Top.Mail.Ru
Доктор на Дакаре. Встань и иди!

Доктор на Дакаре. Встань и иди!

31.01.2007
Его фамилии нет в судейских протоколах «Дакара», но на ралли-рейде доктор Бубновский отнюдь не турист.

Станислав Шустицкий

Его фамилии нет в судейских протоколах «Дакара», но, тем не менее, доктор Бубновский вместе с командой «КамАЗ-Мастер» принимал поздравления на берегу Розового озера, а в его кабинете стоит статуэтка Золотого бедуина. Та, которую получают покорители пустыни.

Доктор на Дакаре. Встань и иди!

Сергей Бубновский

© Фото: 5 колесо

Кандидат медицинских наук Сергей Бубновский лечит движением. Об этом говорит само название метода, автором которого он является, — кинезитерапия. В переводе с латинского kinesis — движение, terapia — лечение: «Основная проблематика, которой мы занимаемся, — лечение костно-мышечной системы, которую мы рассматриваем как нечто единое. Остеохондроз, переломы позвоночника, артрозы, артриты, сколиоз — все это должно лечиться сочетанием этих двух факторов. Но так получилось, что мышечная система выпала из поля деятельности врачей-неврологов».

Многотонный грузовик взлетает на гребень бархана и, пролетев десяток метров по воздуху, рушится вниз. Приземление похоже на удар «твердым тупым предметом». Перед глазами темная пелена, а тело, словно свинцом, наливается болью. Кто сказал, что пески мягкие? Дотерпеть до бивуака, где могут вколоть обезболивающее…

Но, если верить GPS, до финиша спецучастка еще километров 200. А что потом? Операция, месяцы в корсете, инвалидность? Забавно, я ведь где-то уже слышал, что для позвоночника самые вредные профессии — бухгалтер и водитель…

Доктор на Дакаре. Встань и иди!

Сергей Бубновский

© Фото: 5 колесо

Поводом для знакомства с Сергеем Михайловичем Бубновским послужили дифирамбы, которые пели ему все без исключения члены команды «КамАЗ-Мастер». Нынешний «Дакар» для него уже третий, и меня больше всего интересовала именно эта часть его работы.

«С гонщиками из Набережных Челнов я познакомился в то время, когда без корсетов и обезболивающих блокад они уже не могли доезжать до финиша, — рассказывает Сергей Михайлович. — Неудивительно: 50% экипажей на “Дакаре” сходят только из-за боли в спине.

Доктор на Дакаре. Встань и иди!

Сергей Бубновский

© Фото: 5 колесо

Гонщик испытывает тяжелый болевой синдром, у него отнимаются ноги, он впадает в депрессию. Лекарства приносят небольшое облегчение и в то же время гасят реакцию, снижают концентрацию. С учетом этого руководитель команды Семен Якубов так сформулировал мое “техзадание”: отсутствие хирургического вмешательства, лекарственной терапии, и все это… при отсутствии нормальных условий для работы доктора. Нужен был именно полевой врач.

«Раньше для меня ралли-рейд “Париж — Дакар“ был чем-то недоступным, где-то на уровне космоса. На поверку это оказалось тяжелой работой. Трудная трасса, постоянная вибрация, минимум движения в душной кабине, обезвоживание. На этом фоне компрессия глубоких мышц — на финише спецучастка экипаж буквально вынимали из кабины. Я укладывал гонщиков на кушетку или прямо на пол, расправлял спазмированные мышцы, и утром ребята продолжали гонку без всяких болевых синдромов. Плохо чувствовали себя в те дни, когда гонка продолжалась без заезда на бивуак.»

Доктор на Дакаре. Встань и иди!

Сергей Бубновский

© Фото: 5 колесо

«На “Дакаре” я впервые доказал возможность работы в полевых условиях с компрессионным
Переломом и травмой спинного мозга. Такое повреждение я называю травмой новобранца.
Как правило, новый пилот довольно быстро получает компрессионный перелом. В этот раз им был Андрей Макеев. Когда мне его принесли, спина представляла сплошной кровоподтек. Думаю, любой другой врач пошел бы по накатанному пути:­ жесткие носилки, корсет и эвакуация. 70% травм такого характера заканчиваются инвалидной коляской. Ситуация осложнялась тем, что к этому моменту в строю оставался только один автомобиль… Впервые в мировой практике я расправлял спазм мышц в остром состоянии. Надо отметить, что это мотивированные, волевые люди. Все манипуляции я проделывал без обезболивания: расправлял мышцы, позвонки. И на следующий день Андрей вышел на старт! Но после каждого спецучастка его вынимали из кабины и он вновь попадал в мои руки. И экипаж финишировал!»

«Еще более серьезная неприятность произошла через год с Сергеем Решетниковым: травма наслоилась на старый перелом, причем в грудном отделе позвоночника. Если спазм сразу не убрать, то гематома, словно ржавчина, проникает между позвонками и отключает нервную проводимость к ногам. И в этом случае экипаж продолжил гонку.»

«Истории полевого врача» можно продолжать и продолжать. Например, между двумя “Дакарами”, на ралли в Астрахани и в Калмыкии были еще три перелома позвоночника. И самое важное не в том, что я сумел вывести ребят из острого состояния, а то, что с компрессионными переломами они продолжали гонку! Есть чувство удовлетворения оттого, что на “Дакаре” я не был туристом».

«Не секрет, что такому заболеванию, как радикулит, в большей степени подвержены профессиональные водители. «За сосудистую систему организма отвечают мышцы, ведь именно там находятся сосуды. Застойные мышцы провоцируют заболевание остеохондрозом, а спазм мышц тут же вызывает проблемы с кровоснабжением других органов. Неслучайно нейрофизиологи называют мышечную систему, составляющую в норме 40% тела, периферическим сердцем. Плохо работающая мышца атрофируется, затем атрофируется сосуд, плохо работает нерв, микрососуд. Результат: застой, отек, боль, артроз, артрит — вот такая цепочка».

Доктор на Дакаре. Встань и иди!

Сергей Бубновский

© Фото: 5 колесо

Сергей Бубновский твердо уверен в том, что причиной всех заболеваний, за исключением внешних воздействий и онкологии, является мышечная недостаточность. «Неработающая мышца — прямой путь к гипоксии, дистрофии, ишемии… Мышцы восстанавливаются в любом возрасте, но для этого каждая их группа должная получать свою программу для активизации и расслабления. Если человек будет следить за всеми 700 мышцами, он не должен функционально стареть. Если не заниматься, то к шестидесяти годам теряешь 50% мышечной ткани. При этом нужно иметь в виду, что мышца “помнит” информацию 48 часов, и если ты три дня не позанимался, то пора лечиться методом кинезитерапии».

Центральное место в методике Бубновского занимает работа на тренажерах. «Речь не об увеличении мышечной массы. Меня не волнует объем бицепса или трицепса, мне нужно, чтобы мышца меня поднимала, наклоняла и сгибала. И потом, кинезитерапия — это уже лечение, а необходима профилактика. Есть три ключевых упражнения: отжимания, приседания и тренировка брюшного пресса. Этого вполне хватит
для “жизнеобеспечения».

Дело принципов

В лицензии на деятельность Центра кинезитерапии Бубновского значится до боли знакомая аббревиатура — ЛФК . «Если честно, для меня ЛФК — полная абракадабра. Представь себе: физическая культура, да еще и лечебная. Какие-то пять-шесть упражнений, но только до боли, а не через боль, до пота, но не через пот. Мое твердое убеждение: все заболевания костно-мышечной системы можно лечить упражнениями. Вопрос, какими и в каком количестве. И в этом еще один принцип кинезитерапии, который я возродил: правильное движение лечит, неправильное — калечит».

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное