Спорт
Главная  /  Спорт  /  Крапленые карты. 1956 г. Формула-1: чемпионаты которых не было!

Крапленые карты.
1956 г. Формула-1: чемпионаты которых не было!

«5 Колесо» продолжает подводить результаты альтернативных чемпионатов Формулы-1, на основе исторических протоколов. В зачет Чемпионатов Европы идут результаты европейских пилотов в европейских Гран-при, а в зачет Кубка Наций – результаты пилотов разных стран во всех гонках чемпионата мира*.

Чемпион мира 1956 г.: Хуан-Мануэль Фанхио (Аргентина), Ferrari

Чемпион Европы 1956 г.**:  Питер Коллинз (Великобритания), Ferrari

Кубок Наций 1956 г.: Великобритания– 68 очков, Аргентина – 33 очка, США – 27 очков

** на основании сохранившихся протоколов

Сезон 1956-го года оказался пожалуй одним из самых неоднозначных в истории Формулы-1. После ухода из гонок практически непобедимой на протяжении двух последних лет гоночной команды Mercedes-Benz, схватка за титул чемпиона мира заиграла в новом цвете: вместо стального блеска “серебряных стрел” окрасившись в итальянский гоночный красный. Борьбу за титул теперь вновь вели исключительно итальянские марки: соседки по долине По - Ferrari и Maserati. Правда, в отличие от начала десятилетия, выступали за них теперь в основном легионеры. Это вылилось для Италии в провальное пятое место в зачёте Наций, при том, что машины с Аппенин не знали себе равных. А вот состав основных претендентов на титул чемпиона мира в сравнении с 1955-м годом изменился не сильно.

Как и год назад два первых места в общем зачете поделили между собой бывшие партнеры по Mercedes: трехкратный чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио, выступавший теперь за команду Энцо Феррари и молодой британец Стирлинг Мосс, ставший лидером Maserati. Борьба на этот раз была гораздо более плотной, чем в 1955-м. В итоге аргентинский Маэстро вырвал у Стирлинга победу в чемпионате мира с перевесом всего в три очка. Однако второй вице-чемпионский титул в первенстве мира отнюдь не гарантировал Моссу второй победы в континентальном чемпионате.

В те годы было принято в случае схода первого пилота команды пересаживать его в машину второго… При этом зачетные очки делились на двоих (или даже на троих…) В итоговом зачете сезона 1956-го года второй пилот Ferrari Питер Коллинз уступил Моссу в чемпионатае мира лишь два очка. Однако в Монако и Монце Питер дважды по ходу гонок отдавал свою машину Фанхио и оба раза Lancia Ferrari D50, на которой стартовал Коллинз, финишировала второй. Очки делились на двоих и Питер потерял на этой “дележке” сразу шесть балов – цену полноценного второго места. Столько же, сколько приобрел в итоге Фанхио. А ведь в зачете чемпионата мира Коллинз проиграл Маэстро всего пять очков. Не будь этих внутрикомандных рокировок, почти наверняка быть бы англичанину чемпионом мира (он опередил бы аргентинца на одно очко), не говоря уже о первенстве Европы.

Тем не менее, если исключить из протоколов шести европейских гонок результаты Фанхио и засчитать Коллинзу все очки завоеванные на его машине, второй пилот Ferrari все-же завоевал бы титул Чемпиона Европы (в Maserati пользовались такой же тактикой «рокировок» что и в Ferrari, с той лишь разницей, что в Бельгии и Франции Мосс пересаживался в машину европейца Чезаре Пердизы и выгода Стирлинга от этого была минимальна). Уступив соотечественнику в чемпионате мира два очка, в первенстве Европы Коллинз опередил бы Мосса. Правда с одной оговоркой: три очка за лучшие круги, показанные на европейских Гран-при Фанхио, в сегодняшнем зачете чемпионата Европы так и остались бы неразыгранными из-за отсутсвия подробных протоколов гонок того сезона. А значит в реальности претензии на европейский титул 1956-го года Мосса и Коллинза примерно равны, также как равны были шансы Коллинза и Фанхио на титул чемпиона мира... Увы, формально 25-летний британец был вторым номером и вынужден был подчиняться приказам из боксов, играя «краплеными картами» Энцо Феррари на победу Маэстро, в ущерб собственным интересам. Надо признать, Питер был отличным вторым номером. Тогда всем, включая его самого, казалось, что у талантливого британца еще все впереди. Но, всего через два года он разобьется насмерть в «зеленом аду» «Нюрбургринга», а сезон 1956-го года так и останется лучшим в короткой жизни Коллинза.

Это был один из самых интересных и непредсказуемых сезонов первого десятилетия Формулы-1. Единственный зачет, где борьбы в итоге не получилось – Кубок Наций. Усилиями Мосса и Коллинза британские пилоты с легкостью отобрали его у Аргентины в лице Фанхио, принеся Туманному Альбиону первую в долгой череде побед в национальном зачете Формулы-1. Аргентина усилиями Маэстро удержалась на второй позиции. США, благодаря формальному присутствию в календаре чемпионата мира «500 миль Индианаполиса», в очередной раз финишировала третьей.

*Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе Формула-1 – достаточно консервативный вид автоспорта. Помимо Кубка Конструкторов и чемпионского титула в личном зачете в Ф-1 лишь в последние годы стали вручать призы новичкам и лучшим в квалификации. Прежде альтернативные зачеты были не в чести, за исключением разве что Приза Лоренцо Бандини, да Кубков Колина Чэпмена и Джима Кларка в 80-х... А между тем, даже без дополнительных инвестиций в Ф-1 можно было проводить еще минимум пару чемпионатов в разных зачетах: Кубок Наций и Чемпионат Европы, например! Но лучше поздно, чем никогда: «5 Колесо» продолжает серию альтернативных чемпионатов Ф-1 в этих двух номинациях, результаты которых будут подведены на основе сугубо исторических фактов.

1950 Формула-1: чемпионаты которых не было!

1951 Формула-1: чемпионаты которых не было!

1952 Формула-1: чемпионаты которых не было!

1953 Формула-1: чемпионаты которых не было!

1954 Формула-1: чемпионаты которых не было!

1955 Формула-1: чемпионаты которых не было!