Мало какой автомобильный бренд может сравниться в известности с Ferrari – маркой, ставшей символом высоких скоростей и успеха в автогонках. Но лишь немногие знают, что самую первую из сотен громких побед Ferrari принес русский гонщик
Владимир Маккавеев
Игорь Трубецкой и Барбара Хаттон на швейцарском горнолыжном курорте в Сент-Морице, зима 1947 года
Хотя состояние Трубецких за годы войны изрядно истощилось 35-летний красавец-аристократ князь Игорь по-прежнему считался едва ли не самым завидным женихом Парижа. Неудивительно, что когда в 1947 году во Францию из Калифорнии пожаловала одна из богатейших невест Америки – внучка и наследница основателя торговой империи Woolworth Франка Вулворта – Барбара Хаттон, русский князь быстро увлек ветреную миллионершу в свои сети. Барбара уже полтора года как развелась со своим третьим мужем – актером Гари Грантом – и приехала в Париж в поисках приключений и новой любви, которую она довольно быстро и нашла в объятиях русского князя. Трубецкой же нашел наконец средства для реализации своей мечты. В начале июня 1947 года Игорь на Simka-Gordini T11 дебютировал в Кубке малолитражек в Реймсе, и до окончания сезона успел принять участие еще в пяти гонках. Зимой Барбара и Игорь обвенчались в Цюрихе (Трубецкой стал четвертым из семи мужей Хаттон), после чего князь отправился в Маранелло выбирать свой свадебный подарок: новоиспеченная княгиня обещала подарить ему на свадьбу спортивный автомобиль. Правда, Трубецкой решил не ограничиваться просто покупкой спортивной машины, а скооперировавшись со своим приятелем миланским графом Бруно Стеци, основал собственную гоночную команду Gruppo Inter, нанял менеджера – бывшего пилота Maserati Гоффредо Зехендера и закупил у Энцо Феррари за 15 000 долларов сразу три Ferrari 166. Коммендаторе, только начинавший тогда в Маранелло собственное производство (до войны он работал на Alfa Romeo) был рад таким клиентам, поскольку два аристократа не только купили у него машины, но и собирались за свой счет выставлять их на гонки. Трубецкой и Стеци взяли у Энцо один тренировочный автомобиль 001S c широким кузовом Sport Spyder работы Аллемано и два боевых шасси: 010I и 006I в кузове Spyder Corsa. Именно на этих машинах Стеци в паре с графом Соаве Бесаной и Трубецкой с тосканским гонщиком Клементе Биондетти в начале марта должны были стартовать в легендарной сицилийской гонке «Тарга Флорио». Но судьба распорядилась иначе. Обкатывая перед гонкой на Сицилии Ferrari 166 006I Зехендер разбил автомобиль на котором должен был выступать Стеци. Поэтому, уступив графу свой 010I (для Стеци это была домашняя гонка и по соглашению он имел преимущество в выборе машины), Трубецкой вынужден был пересесть на тренировочный автомобиль. Но это в итоге и решило судьбу гонки в его пользу.
Трубецкой и Биондетти на пути к первой крупной победе для автомобилей Ferrari, Тарга-Флорио, 1948 год
В первые послевоенные годы достать на Сицилии качественное гоночное топливо было практически невозможно. А поскольку 001S по сути был не гоночным, а простым дорожным автомобилем, его двигатель был не так требователен к качеству горючей смеси. Поэтому Трубецкой и Биондетти чувствовали себя гораздо увереннее конкурентов обладавших потециально более быстрыми машинами. Единственное что досаждало нашим героям – огромное количество собак, выскакивавших под колеса. «Каждая сицилийская семья держала по два-три гигантских пса, и мы ежесекундно рисковали столкнуться с ними, – вспоминал позднее Трубецкой в беседе с известным британским журналистом Дагом Наем. – Но тут нам помог случай и… мафия. Как-то вечером мы ужинали в одном из ресторанов на набережной и к нам подсел мужчина с чашкой кофе. Мы мило поболтали, а когда расставались он поинтересовался: нет ли у нас каких проблем. Мы в шутку сказали ему, что единственная наша проблема – все эти собаки, стаями выскакивающие под колеса. На что он так очень серьезно ответил: «Прекрасно! В день гонки вы не увидите ни одной собаки». И действительно, во время гонки собаки словно испарились… Я потом поинтересовался у хозяина того кабачка, кем был наш собеседник. Но он лишь натянуто улыбнулся и процедил: «это был ОЧЕНЬ важный человек…» Невероятно!».
Но еще более невероятным было то, что русский князь Игорь Трубецкой на дорожном автомобиле сумел с первой же попытки выиграть одну из самых знаменитых гонок Европы. И хотя, справедливости ради надо заметить, что скорее всего большую часть дистанции за рулем был более опытный Биондетти, факт остается фактом. Пусть и на пару с итальянцем, но русский князь принес автомобилям Ferrari первую крупную победу. Но это было еще не все: через полтора месяца русскому князю предстояло стать первым пилотом, который вывел машину Ferrari на старт гонок Гран При.
Князь Игорь за рулем Ferrari в дебютном для марки Гран При в Монако, 1948 год
После сенсационной победы на Сицилии, Трубецкой уехал в Париж, навестить приболевшую супругу. Поэтому Зехендер одолжил его автомобиль – то самое шасси 010I, на котором Стеци и Бесана финишировали шестыми в «Тарга-Флорио» – легендарному Тацио Нуволари для участия в «Милле-Милья». Вскоре после старта Нуволари вышел в лидеры и безусловно должен был выиграть эту культовую 1000-мильную гонку, но едва гоночный караван достиг Рима, как его Ferrari начала разваливаться на куски. Рискуя жизнью Тацио сумел кое-как дотянуть до Реджо Эмилии, но у Виллы Оспицио вынужден был остановиться: на машине полностью отказали тормоза. От автомобиля по сути остался лишь каркас с двигателем и восстановить его к стартующему через две недели Большому Призу Монако было непросто. Поэтому в Монте-Карло Gruppo Inter заявила лишь один автомобиль: 006I графа Стеци, которому, казалось, и суждено будет стать первым пилотом выведшим Ferrari на старт Гран При. Но не тут-то было! В Монако Трубецкой потребовал от Стеци вернуть должок за Сицилию и отдать ему свою машину. «Как итальянец он имел преимущество на Сицилии, Монако же в силу моего французского гражданства, по сути был моим домашним Гран При и организаторы встали на мою сторону», – вспоминал позднее Трубецкой. Стеци был в бешенстве и, в сердцах проклиная своего партнера, прилюдно пообещал, Игорю что тот все-равно не увидит клетчатого флага. Так оно в итоге и случилось. Трубецкой уверенно держался на трассе, пока на 59-м круге гонки монегаск Луи Широн на Talbot не вытолкнул его Ferrari в отбойник в шикане на набережной – в том самом месте, где позднее улетали в море машины Альберто Аскари и Пола Хоукинса. «Луи был отличным парнем, но к сожалению он был еще и другом Стеци», – горевал Игорь. Купания в монакской бухте Трубецкой избежал, но гонка на этом была для него закончена: от удара об отбойник сломались рулевая колонка и передняя подвеска его Ferrari. Хотя по большому счету: все это уже было не важно. Одним лишь тем, что он стал первым гонщиком выведшим Ferrari на старт Гран При, Трубецкой навечно вписал свое имя в историю автоспорта.
Ив Жиро Кабанту на Largo-Talbot преследует Ferrari Трубецкого в шпильке у вокзала, Гран При Монако, 1948 год
Всего в 1947-1948 годах князь Игорь принял участие в 20 гонках (10 на Simca-Gordini, 9 на Ferrari, 1 на Cooper) и одержал две победы: в «Тарга Флорио» и гонке Ф-2 в Ангулеме 1948 года. По окончании сезона 1948 года Трубецкой оставил гонки, через пару лет вместе с женой уехал в США, увлекся искусством и в 80-х годах даже открыл в Нью-Йорке картинную галерею. Но это уже совсем другая история…