Спорт
Главная  /  Спорт  /  FIA WEC — 2018. Курс на «Ле-Ман»
[

FIA WEC — 2018. Курс на «Ле-Ман»

]
FIA WEC — 2018.Курс на «Ле-Ман»
Российская команда SMP Racing открыла суперсезон гонок на выносливость FIA WEC шестичасовым этапом на знаменитой бельгийской трассе Спа-Франкоршам. Попросите любого пилота-кольцевика назвать любимые гоночные трассы, и этот автодром наверняка окажется среди «самых-самых». Контингент гонщиков SMP Racing исключением не является, но на сей раз ни сами гонщики, ни технический персонал команды не говорили о том, как прекрасно победить именно здесь. И на то были свои причины.

КАКИМ ОН БУДЕТ, FIA WEC — 2018

В этом году команда SMP Racing выводит на тропу войны гонок на выносливость новое оружие — спортпрототип BR1, подготовленный российской компанией BR Engineering и компанией Dallara по техническим требованиям LMP1, «топового» класса FIA World Endurance Championship. Правда, нынешний чемпионат мира в этой высшей лиге гонок на выносливость складывается достаточно странно. Постепенно из класса LMP1 начали уходить заводские команды: сначала Audi, а в прошлом году состоялись торжественные проводы Porsche. Уходили не потому, что в FIA WEC их что-то не устраивало, просто впереди были не менее интересные проекты. Например, Formula E, где уже выступают болиды Audi и куда на следующий год придет Porsche. А вот заводская команда Toyota Gazoo Racing с моделью Toyota TS050 Hybrid в чемпионате осталась.

Казалось бы, опасения что с уходом заводских команд класс LMP1 канет в Лету, не оправдались — на первом этапе в стартовом протоколе было представлено пять частных команд, которые вывели на трассу восемь автомобилей. Вот только соревноваться им предстояло с парой Toyota, оснащенных гибридными силовыми установками. И мощность у Toyota TS050 Hybrid значительно выше, и показатели экономичности лучше, что для длинных гонок крайне важно. Вроде бы несправедливо, но можно понять и организаторов чемпионата: вот осталась Toyota в гонках FIA WEC, а механизма, как уравнять возможности гибридов и не гибридов, пока не придумали. Вернее, решили посмотреть, как все будет складываться. В надежде на чудо. Что же касается Toyota, то лично я не исключаю возможность ухода команды сразу после второго этапа чемпионата — знаменитой гонки «24 часа Ле-Мана». Уж так сложилось, что в гонках на выносливость побед у Toyota было предостаточно, а в 2014 году команда оформила титул чемпиона мира, но гонка «24 часа Ле-Мана» ей так и не покорилась. Это было каким-то проклятьем — иногда злой рок настигал лидирующие автомобили Toyota чуть ли не на финишной прямой. А победа в «Ле-Мане» действительно дорогого стоит. Поэтому, если вернуться к теме присутствия заводской команды Toyota в FIA WEC, мне кажется, что принципиальные решения организаторы чемпионата примут после «24 часов Ле-Мана».

Именно об этой гонке чаще всего говорили и в боксах SMP Racing. Пилоты и весь персонал команды SMP Racing комментировали создавшееся перед началом чемпионата положение довольно скупо: мол, ситуация такая, какая есть. И вот что по этому поводу говорил пилот команды Михаил Алешин: «Разумеется, технические возможности Toyota и всех остальных команд сравнивать нельзя, и перед организаторами, пытающимися хоть как-то те самые возможности уравнять, стоит очень сложная задача. В то же время радует, что в нынешнем сезоне в классе LMP1 много участников, и зрители могут рассчитывать на хорошее шоу. Очень надеюсь, что мы сумеем побороться, и уж точно скучно не будет».

Как в театр, на гонку «6 часов Спа» многие пришли на Фернандо Алонсо.

В Бельгии Виталию Петрову и Михаилу Алешину пришлось сражаться вдвоем.

Первой жертвой «Красной воды» стал Пьетро Фиттипальди.

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

За последние полгода новостей из команды SMP Racing было предостаточно, и серии гонок на выносливость исключением не явились. В ноябре 2017-го на заключительном этапе FIA WEC, проходившем в Бахрейне, состоялась презентация болида BR1, а дальше тесты, в ходе которых пилотам команды предстояло научить автомобиль ездить. И не просто ездить, а побеждать. А побеждать можно только в том случае, если все узлы, агрегаты и элементы автомобиля удастся оптимально скомпоновать и заставить работать максимально надежно. Надежность в этой дисциплине автоспорта можно считать ключевым словом. А еще в гонках спортпрототипов не меньше, чем в «Формуле-1», важна аэродинамика. И не случайно в процессе работы над BR1 только в аэродинамической трубе было проведено 16 сессий общей продолжительностью около 600 часов, и за это время было проведено около 1000 различных тестов. Необходимо было определиться и с выбором двигателя: для класса LMP1 двигатели предлагают и Gibson, и Nismo, и Mecachrome… В случае с BR1 выбор был сделан в пользу компании Advanced Engine Research (AER) — это V-образная турбированная «шестерка» мощностью 720 л. с. В процессе создания автомобилей было проведено множество как дорожных тестов, так и тестов на симуляторах. Только на симуляторах пилоты SMP Racing отработали 64 часа, что позволило «проехать» почти 900 виртуальных кругов по гоночным трассам. Помимо двух автомобилей для команды SMP Racing компания BR Engineering получила заказ на подготовку автомобиля класса LMP1 для команды DragonSpeed. В этом случае в качестве силового агрегата был выбран атмосферный мотор Gibson.

В дебютной гонке в команде SMP Racing решили использовать аэродинамический обвес для «Ле Мана».

Слева направо: Егор Оруджев, Стефан Сарразан и Матевос Исаакян.

Но насколько бы хорошими ни были созданные автомобили, роль пилота в деле завоевания победы никто не отменял. К выбору экипажей в SMP Racing подошли нестандартно. В автомобиле под № 11 предстояло стартовать опытнейшим Виталию Петрову и Михаилу Алешину. Виталий в свое время сумел почувствовать вкус «Формулы-1», а затем выступал в кузовной серии DTM, а Михаил совсем недавно вернулся из-за океана, где успешно выступал в серии IndyCar. На бельгийском этапе Виталию и Михаилу предстояло бороться вдвоем, но в Ле-Мане, в гонке на кольце Сарте, к ним присоединится чемпион мира в «Формуле-1» Дженсон Баттон. Правда, в шестичасовой гонке на трассе Спа-Франкоршам вдвоем выступать непросто. Но опять же вся программа была «заточена» под «Ле-Ман». Интересным был и состав второго экипажа, куда вошли пилоты молодежной программы SMP Racing Егор Оруджев и Матевос Исаакян, последние два года выступавшие в Formula Renault 3,5. А «дядькой» над молодыми пилотами был назначен Стефан Сарразан, ранее выступавший и в «Формуле-1», и в ралли, и в гонках на выносливость. И, кстати, был призером «24 часов Ле-Мана». Но, конечно же, для молодых пилотов выступление в FIA WEC — очень серьезный вызов. Здесь для них было все в новинку: и автомобиль, и формат соревнований... Да и сама команда проходила «курс молодого бойца» в высшей лиге гонок на выносливость.

РАЗВЕДКА БОЕМ

Перед началом гоночного уикенда инженеры и пилоты команды SMP Racing больше всего говорили об аэродинамике. Для BR1 было подготовлено два вида аэродинамического обвеса, отличающихся уровнем прижимной силы. Один из них, «а-ля Ле-Ман», команда решила испытать на трассе Спа-Франкоршам. Проблема состояла в том, что на бельгийской трассе аэродинамическая нагрузка крайне важна — только так без потери темпа можно проходить быстрые повороты, которых здесь хватает. Один только Eau Rouge (знаменитая «Красная вода») чего стоит. На трассе в Ле-Мане, наоборот, много сверхдлинных прямых, на которых повышенная аэродинамическая вооруженность будет только мешать. А курс, как говорилось выше, был взят именно на гонку «24 часа Ле-Мана». «Прототипы LMP1 — это “Формула-1” в мире гонок на выносливость, — рассказывал Михаил Алешин. — Да и по повадкам этот автомобиль очень близок к “формулам”». А насколько серьезно относятся к аэродинамике в «Формуле-1» и как скрупулезно инженеры работают над каждым аэродинамическим элементом, всем хорошо известно.

Toyota TS050 Hybrid. Победитель гонки «6 часов Спа».

Об изначальном техническом преимуществе Toyota уже говорилось, но тем не менее самым распространенным вопросом, задаваемым в паддоке, был такой: насколько скорость болидов SMP Racing близка к той, на которую способны прототипы с гибридными силовыми установками. На самом деле вопрос был не таким уж праздным: прошедшие накануне сезона тесты на трассе «Поль Рикар» доминирующего преимущества Toyota не показали, но бог его знает, по какой программе работал грозный соперник. Но вопрос задавался с завидным постоянством, и наши пилоты терпеливо на него отвечали: «На результаты Toyota всерьез не ориентировались и на тестах работали по собственным программам. Для нашей новой команды это первая гонка, мы не исключаем, что в ее ходе может возникнуть немало вопросов. Кстати, вы же не ожидаете мгновенных успехов от новых команд в “Формуле-1”? Но вот остальные “не гибриды” являются нашими прямыми соперниками». Определенную долю понимания могла внести квалификация накануне «6 часов Спа», но в самом ее начале из-за технических проблем из борьбы выбыл экипаж № 17. Инженеры команды могли бы установить причину неисправности и вернуть автомобиль в сражение за стартовую позицию, но он был доставлен в закрытый парк, принять участие в квалификации уже не мог и стартовать ему предстояло в хвосте пелетона. Экипаж Виталия Петрова и Михаила Алешина квалифицировался на пятом месте, уступив, помимо тандема Toyota, двум экипажам команды Rebillion Racing. «Rebillion — наши главные конкуренты, — отметил после квалификации Виталий Петров. — Мы не рисковали и не пытались прыгнуть выше головы, наша цель как можно успешнее выступить здесь, в Спа, но главный наш ориентир — это “Ле-Ман”». Но и с лидерами квалификации все было не так просто. Лучший результат показал экипаж Toyota в составе Майка Конвея, Камуи Кабаяши и Хосе Марии Лопеса, но в ходе технических проверок было зафиксировано несоответствие заявленному номера датчика расхода топлива на их автомобиле. Последовало аннулирование результатов их квалификации, и с первой позиции предстояло стартовать экипажу их товарищей по команде — Себастьяну Буэми, Казуки Накаджиме и Фернандо Алонсо. А еще квалификация была отмечена серьезной аварией пилота команды DragonSpeed Пьетро Фиттипальди в повороте Eau Rouge, после которой Пьетро с переломами ног был отправлен в госпиталь в Льеже. «Красная вода» ошибок не прощает.

Победу в классе LMP2 одержал экипаж российской команды G-Drive Racing.

Что касается гонки, то для двух экипажей SMP Racing она складывалась по-разному, но тем не менее в «сухом остатке» — положительный результат. Возможно, кто-то, опираясь только на итоговый протокол, с этим не согласится: экипаж Виталия Петрова и Михаила Алешина финишировал на шестом месте, а что касается экипажа № 17, стартовавшего из конца пелетона, то за час до окончания гонки Матевос Исаакян попал в серьезную аварию и разбил автомобиль. Сам гонщик был отправлен для стандартной процедуры обследования в госпиталь, но с его здоровьем было все в порядке. Причем в гонке был момент, когда Егор Оруджев вывел BR1 на третье место. «У нас был неплохой темп, и если оглянуться назад, то по сравнению с периодом тестов мы сильно прибавили, — рассказывал Егор. — Что касается третьей позиции, я о ней узнал только после смены. Находясь за рулем, я не знал о нашем месте в гонке, мне важно было сосредоточиться на управлении автомобилем. Но скорость у машины была, и это позитивный факт». Для Виталия Петрова и Михаила Алешина «6 часов Спа» тоже проходили не без приключений: повреждение днища болида в начале гонки, прокол колеса... А что касается оценки результата, то вот что говорил после финиша Михаил Алешин: «Нашей основной задачей было доехать до финиша, и эту задачу мы выполнили. У нас новая команда, новая машина... В таких условиях задачи победить во что бы то ни стало не было. На этом этапе были другие цели — проверить наши возможности перед гонкой «24 часа Ле-Мана», исправить возможные ошибки. С этой точки зрения впечатления от гонки «6 часов Спа» самые позитивные». На первом и втором местах в абсолютном зачете и классе LMP1 финишировали Toyota, причем на верхней ступени подиума стоял экипаж в составе Себастьяна Буэми, Казуки Накаджимы и Фернандо Алонсо. И Фернандо не скрывал, что эта победа для него крайне важна — последнюю победу на этапе чемпионата мира, правда в «Формуле-1», он одержал пять лет назад, в 2013 году. А российский гимн в Бельгии все же прозвучал: победу в классе LMP2 одержал экипаж российской команды G-Drive Racing в составе Романа Русинова, Эрика Верня и Андреа Пиццитолы.

Вот такой он, коварный Eau Rouge.

Виталий Петров обходит спортпрототип команды Bukolles Racing Team. И таких обгонов за шесть часов гонки было великое множество. Представьте себе, сколько их будет за 24 часа.

«ПО ДУШАМ» С ВИТАЛИЕМ ПЕТРОВЫМ

В дни гонок пилоты большую часть отведенного для различных интервью времени отвечают на дежурные и «протокольные» вопросы, которые чаще всего касаются конкретного соревнования. С Виталием мы беседовали о другом.

— Если разделить твою жизнь на  «в «Формуле-1» и после», где были и серия DTM, и нынешние гонки на выносливость, что-то в тебе изменилось?

— Ты, может быть, удивишься, но не изменилось ровным счетом ничего. Да, разный уровень, разные автомобили, но все это время я провел в соревнованиях, и это для меня самое главное. Есть некоторые нюансы. Если говорить о гонках на выносливость, то здесь, пожалуй, нужно больше, чем где-либо, думать о команде, о своих напарниках. Здесь нельзя, как это часто бывает в кузовных гонках, влетать в поворот на позднем торможении, рисковать на грани. Нужен трезвый расчет: разбитая тобой машина сводит на нет усилия всего экипажа. Ну, а в целом ничего не поменялось — я профессиональный гонщик и к любой серии, к любому чемпионату должен относиться максимально ответственно.

— А где проще и комфортнее было психологически?

— Психологический прессинг, который существует в «Формуле-1», сказывается значительно больше, нежели в других дисциплинах автоспорта. И там очень сложно выстраивать отношения, помогающие создать комфортную психологическую обстановку в команде, ту, о которой ты говоришь. Вплоть до того, что ты не всегда будешь в команде услышан, если говоришь о недостатках автомобиля. Но для меня самым сложным было то, что я стал первым российским гонщиком в F1 и банально многого не знал о «кухне» этих гонок.

— После «Формулы-1» в твоей карьере была кузовная серия DTM и вот теперь спортпрототипы. Где тебе интереснее как гонщику?

— Спортпрототипы очень близки к «формулам», тем автомобилям, которые мне нравятся больше всего. Серия DTM — это совсем другая, очень «специальная» дисциплина. Там длинный сезон, большое количество тестов... И победа там нередко прямо пропорциональна затраченному для ее достижения времени. Но в  любом случае мне более близки «формулы».

PORSCHE НЕ РАССТАЕТСЯ С FIA WEC

И В ГОНКАХ, И В ОРГАНИЗАЦИИ

В ноябре прошлого года на заключительном этапе чемпионата мира по гонкам на выносливость состоялось последнее выступление заводской команды Porsche. Последнее в высшей лиге FIA WEC — классе LMP1. Но чемпионат без автомобилей Porsche не остался. Во-первых, команда Porsche GT Team с моделью 911 RSR представлена в классе LMGTE Pro. Во-вторых, начиная с нынешнего сезона и до 2020 года дирекция чемпионата будет использовать в качестве автомобилей безопасности Porsche 911 Turbo — две машины будут сопровождать чемпионат мира на всех этапах, а три — постоянно находиться в Ле-Мане. Кроме того, 16 машин других моделей Porsche будут использоваться в FIA WEC в качестве медицинских автомобилей и автомобилей служб безопасности.

Нынешний Safety Car, полноприводной Porsche 911 Turbo, немногим отличается от серийной версии. На него установлен 3,8-литровый 6-цилиндровый двигатель с турбонаддувом мощностью 540 л. с. Максимальная скорость автомобиля — 320 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимает 3,0 секунды. Для улучшения динамических показателей используется пакет Sport Chrono. В трансмиссии — 7-ступенчатая коробка передач с двойным сцеплением, а уже в базовой комплектации автомобиля для ручного переключения передач предусмотрены расположенные на руле лепестки. Автомобили оснащены 20-дюймовыми колесными дисками с шинами Michelin Pilot Sport Cup 2. В комплекс специального оборудования входят гоночные сиденья-«ковши», 6-точечные ремни безопасности, монитор для индикации сигналов на трассе, радио для связи с руководством гонки, световые сигналы на крыше и светодиодные проблесковые маячки в переднем и заднем бамперах.

БЫСТРЕЕ ВСЕХ

Это произошло именно здесь, на трассе Спа-Франкоршам, но чуть раньше, чем здесь состоялся первый этап суперсезона FIA WEC-2018. Спортпрототипы Porsche 919 Hybrid покинули чемпионат мира в гонках на выносливость, но весь свой потенциал автомобилей подразделение LMP 1 спортивного отделения Porsche еще не реализовало. И вот сейчас, когда пресс соревнований уже позади, появилась возможность для импровизаций. Вот что говорил Стивен Митас, возглавлявший в Porsche проект LMP 1: «Мы разрабатывали и улучшали наш автомобиль в течение четырех лет, и у всей команды очень теплое отношение к нему. Но мы знали и то, что каким бы хорошим он ни был, мы еще не раскрыли все его возможности. На этот раз мы не ограничены техническими требованиями и в «свободном полете» можем показать, на что способна версия Porsche 919 Hybrid Evo». Силовая составляющая для Porsche 919 Hybrid Evo осталась без изменения — это 2-литровый V-образный 4-цилиндровый бензиновый двигатель с приводом на заднюю ось. А крутящий момент на переднюю ось передает электромотор. Энергия от двух систем рекуперации (энергия от тормозов и тепловая энергия выхлопа) накапливается в литиево-ионной батарее с жидкостным охлаждением. Но если по правилам гонок на выносливость расход топлива жестко контролируется, и двигатель внутреннего сгорания автомобиля 919 Hybrid на гоночной трассе Спа-Франкоршам должен потреблять не более 2,464 литра топлива на круг, выдавая около 500 л. с., то ДВС 919 Hybrid Evo, освобожденный от этих ограничений, с топливом, содержащим 20% биоэтанола, и обновленным программным обеспечением имел мощность 720 л. с.

Итак, легендарная трасса Спа-Франкоршам с длиной круга 7004 метра, за рулем Porsche 919 Hybrid Evo 34-летний швейцарский гонщик Нил Яни. Температура воздуха — 11 °C, температура дорожного полотна — 13 °C. И время рекордного круга — 1 минута 42,553 секунды, что на 0,773 секунды превышает рекорд, установленный Льюисом Хэмилтоном за рулем Mercedes F1 W07 в прошлогодней квалификации перед Гран-при Бельгии. В рекордном заезде средняя скорость Porsche 919 Hybrid Evo составила 245,61 км/ч, а максимальная — 359 км/ч. С 2015 по 2017 г. три подряд победы в гонках «24 часа Ле-Мана», три чемпионских титула в зачете производителей и зачете пилотов… Это все достижения Porsche 919 Hybrid. А завершение карьеры легендарных автомобилей увенчала вот такая вишенка на торте...