Спорт

Главная  /  Спорт  /  Gran Turismo: как игроку стать настоящим гонщиком

Gran Turismo:
как игроку стать настоящим гонщиком

Путь в большой автоспорт непрост. И часто ключевым на этом тернистом пути становится слово «бюджет». Даже при наличии таланта. А вот 25-летний Марк Шульжицкий из Владивостока стал профессиональным пилотом, удачно сыграв в компьютерную игру

Фото автора

Но сначала был картинг городского уровня. Почти восемь лет. Без серьезных перспектив на продолжение спортивной карьеры. Такие дисциплины, как ралли или столь популярный в дальневосточном регионе дрифтинг, Марку были неинтересны, а что касается кольцевых гонок, то для участия, к примеру, в азиатских чемпионатах, требовались приличные финансовые вложения. Тем не менее Марк жил не просто надеждой однажды вытащить счастливый билет: на «гражданском» автомобиле участвовал в трек-днях, шлифовал мастерство в виртуальных гонках… И когда в 2012 году в Россию пришел совместный проект компаний PlayStation и Nissan, Марк Шульжицкий был полностью готов к сражению в виртуальном мире гонок Gran Turismo, проходивших под эгидой ниссановской GT Academy. Более 32 тысяч участников вышли на старт российского этапа, и лишь 14 финалистов два года назад отправились для заключительного тура национального отбора на легендарный английский автодром Сильверстоун. Лучшим в этом соревновании стал Марк Шульжицкий.

Трудно сказать, можно ли считать пример Марка руководством к действию. Внешне все выглядело просто: сыграл в игру, а дальше закрутилась карусель реальных гонок. Как-то нестандартно...

После этого жизнь Марка кардинально изменилась, события развивались с потрясающей быстротой. Трехмесячная программа подготовки выпускников GT Academy, предусматривавшая участие в гонках на трассах Великобритании, получение международной гоночной лицензии, и уже в январе 2013 года старт в гонке «24 часа Дубая» в экипаже с опытнейшим Романом Русиновым и такими же, как он, выпускниками GT Academy разных лет Лукасом Ордоньесом, Стивом Доэрти и Вольфгангом Райпом. Результатом дебюта стало второе место в классе. Насколько реальность отличалась от мира виртуальных гонок? «Безусловно, отличалась, — говорит Марк. — Хотя сначала это были почти «гражданские» автомобили, имеющие в своем арсенале лишь каркасы безопасности и гоночные слики. Чаще всего это был Nissan 307Z — в Англии на нем я выступал в национальном чемпионате. И тогда все было в новинку, включая не прощающие ошибок старые английские трассы с короткими зонами безопасности. Адаптироваться очень помогли наши инструкторы, в прошлом профессиональные гонщики. И тогда же я получил первые навыки работы с телеметрией». Последнее действительно крайне важно для любого гонщика. Именно данные телеметрии позволяют найти резервы скорости, понять, где были допущены ошибки. А темп работы все возрастал, менялись трассы, чемпионаты и автомобили: почти серийный Nissan 307Z, легкая и быстрая, снабженная секвентальной коробкой передач и более мощными тормозами версия GT4, а затем и участие в сериях Blancpain Endurance и FIA GT за рулем Nissan GT-R Nismo GT3. И очередной подиум в классе Pro-am на этапе Blancpain Endurance Series на французской трассе «Поль Рикар». И очередные открытия. «Я был просто шокирован скоростью Nissan GT-R Nismo GT3 — это самый настоящий гоночный болид! — рассказывал Марк. — Все очень серьезно. Даже процедура запуска двигателя похожа на какой-то технический ритуал». А дальше в едва начавшейся профессиональной карьере Марка Шульжицкого наступила «эра спортпрототипов»: в том же 2013-м он в составе команды Greaves Motorsport дебютировал в классе LMP2 на этапе FIA World Endurance Championship в Шанхае за рулем Zytec, оснащенного двигателем Nissan. «И опять было удивление, — признается Марк. — Прототип по сравнению с GT-R — это колоссальная разница. Тяжелая (и это ощущается в управлении), но имеющая прижимную силу и очень быстрая машина. У нее великолепная динамика разгона и отличное, благодаря карбоновым тормозам, замедление. В то же время переход на совершенно другую технику дался очень легко — мне нравятся автомобили, которые стабильны на высоких скоростях. А еще спортпрототипы удивительно красивы — на них даже смотришь как на произведение искусства». В своем очередном дебюте вместе с товарищами по Greaves Motorsport Бьерном Вирдхэймом и Эриком Люксом Марк Шульжицкий финишировал на пятом месте в категории LMP2. А потом были «24 часа Ле-Мана»…

Оцените сами: в 2012-м Марк Шульжицкий победил в компьютерных баталиях, а в июне 2014-го он в составе трио французской команды OAK Racing Ligier-Nissan стартовал в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана», гонке, которую и звезды автоспорта считают событием выдающимся. «Для меня этот сезон складывался идеально, — комментирует Марк Шульжицкий. — Но в то же время непросто. На старт Ле-Мана я вышел на совершенно новом автомобиле, который на тестах прошел 2500 километров — не так уж много. А повезло в том, что рядом со мной всегда оказывались “правильные” люди. К примеру, в тестовой работе перед Ле-Маном мне очень помог Оливье Пла, бывший заводской пилот Peugeot. Да и экипаж у нас был отличный: Алекс Брандл, для которого нынешний Ле-Ман стал уже третьим, и второй раз стартовавший в этом марафоне Ян Марденборо. Вот такой симбиоз: помощь коллег и мое желание как можно быстрее начать бороться за победы. Что же касается впечатлений, то “24 часа Ле-Мана” — событие потрясающее. И с точки зрения самой гонки, и в плане атмосферы». В этой гонке действительно было все: и лидирование в классе, и технические проблемы… В результате экипаж OAK Racing Ligier-Nissan завершил суточный марафон на пятом месте в категории. После гонки в Ле-Мане Марк провел три этапа в гонках ELMS, европейской серии Ле-Ман, выступая в составе английской команды Greaves Motorsport вместе с победителем чемпионата FIA Formula 2 2012 года и тест-пилотом команды Williams F1 Лучано Бачетой. Причем команда «вписалась» в чемпионат без предварительных тестов и с середины сезона. Лучшим был этап на австрийской трассе Red Bull Ring, где дуэт Лучано и Марка финишировал на четвертой позиции. Каким будет продолжение карьеры? Об этом Марк Шульжицкий обещал рассказать чуть позже. Во всяком случае, сегодня его менеджмент и финансирование участия в гонках осуществляет компания Nissan, и Марк очень надеется на продолжение этого сотрудничества. Так что же, выходит, повезло? Вытащил парень из Владивостока свой счастливый билет? «Конечно, — смеется Марк, — я на сто процентов везунчик! Я же не только попал в Ле-Ман, но и провел эту гонку в конкурентоспособной команде! Мог ли я об этом мечтать!» Вот так просто. Абстрагируясь от всего вышесказанного. В том числе и от таланта, которым Марк, несомненно, обладает. Так что если вы, любители автоспорта, захотите повторить путь Марка Шульжицкого, вам остается сущий пустяк — стать победителем в компьютерной игре.