможность и раскрыться таланту гонщиков, и использовать весь потенциал раллийных автомобилей. Сразу предвижу некое недоумение читателей: что сложного в том, чтобы проехать на таком автомобиле, как Renault Duster, по не самым плохим проселочным дорогам? Согласен, и даже скажу больше: комбинацию небрежно заасфальтированных «направлений» и грунтовых дорог вполне можно отнести к привычной среде обитания этого автомобиля. Лишь бы шины выдержали. Но особенность нашего проекта заключалась в том, что ехать по этим дорогам предстояло достаточно быстро. Нет, мы не собирались соперничать на спецучастках в скорости с лучшими гонщиками России, но наше движение по маршруту ралли должно было полностью соответствовать ритму гонки. В ралли есть такой параметр, как норма времени, который должны соблюдать все участники, включая «нулевые» экипажи. Это значит, что расстояние от одного пункта контроля времени до другого, между которыми проложена трасса спецучастка, нужно преодолеть за отведенное организаторами время. Преодолеть с точностью до минуты. И если экипажи, едущие в зачете ралли, за опоздание на пункт контроля времени или за раннюю отметку на нем получают пенализацию в виде штрафных секунд, то опоздание «нулей» чревато сбоем всего графика ралли. При этом норма времени рассчитывается организаторами с учетом тех высоких скоростей, с которыми спортивные автомобили преодолевают спецучастки. В этом-то и была особенность нашего испытания: спецучастки совершенно стандартный, не прошедший никакой специальной подготовки и не имеющий каркаса безопасности Duster должен был проехать насколько возможно быстро, но при этом абсолютно надежно. И здесь отдельная благодарность руководителю гонки, исполнительному директору Автомобильной федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Ольге Сивачевой, без всяких сомнений допустившей наш экипаж к участию в ралли. Впрочем, особых поводов для сомнений и не было, так как управление автомобилем на спецучастках было возложено на мастера спорта СССР, вице-чемпиона России по ралли Виктора Березовского. Я же ассистировал Виктору в качестве штурмана.

В экипаже с Виктором мы проехали немало гонок. За эти годы были и победы, и досадные технические сходы, и аварии. Но я помню, как в самом начале нашего партнерства прежний штурман Виктора, опытнейший «дядя Коля» Яковлев поинтересовался, поет ли Березовский? Я лишь недоуменно пожал плечами — вроде бы нет. «Значит, медленно едете», — вынес вердикт дядя Коля. «Арии Березовского» я услышал чуть позже, когда мы поехали действительно быстро. Но на этот раз Березовский ворчал. Мы только что получили Duster в московском пресс-парке Renault, и нам предстоял путь до Санкт-Петербурга, а уже оттуда в Карелию к месту проведения ралли. И пока мы выбирались из паутины московских пробок, отношения Виктора с Duster, которым он управлял впервые, были, мягко говоря, прохладными. Казалось, что Березовскому не нравится буквально все: и пластик жесткий, и колено левой ноги упирается в дверную ручку, и салон при внушительных размерах самого автомобиля маловат... А уж сколько было сказано об альянсе турбодизеля и 6-ступенчатой КП! Но вскоре тон Виктора стал снисходительным, а после того как им была отмечена динамика Duster при обгонах на трассе, критические замечания и вовсе прекратились. В заключение количество пройденных километров перешло в качество оценки: на нашем промежуточном финише в Санкт- Петербурге Виктор отметил, что усталости нет и в помине, а значит, в дальних поездках за комфорт и эргономику Duster заслуживает «пятерки».

В Карелии, еще при ознакомлении с трассой и записи скоростной стенограммы, мы прекрасно понимали, что при динамичной езде нам будет мешать работа системы стабилизации. У Renault Duster есть функция отключения ESP, но предназначена она лишь для движения в очень сложных дорожных условиях. Отключив систему, вы сможете выбраться из грязи или снега, но как только скорость автомобиля превысит 50 км/ч, ESP снова включается в работу. После нашего звонка в Москву технические специалисты Renault разрешили нам применить «запрещенный прием», позволяющий деактивировать системы ESP и ABS, но мы решили начать с чистого эксперимента — уж если мы говорим о тесте стандартного автомобиля, то и все его системы должны работать в «гражданских» режимах. И хочу отметить, что ненавязчивое срабатывание системы стабилизации даже на гравийных дорогах нам не очень-то досаждало. Да, не было эффектных боковых скольжений, приходилось учитывать алгоритм работы ABS, но в целом выполнению возложенной на нас миссии это не мешало.

 

Первый день ралли включал 193 км общей дистанции, из которых 55 км составляли спецучастки. К этому моменту Виктор окончательно подружился с Duster, ласково называл его «Дася» и отмечал исключительно положительные моменты. Скорее всего, моментов отрицательных просто не находил. Когда перечисляют сильные стороны Renault Duster, то этот список всегда начинается с того, как работает его подвеска. И я не могу в очередной раз это не отметить. Удивительно комфортная, но в то же время минимизирующая крены автомобиля, «проглатывающая» мелкие неровности и гребенку грунтовой трассы, прекрасно демпфирующая большие ямы. За все время ралли на нашем Renault Duster не было ни одного пробоя амортизаторов! А ехать приходилось не всегда по оптимальным траекториям, объезжая появляющиеся на дороге камни. Что касается наших средних скоростей на спецучастках, то, к примеру, на 8-километровом «Кааламо» она составила 94 км/ч. Во второй день ралли, проходившем близ городка Лахденпохья, особым предметом нашего внимания был спецучасток «Ристалахти». Вернее, не сам спецучасток, а подъезд к нему — почти 30 км совершенно разбитой, местами ощетинившейся острыми камнями дороги, двигаться по которой приходилось со скоростью 30 км/ч. Организаторам ралли даже пришлось на этом участке увеличить норму времени. Но и здесь Duster сдюжил, и на «Ристалахти» мы стартовали без опоздания.

Заключительными аккордами «Белых ночей» стали красивые и быстрые спецучастки «Лумиваара» и «Аккахарью» (наша средняя скорость на первом СУ — 90 км/ч, на втором — 93 км/ч). Всего же маршрут ралли составил 340 км, из которых 132 пришлись на дистанцию 12 спецучастков. На финише ралли Duster был предметом особого внимания зрителей, среди которых было немало «дастероводов». И, как правило, первый вопрос был о том, где этот автомобиль тюнинговали и какие вносили изменения в конструкцию. К словам о том, что эта машина ничем не отличается от тех, на которых ездят они, относились с недоверием, заглядывали под днище, рассматривали стойки и пружины амортизаторов. А может, мотор «чипованный»? Да нет же, уверяли мы. В конце концов, наши собеседники начинали верить, что Renault Duster действительно может ездить так быстро и столь надежно. А нам предстоял еще путь до Москвы, куда мы обещали вернуть «Дасю» целым и невредимым. И обещание исполнили.